Михаил Павлов «Руки моей матери»
- Жанры/поджанры: Хоррор/Ужасы (Классический мистический хоррор | Современный психологический хоррор )
- Общие характеристики: Психологическое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Россия/СССР/Русь )
- Время действия: 21 век
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
Илья – веселый общительный парень, вышедший из большой дружной семьи. Неожиданно он сталкивается с кошмарной ведьмовской сущностью, которая преследует его. Реальна ли она? Откуда пришла? Почему выбрала именно его?
Входит в:
— антологию «13 ведьм», 2016 г.
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
euthanazia, 4 февраля 2021 г.
У Павлова лёгкий слог, рассказы как правило читаются непринуждённо. Почти во всех его работах сквозит что-то лавкрафтианское — скользкий, липкий, гнетущий ужас, охватывающий персонажа постепенно, представляющийся больше как сон, чем явь. Этот рассказ написан в таком же стиле, но мне не хватило информации, предыстории. В предыдущих отзывах многие чуть ли не в экстазе от заключительного рассказа сборника, и у меня появилось стойкое ощущение, что я что-то упустила. Поэтому я прочитала рассказ второй раз. Ощущения остались прежними: ужас хорош, прописан прекрасно, рисует очень живые картинки в воображении, но... В чём проблема героя то? Его одного из пяти детей мама не любит? Что это за фигня? То ли ему это кажется. Не хватает кусочка пазла в этой истории. Очень бы хотелось прочитать расширенную версию рассказа, где будет поподробней о семье героя, да даже о соседке побольше, уж слишком вскользь всё описано, будто это не важно вообще. Будто хоррор-составляющая возникла у автора в голове, а оправу достойную ему он придумать поленился. А вообще потенциал у Павлова есть и со времён своего «Фарша» он продвинулся вперёд. Надеюсь, будет эволюционировать как писатель и дальше. Так как рассказ играет ярким контрастом почти со всем унылым содержимым сборника «13 ведьм», поставлю 8, хотя и очень хочется нарисовать семёрочку.
Wolf94, 25 ноября 2020 г.
Колдунья выбралась из дыры по ветвям на пол, снова в своих вороньих лохмотьях, снова не отнимающая коленей от груди. Она что-то бормотала, медленно подбираясь ко мне. Я стоял столбом.
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
Как и четыре года назад, рассказ показался прекрасным завершением сборника «13 ведьм». Отдельно радует, что есть озвучка, которая помогла лучше погрузиться в созданный арт-хаусный мир Павлова.
Илье кажется, что в его квартире кто-то есть. Каждый раз засыпая, его словно что-то сковывает, а таинственная тень становится все ближе и ближе, нашептывая неведомые слова...
Да, по мне так прекрасно, когда история развивается неспешно, и не успеваешь оглянуться, как вокруг тебя уже образовалась нить, все сильнее сжимающая душу страхом. Сдается, что и экранизация вышла бы хорошая, только в умелых руках режиссера!
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
Может, это заклинания; может, просто ругань, пропитанная невозможной мифической ненавистью и безумием. Мне хотелось свернуться калачиком, но страшно было даже пошевелиться. Наконец ведьма почти затихла, только иногда принималась шептать или громко дышала, совсем рядом, у моего изголовья. Я даже ощущал, как она касается своими лохмотьями моих волос.
holodny_writer, 11 марта 2019 г.
«Руки моей матери» М. Павлова порадовал оригинальной подачей известного всем мотива. История о монстре, отбирающем детей, присутствует в фольклоре любого народа и не раз обыгрывалась писателями. Монстр же Павлова живой, хотя является лишь новой ипостасью фольклорного чудовища.
В «Руках…» первое появление этого монстра выглядит вовсе не страшным. Более того, сама сцена с выпрыгивающей «страшилкой» показалась непонятным сумбурным комком, выпирающим из ткани повествования. Но, следует отдать должное, сама ткань ровная и приятно скользит текстом пред глазами, поэтому рассказ читается легко. Я бы даже сказал, глотается: только не знаю, хорошо ли это. Ровное повествование движется без провисания в динамике, но и без особых рывков. Вследствие чего атмосфера никак не взвинчивается, и эмоций при чтении практически не ощущаешь. Конечно, о страхе, жути и тревоге при таком раскладе говорить не приходится. С уверенностью можно лишь сказать об интересе, который ощущаешь, проглатывая «Руки…». В такие моменты несколько коробят описания быта героя. Но к ним относишься терпимо, потому что описания мешают лишь своим количеством, потому что по сути блеклы. Вообще, блеклость красок в рассказе можно назвать его визитной карточкой. Но это хорошая блеклость: она передает мрачность красок, топя их в потусторонней бесцветной Мгле.
