Михаил Павлов «Руки моей матери»
- Жанры/поджанры: Хоррор/Ужасы (Классический мистический хоррор | Современный психологический хоррор )
- Общие характеристики: Психологическое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Россия/СССР/Русь )
- Время действия: 21 век
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
Илья – веселый общительный парень, вышедший из большой дружной семьи. Неожиданно он сталкивается с кошмарной ведьмовской сущностью, которая преследует его. Реальна ли она? Откуда пришла? Почему выбрала именно его?
Входит в:
— антологию «13 ведьм», 2016 г.
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Wolf94, 25 ноября 2020 г.
Колдунья выбралась из дыры по ветвям на пол, снова в своих вороньих лохмотьях, снова не отнимающая коленей от груди. Она что-то бормотала, медленно подбираясь ко мне. Я стоял столбом.
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
Как и четыре года назад, рассказ показался прекрасным завершением сборника «13 ведьм». Отдельно радует, что есть озвучка, которая помогла лучше погрузиться в созданный арт-хаусный мир Павлова.
Илье кажется, что в его квартире кто-то есть. Каждый раз засыпая, его словно что-то сковывает, а таинственная тень становится все ближе и ближе, нашептывая неведомые слова...
Да, по мне так прекрасно, когда история развивается неспешно, и не успеваешь оглянуться, как вокруг тебя уже образовалась нить, все сильнее сжимающая душу страхом. Сдается, что и экранизация вышла бы хорошая, только в умелых руках режиссера!
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
Может, это заклинания; может, просто ругань, пропитанная невозможной мифической ненавистью и безумием. Мне хотелось свернуться калачиком, но страшно было даже пошевелиться. Наконец ведьма почти затихла, только иногда принималась шептать или громко дышала, совсем рядом, у моего изголовья. Я даже ощущал, как она касается своими лохмотьями моих волос.
euthanazia, 4 февраля 2021 г.
У Павлова лёгкий слог, рассказы как правило читаются непринуждённо. Почти во всех его работах сквозит что-то лавкрафтианское — скользкий, липкий, гнетущий ужас, охватывающий персонажа постепенно, представляющийся больше как сон, чем явь. Этот рассказ написан в таком же стиле, но мне не хватило информации, предыстории. В предыдущих отзывах многие чуть ли не в экстазе от заключительного рассказа сборника, и у меня появилось стойкое ощущение, что я что-то упустила. Поэтому я прочитала рассказ второй раз. Ощущения остались прежними: ужас хорош, прописан прекрасно, рисует очень живые картинки в воображении, но... В чём проблема героя то? Его одного из пяти детей мама не любит? Что это за фигня? То ли ему это кажется. Не хватает кусочка пазла в этой истории. Очень бы хотелось прочитать расширенную версию рассказа, где будет поподробней о семье героя, да даже о соседке побольше, уж слишком вскользь всё описано, будто это не важно вообще. Будто хоррор-составляющая возникла у автора в голове, а оправу достойную ему он придумать поленился. А вообще потенциал у Павлова есть и со времён своего «Фарша» он продвинулся вперёд. Надеюсь, будет эволюционировать как писатель и дальше. Так как рассказ играет ярким контрастом почти со всем унылым содержимым сборника «13 ведьм», поставлю 8, хотя и очень хочется нарисовать семёрочку.
holodny_writer, 11 марта 2019 г.
«Руки моей матери» М. Павлова порадовал оригинальной подачей известного всем мотива. История о монстре, отбирающем детей, присутствует в фольклоре любого народа и не раз обыгрывалась писателями. Монстр же Павлова живой, хотя является лишь новой ипостасью фольклорного чудовища.
В «Руках…» первое появление этого монстра выглядит вовсе не страшным. Более того, сама сцена с выпрыгивающей «страшилкой» показалась непонятным сумбурным комком, выпирающим из ткани повествования. Но, следует отдать должное, сама ткань ровная и приятно скользит текстом пред глазами, поэтому рассказ читается легко. Я бы даже сказал, глотается: только не знаю, хорошо ли это. Ровное повествование движется без провисания в динамике, но и без особых рывков. Вследствие чего атмосфера никак не взвинчивается, и эмоций при чтении практически не ощущаешь. Конечно, о страхе, жути и тревоге при таком раскладе говорить не приходится. С уверенностью можно лишь сказать об интересе, который ощущаешь, проглатывая «Руки…». В такие моменты несколько коробят описания быта героя. Но к ним относишься терпимо, потому что описания мешают лишь своим количеством, потому что по сути блеклы. Вообще, блеклость красок в рассказе можно назвать его визитной карточкой. Но это хорошая блеклость: она передает мрачность красок, топя их в потусторонней бесцветной Мгле.
