Майкл Суэнвик «Мёртвый»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика | Антиутопия )
- Общие характеристики: Социальное | Психологическое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Америка (Северная Америка ))
- Время действия: Близкое будущее
- Сюжетные ходы: Жизнь после смерти
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Только для взрослых
В мире большого бизнеса все покупается и продается — даже человеческие трупы. В особенности ОЖИВЛЕННЫЕ человеческие трупы, ведь из них получаются прекрасные слуги и рабочие, боксеры и проститутки. Однако до недавнего времени процесс их производства был слишком дорогостоящим, и позволить себе слугу-зомби могли только очень богатые люди.
Однако теперь компания «Лоэб-Соффнер» готовит настоящую бомбу для рынка: способ многократно удешевить мертвый товар и соответственно, увеличить объемы его производства. Накануне запуска нового проекта руководство «Лоэб-Соффнер» делает Дональду, талантливому топ-менеджеру из конкурирующей компании, предложение перейти в их команду. Но герой понимает: на кону стоит нечто большее, чем его карьера...
Входит в:
— антологию «Starlight 1», 1996 г.
— антологию «The Year's Best Science Fiction: Fourteenth Annual Collection», 1997 г.
— антологию «Nebula Awards 33», 1999 г.
— сборник «Moon Dogs», 2000 г.
— сборник «Tales of Old Earth», 2000 г.
— антологию «Future Sports», 2002 г.
— антологию «Нежить», 2008 г.
— сборник «Однажды на краю времени», 2008 г.
— антологию «Zombies! Zombies! Zombies!», 2011 г.
— антологию «Kroki w nieznane 2013», 2013 г.
— антологию «Самое далёкое плавание. Посвящается Хьюго Гернсбеку», 2018 г.
Номинации на премии:
номинант |
Хьюго / Hugo Award, 1997 // Рассказ | |
номинант |
Небьюла / Nebula Award, 1997 // Рассказ |
- /языки:
- русский (4), английский (12), польский (1)
- /тип:
- книги (14), самиздат (2), цифровое (1)
- /перевод:
- И. Колесникова (4), М. Плисенко (1)
Самиздат и фэнзины:
Электронные издания:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
AlisterOrm, 30 марта 2020 г.
Страх перед тем, что роботы будут заменять человека, не оправдался, и рабочие места остались при людях. Рабочая сила даже несколько выросла в цене, по крайней мере, в определённых странах. Но мысль осталась, и она не слишком пугает. В конце концов, если не обращать внимания на откровенную паранойю, в роботе есть определённая элегантность, своего рода гимн человеческой изобретательности.
А теперь представьте, что появилась возможность использовать для своих нужд зомби, причём зомби искусственно созданных, из специально умерщвлённых людей. Для этого нужно стать самому мертвецом, превратиться в бездушную машину по переработке органики и поглощению прибыли. Это мысль настолько мерзка, что не укладывается в голове.
Чтобы делать такое, нужно самому стать мертвецом. Как вам такой мир?
vam-1970, 19 апреля 2018 г.
Рассказ — номинант премий Хьюго 1997 года и Небьюла 1997 года. Сильный рассказ о возможном будущем с учётом конкуренции. Уже сегодня она так высока, что и не знаешь какие бы ещё фокусы придумать для снижения затрат. Автор предложил свой способ — делать зомби на поток.
Нортон Коммандер, 19 мая 2015 г.
Однозначно сильный рассказ.
В середине двадцатого века делались прогнозы, что в наше время рабочих на производстве сменят роботы. Этого не произошло, потому что существует дешёвая рабочая сила.
В рассказе «Мёртвый» место этой самой дешёвой рабочей силы занимают зомби, своего рода биороботы. В сырье для них недостатка нет — пока существуют люди, они будут умирать. Зомби во всём превосходят людей физически, и лишены таких ненужных качеств для подчинённых, как свобода воли и душа. В начале их появление вызывало отвращение, но если нечто отвратительное является выгодным, нас убеждают в том, что это норма.
Рассказ является как бы вступлением к событиям, о которых нам остаётся догадываться. Герой рассказа видит живых мертвецов (зомби), которые заменяют «невыгодных» живых людей, видит духовно мёртвых бизнесменов, хозяев жизни, а также серую массу обычных зомбированных людей. Он понимает что мир вот-вот подвергнется изменениям, которые не сулят ничего хорошего. Это одиночество в погибающем мире, где все кругом мертвы, кто физически, кто духовно.
visionshock, 16 февраля 2013 г.