Alex Provod, 29 марта 2018 г.
Жуткая, атмосферная, гипнотически-липкая история, полная узнаваемых деталей и осязаемого ледяного прикосновения древнего, страшного славянского фольклора. И с шикарным финалом. Мощное закрытие сборника, и, пожалуй, лучший рассказ в нём.
Илья Пивоваров, 1 сентября 2017 г.
Если вам нравится весь тот «невнятный ширпотреб», что пишет Миша, вы полюбите этот рассказ. Главное, не торопитесь. Быт, вязкий и липкий, как патока, заставит вас продираться сквозь себя. Заварите кофе, откройте окна, поставьте музыку поатмосферней. Не дрыгайте коленкой! Почитайте, как рассказчик болтает с братом, проводит дни у подруги, смотрит фильмы, пьёт пиво, влюбляется в соседку, ходит в туалет. Отношениям с матерью в рассказе уделено немало времени. Ужаса тоже хватает, но до него надо добраться.
Зато под конец герой узнает о себе немало нового. Этот момент, наверное, самый страшный. История очень личная, искренняя. Ей бы «воды» поменьше, но это уже я ворчу.
Хельг, 26 октября 2016 г.
На сегодняшний день — это самый лучший рассказ Павлова, ПМСМ, конечно же. В бытовуху, занудную, рутинную, резко вторгается потусторонее. Зло ведет себя назойливо, по-хозяйски. Нигде от него не спрятаться, не сбежать, хотя попытки герой совершал довольно вялые, честно скажем. Впрочем, это только добавляет рассказу реалистичности. Ведь так и есть, рациональный человек в последнюю очередь побежит в церковь, но до последнего будет пытаться решить вопрос разумом. А когда все же решится на крайние меры, будет уже поздно.
«Руки моей матери» играют на самых тонких струнках читателя — на материнской любви, и, надо признать, дергают за них мастерски. Отдельно отмечу потрясный новый образ избушки на курьих ножках. Ну а финал, к которому эти курьи ноги несут читателя, так и вовсе окажется жестким и бескомпромиссным, не оставляющим надежды никому. Хотя, как ни странно, он же, в какой-то степени, хэппи-энд.
Сложно было представить, что в сборнике «13 ведьм» окажется закрывашка, достойная открывашки «Костяного», но нашлась. Снимаю шляпу. Могет Павлов! Ой могет!
sergej210477, 6 декабря 2016 г.
Очень мрачный и страшный рассказ. В нем нет открытых убийств, крови, расчлененки. Но автор создал такую безисходную и жуткую атмосферу, что получился стопроцентный хоррор. Обыкновенная жизнь ничем не примечательного молодого человека оборачивается таким ужасом...
Сон и явь, реальность и вымысел, все переплетается таким образом, что получается удивительно цельное и органичное произведение.
Очень достойное завершение сборника «13 ведьм».
Бафомет1969, 13 октября 2016 г.
Прекрасный финальный аккорд, завершающий темную симфонию тринадцати ведьм! Рассказ Павлова пропитан безумием и вьется вокруг страшной тайны. Раскручивается неторопливо, неспешно, чтобы, зависнув на самой высокой точке, обрушится на читателя всем своим весом. Автор умело подвел противостояние обычного молодого человека с домовой нечистью, к трагедии всей жизни. Финал меня просто придавил.
Heckel, 29 октября 2016 г.
Определённо самый сильный рассказ в сборнике. Михаилу поклон, однозначо. За творчеством автора слежу — он хорош, — но «Руки моей матери» — это нечто. Всегда ставил себе задачей показать сверхъестественный, лавкрафтианский ужас через призму отечественной (российской, если угодно) действительности. Не утверждаю, что автор такую задачу решал в рассказе, но получилось именно так, как я ожидал с первых строк. Рассказ хорош идеей, множеством авторских находок и воплощением. Браво!
darklot, 7 октября 2016 г.
На меня этот рассказ произвел впечатление, помимо прочего, еще и тем, что автор «пошел от противного» и не пугает читателей смертью, убийством или чем-то подобным. Тут страх иного рода, менее ожидаемый, а оттого более интересный. Прозвучит пафосно, но мне этим «Руки моей матери» напомнили некоторые поздние отличные вещи Стивена Кинга.