Александр Бушков «Волчье солнышко»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика )
- Общие характеристики: Приключенческое
- Место действия: Альтернативная история нашего мира (Земли) (Россия/СССР/Русь )
- Время действия: 20 век
- Линейность сюжета: Линейный
Казалось бы, когда все уже на Земле и во Вселенной открыто и разгадано, ученые Института Шальных Физических Теорий заявляют, что параллельно с нашим существует сопряженное пространство, в котором бок о бок с нашей Землей неощутимо присутствуют еще множество Земель со своей историей и географией. В один из таких миров отправляется и надолго там увязает молодой ученый Даниил Батурин. Оказывается, история могла пойти другим путем: Цезарь не переходил Рубикон, а вышивал крестиком, Америку открыли пьяные этруски, а не Колумб, древляне убили князя Игоря и воцарились в Киеве, а полчища Чингисхана так и не вышли из своих степей. Однако люди везде остаются самими собой и во всех непредсказуемых мирах они совершают одни и те же ошибки...
Входит в:
— сборник «Волчье солнышко», 1996 г.
— сборник «Волчье солнышко», 2001 г.
— сборник «Волчье солнышко», 2004 г.
— сборник «Волчье солнышко», 2005 г.
— сборник «Континент», 2009 г.
Лингвистический анализ текста:
Приблизительно страниц: 92
Активный словарный запас: невероятно высокий (3648 уникальных слов на 10000 слов текста)
Средняя длина предложения: 75 знаков, что немного ниже среднего (81)
Доля диалогов в тексте: 30%, что немного ниже среднего (37%)
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Gorynytch, 10 декабря 2020 г.
Любопытно, что большинство жертв в повести абсолютно ненужные и зряшные, а большинство интриг, по идее, ни к чему не должны были бы привести, ибо непонятно, как вообще вписываются в логику сюжета. Но автор так талантливо блефует, что у наблюдателя (он же читатель) создаётся полное впечатление, будто это он не понимает всей глубины и тонкости, скрывающихся за интригами и жертвами.
Кажется, что герои повести играют с окружающей реальностью партию в шахматы-поддавки, но и окружающая реальность тоже не отстаёт — тоже играет в шахматы, и тоже — в поддавки. И от этого выходит, что все самые глупые комбинации оказываются выигрышными. А оба «игрока» делают такие умные лица, что наблюдатель (он же читатель) думает, что комбинации настолько круты, что ему их не понять.
А ещё есть «не выстрелившее ружьё» родом с Альтаира... И снова автор так ловко морочит голову читателю, что тому и невдомёк, что это вовсе не «ружьё», а так... никому ненужная декорация. Да и сама фантастическая составляющая сюжета — тоже не «ружьё», а декорация. С таким же успехом автор мог бы отправить главного героя в какую-нибудь несуществующую страну, например, где-нибудь в Латинской Америке, — ничего бы практически не изменилось.
Блеф, блеф и блеф...
А оценка не самая низкая — так это за искусство морочить читателю голову на ровном месте. Ибо тоже искусство.
dxbckt, 23 октября 2020 г.
В отличие от первого рассказа данного сборника («Континент»), этот производит впечатление некого черновика-клона... Почему клона? Потому что идея обоих рассказов почти идентична... Если в «Континенте» местом безумства и иррациональности становится некая «Зона отчуждения» (образовавшаяся неведомым образом), то здесь (в рассказе «Волчье солнышко») ГГ просто отправляется в параллельный мир, который практически ничем не отличается от персонажей «Континента» (разве что всяких демонических и мифических обитателей там поменьше). А в остальном... все тоже самое: дикая иррациональность всего и вся, тупая нелогичность происходящего, расстрелы и репрессии за неосторожное слово, невиданный маразм управленцев, засилье идеологий и опричнины... В общем — ничего нового.
