Ф. Гвинплейн Макинтайр «Смедли Фейвершем»
Содержание цикла: по порядкупо годупо рейтингу
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
- /языки:
- русский (5)
- /тип:
- периодика (3), самиздат (1), аудиокниги (1)
- /перевод:
- И. Гурова (1), А. Мирер (2), Л. Щёкотова (1)
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Seidhe, 30 апреля 2018 г.
Не знаю, оправданно ли это — судить о всём цикле, прочитав из него лишь половину рассказов (уж сколько есть на русском!), но не думаю, что не переведённая часть чем-то так уж сильно отличается в лучшую сторону от переведённой.
Если говорить о жанре, то рассказы о хроноавантюристе Смедли Фейвершеме — это, разумеется, классическая хроноопера. Перемещения во времени и пространстве, временные парадоксы, заигрывания с квантовой физикой, и так далее, и тому подобное. Обычно истории такого рода вытягивают или юмор, или обаяние главного героя. Про юмор скажу чуть позже, а вот никакой симпатии к главному герою испытать так и не получилось — неприятный он какой-то тип, Фейвершем этот, да и элементы некоторого «всемогущества» его напрягают скорее, чем увлекают. Написан цикл достаточно легко, хоть и перегружен местами «научными» словечками. В кавычках по одной простой причине — рассказы цикла настолько далеки от твёрдой НФ, насколько это возможно. Все объяснения — на уровне «потому что». Дабы не быть голословным, приведу небольшой фрагмент из рассказа «Положи на место!», объясняющий, как Смедли Фейвершем смог попасть к моменту, предшествующему Большому взрыву, намереваясь украсть Вселенную:
В этой ситуации почтенный читатель должен поинтересоваться: как Смедли Фейвершем мог оставаться в живых, если молекулы кислорода, необходимые для дыхания (и само собой, для ухмылок), еще не родились в космических последействиях Большого взрыва? И на чем же он мог стоять, ведь не было ничего прочного, ибо все атомные массы (кроме 189 субатомных частиц, которые еще не явились, и самого Смедли) во всех бесчисленных измерениях Вселенной уже преобразовались во всепоглощающую гиперсферу. Прилагая ту же безжалостную логику, почтенные читатели могут также поинтересоваться, как он мог видеть гиперсферу — ведь почти все фотоны Вселенной были внутри гравитационной ловушки шара, и их не могли уловить зрительные нервы Смедли.
Так вот, пусть почтенные читатели занимаются своими делами.
Но если кто злобно настаивает на объяснениях — пожалуйста. Законы, которые управляют структурой и функционированием пространства и времени в материальной и энергетической Вселенной неизбежно являются ее частью и посему существуют внутри нее. Смедли Фейвершем же помещался вне границ пространства, времени и Вселенной (отступив на три шага назад и немного влево), так что он теперь существовал за пределами пространства и времени, равно как и законов, управляющих взаимодействием материи и энергии.
Ну что, теперь вы довольны?
Так вот: я — не доволен! Абсурд, конечно, абсурдом, но какой-то он, абсурд этот, в рассказах цикла совсем уж бессмысленный и беспощадный. Да и с юмором у автора тоже не сильно хорошо получилось — не тянет как-то улыбаться, читая про очередной бредовое похождение хроноавантюриста. Так, улыбнулся пару раз, читая рассказ про котика Шрёдингера, не более того. Потому отдельный отзыв на него и написал.
Учитывая, что заигрывания с современной физикой и другими научными дисциплинами в рассказах цикла всё-таки присутствуют, вполне допускаю мысль, что читателям, хорошо в предмете разбирающимся, некоторые «фишки» могут прийтись по душе. Для меня же этот цикл стал тем случаем, когда не особо жалеешь, что из шести рассказ мини-цикла на русский переведено только три. На пробу посоветовал бы «В няньках у котика Шрёдингера», а уж если сильно понравится — можно и остальные заценить.
За три рассказа суммарно — 6 баллов, по принципу среднего арифметического.