Виктор Колюжняк «Танец песчинок»
Медина — город посреди пустыни. Обитель проповедников, мечтательных романтиков и беглецов, скрывающихся от прошлого. Смерть здесь — дело привычное. Песчаная буря, солнечный удар, голод, скука и, разумеется, убийство. Детектив Любомир Грабовски привык считать, что знает всё, но очередное убийство заставляет задуматься, так ли это. В конце концов, скелеты в шкафу есть у каждого, даже самого добропорядочного гражданина. А тем временем танец песчинок, у которых тоже есть секреты, только начинается…
Награды и премии:
лауреат |
Книга года по версии Фантлаба / FantLab's book of the year award, 2016 // Лучшая сетевая публикация. Крупная форма |
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
evridik, 2 мая 2016 г.
«Танец песчинок» – второй опубликованный роман Виктора Колюжняка. Обладатель привлекательной аннотации и не менее привлекательной иллюстрации на обложке, роман, тем не менее, был для меня котом в мешке. Купленный по рекомендации одного хорошего автора, «Танец» мог оказаться как шикарной штучкой, так и откровенно слабой вещью. Современная литература, тем более литература фантастическая – дама непредсказуемая.
А между тем аннотация обещала мне встречу с неким городом Мединой и преступлением, совершённым в его пределах. Без лишних слов скажу сразу – меня засыпало на первой же главе, затянуло почище зыбучих песков, и магия выдуманного (а может, существующего?) автором города подействовала на меня самым благоприятным образом. Я использую слово «магия», хотя в «Танце» полным-полно и фантастики, и мистики, и психологии, и детектива с криминальным боевиком. Впрочем, акцент сделан всё же на психологии: я вынуждена признать, что роман покорил меня именно чётко проработанными персонажами, их связью с городом, самим образом города, а также огромным количеством фраз, которые хотелось выносить в цитаты (просто если бы я начала это делать, то переписала бы половину романа).
Что ж, вот Медина, город, которым владеют песок и ветер, город, в котором живут герои-песчинки, такие разные и странные, что поневоле проникаешься уважением к автору, сумевшему создать и удержать для сюжета столько колоритных персонажей. Город, в который прибывают, но который никогда не покидают. Город, населённый жителями без религий – а вернее сказать, жителями, у каждого из которых своя религия. Медина в начале романа, по сути – средоточие противоборствующих сил, и вот эти-то силы придётся подозревать в убийстве одного из жителей Медины. Подозревать будет детектив Любомир Грабовски, которого автор преподносит самым правильным образом: с неясным прошлым и непривлекательным настоящим (из настоящего, впрочем, герой пытается сделать что-то удобоваримое), Грабовски пытается одновременно работать и бороться с самим собой, забывать прошлое и анализировать настоящее. Герою хочется сопереживать, за его мыслями интересно следить (так рождаются поводы для цитирования). Он не просто расследует убийство, он задумывается о том, что такое Медина.
А и правда – что?
В романе много героев. Каждому из них выделена специальная глава. Этот приём помогает заглядывать в головы и прошлое героев, он показывает мотивы поступков и делает роман объёмным. Каждый из героев попал в Медину по своей причине и со своей историей, и хотя при наведении лупы на очередного героя кажется, что он важен для города, потом оказывается, что каждый, ровно каждый – всего лишь песчинка. Частичка в машине связей и отношений. В этом и состоит привлекательность романа – видеть составные части песка, хотя песок – это одно целое. Автор привнёс в роман всего понемногу из разных религий, разных стран и обычаев, но соединил это рассыпающимися в прах поездами и вездеходами на звериной тяге так, что по ходу расследования убийцу видишь в каждом. Скелеты в шкафах? Да у каждого их просто воз и маленькая тележка!
Так что же такое, в конце концов, этот «Танец песчинок»? Классический детектив в необычном антураже? Фантастика в детективной обёртке? Приключенческий боевик с довольно мирными разборками?
Для меня «Танец» оказался психологическим романом, и я вижу в нём больше вопросов, чем ответов, и считаю, что так и положено хорошему психологическому произведению. А так как в послесловии автор обмолвился о продолжении и даже предложил первую его главу, мне по примеру СИ и иже с ними остаётся только воскликнуть: «Автор, срочно гони проду!»
+9
jacob.burns, 23 мая 2017 г.
Медина – город в пустыне, главный и старейший обитателем которого – песок. Песком здесь пропитано все – еда, одежда, постель и мысли жителей.
Практически каждого жителя можно назвать «потерянной душой», подавляющее большинство сбежало от жизненного краха. К таким можно отнести и главного героя – Любомира Грабовски, несостоявшегося князя Словакии (а надо понимать, что Словакия, равно как и любая «конкретика» в этот сюрреалистическом романе, чрезвычайно условна).
Сейчас Грабовски – стопроцентный нуаровский герой, в котором никто не смог бы признать наследника престола. Он – детектив полиции, депрессивный, циничный, спивающийся. И возможно это единственный «нормальный» человек в калейдоскопе эксцентричных персонажей, населяющих роман.
Дело в том, что не все герои прячутся в Медине. Некоторые видят в этом городе место силы. Грабосвки называет их «проповедниками», потому что большинство из них представляет какую-то конфессию. Барон Рюманов, знакомый Любомиру еще по Словакии, — жрец культа Перума. Рабби Шимон, изучающий каббалу. Легба, содержательница борделя, занимается вуду. Канга – шаман.