Хельг, 26 октября 2016 г.
На сегодняшний день — это самый лучший рассказ Павлова, ПМСМ, конечно же. В бытовуху, занудную, рутинную, резко вторгается потусторонее. Зло ведет себя назойливо, по-хозяйски. Нигде от него не спрятаться, не сбежать, хотя попытки герой совершал довольно вялые, честно скажем. Впрочем, это только добавляет рассказу реалистичности. Ведь так и есть, рациональный человек в последнюю очередь побежит в церковь, но до последнего будет пытаться решить вопрос разумом. А когда все же решится на крайние меры, будет уже поздно.
«Руки моей матери» играют на самых тонких струнках читателя — на материнской любви, и, надо признать, дергают за них мастерски. Отдельно отмечу потрясный новый образ избушки на курьих ножках. Ну а финал, к которому эти курьи ноги несут читателя, так и вовсе окажется жестким и бескомпромиссным, не оставляющим надежды никому. Хотя, как ни странно, он же, в какой-то степени, хэппи-энд.
Сложно было представить, что в сборнике «13 ведьм» окажется закрывашка, достойная открывашки «Костяного», но нашлась. Снимаю шляпу. Могет Павлов! Ой могет!
Бафомет1969, 13 октября 2016 г.
Прекрасный финальный аккорд, завершающий темную симфонию тринадцати ведьм! Рассказ Павлова пропитан безумием и вьется вокруг страшной тайны. Раскручивается неторопливо, неспешно, чтобы, зависнув на самой высокой точке, обрушится на читателя всем своим весом. Автор умело подвел противостояние обычного молодого человека с домовой нечистью, к трагедии всей жизни. Финал меня просто придавил.
Alex Provod, 29 марта 2018 г.
Жуткая, атмосферная, гипнотически-липкая история, полная узнаваемых деталей и осязаемого ледяного прикосновения древнего, страшного славянского фольклора. И с шикарным финалом. Мощное закрытие сборника, и, пожалуй, лучший рассказ в нём.
Heckel, 29 октября 2016 г.
Определённо самый сильный рассказ в сборнике. Михаилу поклон, однозначо. За творчеством автора слежу — он хорош, — но «Руки моей матери» — это нечто. Всегда ставил себе задачей показать сверхъестественный, лавкрафтианский ужас через призму отечественной (российской, если угодно) действительности. Не утверждаю, что автор такую задачу решал в рассказе, но получилось именно так, как я ожидал с первых строк. Рассказ хорош идеей, множеством авторских находок и воплощением. Браво!
darklot, 7 октября 2016 г.
На меня этот рассказ произвел впечатление, помимо прочего, еще и тем, что автор «пошел от противного» и не пугает читателей смертью, убийством или чем-то подобным. Тут страх иного рода, менее ожидаемый, а оттого более интересный. Прозвучит пафосно, но мне этим «Руки моей матери» напомнили некоторые поздние отличные вещи Стивена Кинга.
sergej210477, 6 декабря 2016 г.
Очень мрачный и страшный рассказ. В нем нет открытых убийств, крови, расчлененки. Но автор создал такую безисходную и жуткую атмосферу, что получился стопроцентный хоррор. Обыкновенная жизнь ничем не примечательного молодого человека оборачивается таким ужасом...
Сон и явь, реальность и вымысел, все переплетается таким образом, что получается удивительно цельное и органичное произведение.
Очень достойное завершение сборника «13 ведьм».
Илья Пивоваров, 1 сентября 2017 г.
Если вам нравится весь тот «невнятный ширпотреб», что пишет Миша, вы полюбите этот рассказ. Главное, не торопитесь. Быт, вязкий и липкий, как патока, заставит вас продираться сквозь себя. Заварите кофе, откройте окна, поставьте музыку поатмосферней. Не дрыгайте коленкой! Почитайте, как рассказчик болтает с братом, проводит дни у подруги, смотрит фильмы, пьёт пиво, влюбляется в соседку, ходит в туалет. Отношениям с матерью в рассказе уделено немало времени. Ужаса тоже хватает, но до него надо добраться.
Зато под конец герой узнает о себе немало нового. Этот момент, наверное, самый страшный. История очень личная, искренняя. Ей бы «воды» поменьше, но это уже я ворчу.