Однажды я решил прочесть роман Майкла Суэнвика «Дочь железного дракона» и не пожалел, второй раз я не пожалел время чтобы уделить время его же рассказу с названием «Мертвый». Впрочем ожидая ужастика, из антологии «Нежить», я не расстроился, скорее обрадовался... Чему же?
Рассказ перекидывает читателя в недалекое будущее, где люди для дешевой рабочей силы стали использовать зомби. Казалось все до противного дотошно и сейчас пару страниц спустя монстр сорвется и по кромсает главного героя, но нет рассказ не скатывается не в хоррор, не в трэш, а даже приобретает черты психологической и социальной драмы будущего. Главный герой которого приглашают работать на компанию по производству зомби, приходит и видит ценный продукт хоть и обескуражен немного, но все потом начинается подаваться как острая социальная история, помешанная на психологических рамках и это идет в плюс. В выдуманный мир Суэнвика начинаешь верить, Дональду сопереживать, а к Кортни и вовсе проявляется отвращение смешанное с неприязнью. Что сильно бросается в глаза что автор противопоставляет живого и одухотворенного Дональда, материализму и тяготению к наживе Кортни, и это выходит очень тонкой и изящной гранью происходящего.
По описаниям рассказ очень мощен. Нечто подобное было и в «Дочери железного дракона», Суэнвик не боялся трогать тему насилия, сексуальных желаний и прочих низменных гадостей жизни, даже не побоявшись использовать тему некрофилии. Суэнвик мастерски все подает воплощая все гадкой в Кортни, все ее сексуальные желания, страсть к насилию, очень четко показаны в рассказе через действия. Духовности и эмоциональности Дональда только приходится сопереживать, почему все против него. Герои вообще получились отличными, выпуклыми и четко выраженным конфликтом. Читать рассказ одно удовольствие, особенно чувствуя неповторимый стиль Суэнвика и как он мастерски передает атмосферу, того будущего, погрязающего в мертвой плоти и ее использования. Четкий и легкий авторский язык заставляет лишь с большим удовольствием погружаться в рассказ.
Очень мощный и нетипичный рассказ, с нотками морали. Острый конфликт личностного характера и понимания происходящего с элементами социальной драмы, куда катится мир. Очень понравилась идеология Дональда отказавшегося от той мертвой девушки, его духовность как луч света в том диком мире, и низко грязном. Очень было жалко героя в конце рассказа, но автор и дает хэппи-энда, он обрывает на полуслове заставляя читателя додумывать картину того страшного будущего человечества. Социальность в тексте пугает больше всего, что будет стань зомби на тысячу или десять тысячу больше? Как повернется все вспять и что станет важным?
Дикий, мощный и очень достойный рассказ от Майкла Суэнвика и однозначный шедевр на уровне короткой прозы от иностранного автора. В итоге задумываешься, а почему рассказ назван «Мертвый»? Нет, на мой взгляд он не о мертвом том что говорится в рассказе, а скорее этот мертвый это Дональд, мертвый потому что один из немногих кто способен оспорить важность происходящего в своем мире. Что делать человеку который готов отказаться от ужаса происходящего, тем более если он мертвый?..
Pickman, 29 сентября 2009 г.
Сила и слабость хороших научно-фантастических рассказов в том, что их часто можно свести к развернутой метафоре: формально изображая мир будущего (альтернативного настоящего и т. п.), в действительности автор пишет о наболевшем и актуальном. Так и у Суэнвика в антиутопии о зомби, ставших в западном обществе дешевой рабочей силой, аналогом роботов (в азимовском понимании), без труда просматривается сатира на сегодняшний день. Для крупного бизнеса основная масса людей уже сейчас не «простые смертные», а именно мертвецы: пустые головы, в которые можно закачать что угодно, полное отсутствие воли, тупая покорность… При этом — не забывает усмехнуться Суэнвик — вершители судеб и сами ближе к покойникам, чем к живым людям; в рассказе это подчеркивается многими штрихами — от их способа передвижения (Кестлер с его голограммами больше напоминает призрака) до пугающих перемен в их сексуальных предпочтениях. Герой рассказа, взращенный миром корпораций, но сохранивший вопреки всему частичку души, «чувствует себя последним живым человеком». Вот только не тот ли это случай, о котором пел когда-то Егор Летов: «Я — некрофил, я люблю себя»? И надежда на спасение уж слишком походит на ужас…
Nadia Yar, 2 июля 2012 г.