К религии они все имеют косвенное отношение, скорее их можно назвать книжниками, оккультными учеными. Все они прибыли в Медину, чтобы найти здесь могущество, но оказались в ловушке. Силу в этом месте отбирает песок.
В момент описываемых событий город, и без того гиблое место, переживает кризис. Проблемы начались с еще одного «искателя истины» — Дока, представляющего собственно науку. Тот как раз нашел средство борьбы с песком, как некий голем его убивает.
Детектив Грабовски, под руководством Шустера Крополя, весьма зловещего господина, расследует это дело. Док Грабовски нравился, и он искренне хочет найти убийцу. В процессе поисков детектив изменится сам и узнает практически всех персонажей романа с новой стороны. Можно даже патетически воскликнуть, что грядущая буря сорвет со всех жителей города маски. По сути так и есть. Всё и все в Медине не то, чем кажется, хотя и маски у многих крайне экзотичные. Под ними же вообще пропасть.
Роман можно объединить с другой книгой Виктора – «Крокодилами мистера Пинки». По крайней мере мистер Пинки в «Танце песчинок» присутствует, хотя и в другом обличьи. Я бы сказал, что танце по сравнению с «Крокодилами» сюрреализма меньше, а мистики больше. Ну и только намечавшийся в «Крокодилах» нуар здесь развернулся в полный рост. Это абсолютно нуарное произведение с соответствующей атмосферой.
Резюмирую. «Танец песчинок» — сюрреалистический мистический нуарный детектив. Всем, кто вообще интересуется таким книгами. Я усиленно рекомендую этот роман.
Silvester, 16 апреля 2017 г.
Достаточно непросто оценивать работу человека, которого знаю достаточно давно, но не написать отзыв на такое серьёзное произведение просто не позволяет совесть. Да и просто хочется, потому что роман, на самом деле, шикарный. Поэтому, пожалуй, включу перфекционизм и буду осторожно хвалить через перечисление недостатков.
У этого романа сравнительно неторопливое, даже затянутое вступление, которое, с одной стороны, с головой погружает читателя в атмосферу вымышленного (а может, и существующего/существовавшего) города, но, с другой, недостаточно мощно цепляет. Можно списать этот недостаток на особенность жанра фант.детектива/винтерпанка.
Также этот роман из-за упоминания
Также (ну, тут лично для меня, слегка «повёрнутого» на фантастической географии, альт.истории как виде искусства и других штуках) несколько огорчило, что мир получился каким-то недораскрытым. Его отличия от нашего (в названии стран, в названии технологий, в наличии мистических и фэнтезийных персонажей) таят в себе настолько много интересного, что хотелось бы увидеть нечто бОльшее, чем один город Медина. Не обязательно прямым текстом, через описание отличий в географии и хронологии — возможно, через интерлюдии, возможно, как-то иным образом косвенно. Конечно, замкнуть практически весь сюжет внутри одного города посреди пустыни опять же обязывает жанр, возможно, банально на это не хватило страниц, но, я думаю, хотелось бы «подраскрыть».
Ещё, возможно, я ожидал какой-то другой концовки. Возможно, клубок сюжетных линий можно было распутать как-то по-другому, но и так — тоже хорошо. Ещё не вполне понравились женские персонажи — они выглядят немного тусклее мужских, но тут, я думаю, общая проблема 90% авторов-мужчин.
Ещё из мелочей можно упомянуть не вполне идеальную бумажную вёрстку — ну это-то уж совсем будет занудством... Да и вообще, всё перечисленное выше — это некое редакторско-критиканское занудство, потому что «Танец Песчинок» — это роман, который однозначно стоит прочитать.
Вообще, роман и впечатление от него проще описывать некими аналогиями и сравнениями, пусть и достаточно странными. И для автора в этом не будет ничего обидного — в данном случае в сравнениях нет ни малейшего намёка на плагиат, потому что роман настолько разный и оригинальный, что сравнения будут, скорее, ассоциативными и «настроенческими», чем обличающими в прямых заимствованиях.
В месте действия есть некая обречённость и криминальный дух «Города грехов». И, в то же время, мистическая таинственность острова из «Остаться в живых» — город здесь, точно так же, как остров в сериале, является отдельным действующим лицом.
В Грабовски и его характере мелькает что-то от «ментовских» персонажей вроде героя Деревянко из «Обратной Стороны Луны» и, в то же время, из супергероев вроде Бэтмена. Во второстепенных персонажах, помимо очевидных прототипов из общих с автором знакомых (
Ну и главный минус, который, в то же время, и плюс — роман однозначно понравится многим, но я не знаю, «для кого» этот роман. Для 30-людей, ищущих себя в период первого «кризиса среднего возраста»? Для затерявшихся в песках собственного жизненного пути? Возможно, роман для тех, кто уже нашёл этот путь и боится потерять? Думаю, это просто хорошая история для любителей винтерпанка и качественной, «независимой» фантастики. Будем надеяться, что если не сейчас, то спустя какое-то время «Танец Песчинок» обязательно найдёт дорогу к каждому неравнодушному читателю.