И так же как в «Континенте», в жизни «попаданца» (а его так смело можно назвать)) происходит череда нелепых и дурацких событий, в которых он (конечно же) теряет свою (негаданно открытую) любовь, ценой разгадки некой тайны... и расплаты с главным злодеем (в финале).
Как и в «Континенте» ГГ просто мечтает вырваться «домой», туда где нет этой дикости и смешения эпох феодализма и межконтинентальных ядерных ракет. И ему все это (так же) кажется лишь дурным сном, галлюцинацией и бредом... И даже самые светлые минуты (близости «с ней») ГГ готов не раздумывая разменять «на разгадку этой гребанной тайны».
Самое забавное — что в обоих рассказах ГГ (чудом вырвавшийся наконец-то обратно) тут же осознает, что весь этот сумашедший мир был (совсем) не «мороком» (или дурным сном)... Этот мир действительно «был»... (или «есть») хоть он живет по каким-то извращенным законам и правилам... но все же эти правила (как оказалось) были не так уж безумны... по сравнению с логичностью и незыблемостью жизни «реального мира».
Единственным отличием финалов этих рассказов, является то что, (в этом) ГГ (полностью осознавший свою потерю) находит несколько «неудачный способ» навсегда покончить с прежней реальностью... Реальностью в которой он (как оказалось) больше не сможет жить — т.к «побывав в чуждом ему мире», он все же не смог, не стать его частью... А это значит что в своем «родном мире», ему отныне (просто) нету места.
В целом все так же печально... но после первого рассказа «Континент», все это видится (все же) несколько... приевшимся (что ли). И если «Континент» я перечитывал уже раза 3, то этот рассказ подобного впечатления (уже) не производит, хотя (повторюсь) только за саму идею «переноса попаданца в неизведанное» (написанную автором году аж в 1981-м) уже надо громко поаплодировать!))
P.s Совсем забыл — вот самый понравившийся отрывок))
«Какой я? – подумал он. – А черт его знает, какой я. Я – опытный физик, неплохой инженер, который плыл по течению ТАМ, в том мире, потому что ничегошеньки не зависело там от Д. Батурина, канд. ф.-м. н.». А бороться за то, чтобы от него что-то зависело, казалось бессмысленным, и жизнь колыхалась, как обрывок газеты в зеленоватой стоячей воде, лениво и бесцельно. И здесь приходится плыть по течению, нас очень хорошо научили плыть по течению, расслабясь, мы делаем это уже без всякого протеста и ропота душевного, не забыв поблагодарить всех кого следует и лично…»
JIUCEH0K, 7 августа 2012 г.
Плевалась всю книгу.
Идея красивая, но бездарно загублена. Стиль автора — рубленный и сухой. Даже описания местности не рисует картинку. Приходилось честно пытаться нарисовать хоть какую-нибудь карту или сцену, чтобы понять. Рисовала пока не поняла, что место действий значения не имеет. В итоге читается не книга, читаются буквы.
События смяты, скомканы, размыты, разорваны. Единой линии повествования нет, она разрывается между несвязанными короткими рассказами о чьих-то кошмарах, попойках на берегу реки, сценами пыток. Нет хоть сколько-нибудь интересных сюжетных ходов. Герои — не раскрыты абсолютно (даже главный герой не раскрыт хоть сколько-нибудь), зато их введено множество. Качество невозможно заменить количеством. Увы, на выходе мы получили лишь кучу героев-призраков. От этого абсолютно непонятно почему ГГ так разъярился в конце
И чтобы хоть как-то исправить ситуацию с недостатком движения и красок — в конце начинается бескрасочный боевик,нарисованный будто мелом на асфальте в стиле кривой штриховки с завязанными руками и глазами.
порадовал только один момент:
Читала только с одной надеждой — в конце будет какой-нибудь интересный ход (не зря же мне эту книгу порекомендовали), который все объяснит и поставит на свои места. такого хода нет.
Читается тяжело и с отплевываниями, а после прочтения книгу хочется сжечь, чтобы никому больше в руки не попала.