В этом умнейшем социально-фантастическом рассказе на месте оживлённых трупов могли бы быть и роботы, но зомби логичнее, в самом деле. Идеальных рабов логичнее всего делать из мёртвых тел – затрат на производство почти не будет. Капиталистический принцип сокращения человека до рабочей силы выражен здесь в крайней форме: движущийся мертвец, биороботизированный труп на производстве гораздо выгодней человека. Никаких отпусков, больничных, пенсий и ограничений длины трудодня. Такой зомборобот выгоднее во всём – как сварщик, официант, проститутка. Может быть, даже как компаньон. Вопрос в том, нужны ли нам другие люди – или всего лишь польза от них. Любая. Разница между русским подходом к людям и западным именно в этом.
Страшнее всего – что-то подобное может произойти. И люди, которых заменят биомассой, скорее всего не восстанут. Вот что действительно пробирает.
alex1970, 3 февраля 2011 г.
Это не ужастик. Точнее не ужастик в классическом смысле, как бы ужастик в социальном или политологическом смысле.
Здорово бы порадовал такой рассказ университетскую кафедру научного коммунизма. Красная нить – «Капиталисты готовы на любую подлость».
Тут корпорации научились эксплуатировать мертвых.
Мерзко. Написано беспощадно, мощно и жестко. Читать неприятно.
Oswald, 8 февраля 2010 г.
Суэнвик как всегда до самозабвения, с большим упоением анатомирует человеческие пороки и страсти. Причем не какие-то возвышенные, а напротив самые мелочные и низменные. Здесь — эгоизм и жажда наживы, которая затмевает для воротил бизнеса абсолютно всё. Забыты последние моральные принципы, осталось только стремление делать деньги. Оказывается на мертвецах тоже можно заработать. И КАК заработать! Неважно, что это в очередной раз (на сей раз фатально) обесценит человеческую жизнь, которой и так цена медный грошик. Пугает здесь на наличие живых мертвецов, а абсолютное бездушие живых людей, которые сами в душе давно мертвы. Единственный живой человек здесь это главный герой. Все остальные мертвецы, либо физически, либо, что ещё страшнее, духовно. Вот такие вот живые мертвецы правят миром. Осознание этого простого факта в финале ввергает в ужас не только героя, но и читателя.
kkk72, 20 ноября 2009 г.
В антологии «Нежить» уже был рассказ на тему «Зомби и политика». А эта история на тему «Зомби и бизнес». Что ж, как писал Маркс, не такого преступления, на которое бы не пошел капитал ради стопроцентной прибыли. Мертвый работник во всех смыслах лучше живого, дешев и нетребователен. И вот уже автор рисует перед нами картины мира, где мертвые повсеместно вытесняют живых, где человеческая жизнь теряет всякую цену. Особенно впечатляет в данной ситуации выбор главного героя, который при этом все понимает, но пытается «попасть в струю».
Нельзя не задуматься и о том, что и сейчас власть имущие считаются с обычными гражданами немногим более, чем с зомби в этом рассказе.
И все же рассказ суховат. Поэтому оценка — только 7.
Yazewa, 27 октября 2011 г.
Это, пожадуй, не столько фантастика, сколько... политика? социология? философия? И весьма актуальная. Дешевая рабочая сила, — какая разница, какова ее природа? Роботы, обученный животные, зомби... годится всё! А если рабочая лошадка еще и идеальный слуга/любовник (-ца), — вариант буквально идеальный! Вот только как быть с настоящим живым человеком? Возрастает при этом его цена или падает?..
senoid, 13 декабря 2009 г.
Рассказ походит на большой, литературно оформленный бизнес-план. И вот это как раз пугает. На что готов пойти человек, чтобы максимально обогатиться, потратив при этом минимум средств? Как выясняется, человек может пойти на все. В том числе и черпать рабочую силу из могил давно усопших. Когда воскрешение трупов становится реальностью, то у некоторых бизнесменов в голове словно срабатывает тумблер. Вот оно, новое средство борьбы с больничными и отпусками, с мотивированием сотрудников и ростом зарплаты. Рассказ, что называется, на злобу дня. Ведь вокруг нас полно этих самых зомби от Суэнвика — многочисленные нелегалы, орды гастарбайтеров, работающих на «птичьих» правах, которые терпят нечеловеческие условия. Только в «Мертвом» все это возведено в куб. И финал рассказа, когда герой понимает, во что ввязался и чем все это грозит современному миру, оставляет сильное впечатление.