Александр Мелихов «Фантастический заповедник»
Философская зарисовка. К вопросу о месте фантастики в современной литературе.
«Либерализм — союз индивидуализма и рациональности отвергает сразу и масштабность, и фантазию. То есть отвергает человека разумного, которого гораздо правильнее называть человеком фантазирующим, поскольку он всегда служит неким воображаемым объектам, а потому людей способны объединять лишь коллективные фантомы...Одним из серьёзнейших фантомов современности не в социальной, а в экзистенциальной сфере и состоит в том, что человек защищается фантазией от ужаса космической тьмы и небытия. В коллективной деятеьности человек ищет решения не столько материальных, сколько экзистенциальных проблем и формирования иллюзорного бессмертия... И на примере искусства способ примирения горькой реальности и фантомов объединен в жанре трагедии (избавление от чувства ничтожности страданий). Но трагедии нынче не в фаворе и только единственный заповедник, где по-прежнему продуцируются масштабные объединяющие химеры это интеллектуальная часть фантастики.»
Входит в:
— журнал «Полдень ХХI век, декабрь 2007», 2007 г.
Номинации на премии:
номинант |
Полдень, 2008 // Критика, публицистика эссе |
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Darth_Veter, 27 декабря 2022 г.
Весьма сложная для понимания статья касающаяся свободы выбора в науке и социальной жизни. Автор обрисовывает различия между этими областями нашей жизни и делает вывод о «диктатуре мышления». В науке она, скорее всего, полезна, хотя временами может и затормозить процесс познания мира (как это случилось в начале ХХ века, когда ученые вполне серьезно считали, что здание физики полностью построено и ожидать новых идей и открытий не приходится). В социальной сфере диктатура спасает, как правило, только правящий класс и настраивает против себя угнетаемый, что со временем приводит к хаосу в общественной жизни и, как закономерный итог, — к революции. В итоге плавный ход истории нарушается и все достижения культуры летят к чертям. Пример: сравните творчество Горького и Блока ДО Октябрьской революции и ПОСЛЕ нее. Нужно или нет создавать себе описанные в статье «объединяющие фантомы» — вопрос весьма тонкий и неоднозначный. Не один философ уже сломал на нем свои зубы. Единственное, с чем можно согласиться, так это с «обкаткой» подобных идей в литературе (в первую очередь, фантастической). Опираясь на такие мысленные эксперименты, можно не только вычислить последствия каждого шага, но и найти правильное решение для любой ситуации.