Но книга интересна только с одной точки зрения — что произошло если бы хоть что-то в истории пошло иначе. Как могла бы развиться цивилизация. да и то эта тема опять же — не раскрыта.
Печаль и тоска.
Enciso, 30 апреля 2012 г.
Читал с недоумением: нащупать настолько интересную идею и так бездарно ее загубить.
Ужасно занимательная и никем не испробованная развилка — альтернатива Киевской Руси в виде расколотого на враждующие между собой самодержавную Древлянскую империю и социалистическую Тверскую республику русскоязычного мира — тонет в пошлости автора. Вместо цельного мира со своей экономикой, традициями и историей нам предлагается тот же самый Совок, только в лубочном древнерусском обрамлении. Половецкая гвардия, древлянский КГБ — ну муть же!
UnrealQW, 25 ноября 2012 г.
1/10 Александр Бушков «Волчье солнышко» -- фантастическая повесть. Прочитана 15.04.2002. Полная лажа! Невозможно читать. Мораль повести проста, но вызывает отвращение. Противные персонажи и их действия. Тема: отношение к ирреальности.
Резюме: ужасно
Шалашов, 23 августа 2013 г.
Ранний Бушков. Некое сочетание талантливых находок, изящных оборотов и... полной нелепицы. Впрочем, больше всего мне в повести понравился хронологический ряд двух государств на территории России (современной?). И князь Мал, как основоположник императорской династии.
sham, 4 октября 2008 г.
Ну вот собрался я с мыслями, чтобы описать этот хит... попалась мне в руки [edition=3541]сие издание[/edition]. Что можно сказать... на мой взгляд бред... книга датируется автором 1981 году... чувствуется, что писал эту повесть Бушков в стол и опубликовать врядли бы осмелился... поэтому повесть можно охарактеризовать как «юмористическую»... в то время автор ее наверно позиционировал как жесткую критику текущего режима и ему бы это удалось, если бы он не скатился в дебри бредового сюжета...
о сюжете... чувствуется, как в предыдущем Континенте Бушков незамысловато засылает нашего современника в другой мир... чувствуется, что уже тогда в голове автора бушевали мысли о Свароге... вообще эти мысли бушуют в голове Бушкова всегда... когда читаешь его (а так случилось, что я прочитал его очень много) такое ощущение что автор пишет одну нескончаемую книжку... только в самый последний момент решает... как же назвать главного героя? Сварог, Мазур, Батурин... что общего? все! разудалый герой... остроумный, много пьет, дерется, убивает... самозабвенно и со смаком занимается сексом с самой красивой женщиной в романе... ну а фантастика... это уже как фишка ляжет... вот в общем то и все... читал... мурыжил эти 100 страниц почти неделю... кое-как победил... реально устал %)
в итоге прочитав эту повесть меня как всегда мучает вопрос о проведении параллелей... Например, кто-то кричит, что Стивен Кинг исписался... что Лукьяненко — не тот... скурвился... пишет не как обычно... друзья мои, это от хорошей жизни... все привыкли, что идет шедевр — за шедевром... но стоит оглянуться вокруг и посмотреть на других современных авторов... например на Бушкова... автор вот уже почти 30 лет вертится в одном сюжете полупьяного веселого супергероя, путешествующего по разным мирам или тут на Земле что-то творящего... и понимаешь... что мы строги к названным авторам! :gigi:
P.S. указанный отзыв о творчестве Бушкова вообще и о конкретной повести в частности не в коей мере не затрагивает труды Бушкова в области истории, которые в силу своей некомпетентности судить не могу... просто интересно и необычно %)
gafiator, 30 сентября 2007 г.
Альтернативная история и наш современник в ней.Ему приходится распутывать чужие заговоры и при этом медленно,но верно скатываться в болото аморализма,что неизбежно приводит к трагическому финалу.Но откровенная бредовость и анекдотичность окружающей обстановки заметно снижает основную мысль автора об ответственности за свои поступки в любых предложенных обстоятельствах.