fantlab ru

Аластер Рейнольдс «Мстительница»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.31
Оценок:
254
Моя оценка:
-

подробнее

Мстительница

Revenger

Роман, год; цикл «Мстительница»

Жанрово-тематический классификатор:
Аннотация:

Далекое будущее, человечество распространилось на тысячи миров. После финансового краха, банковской системой управляют инопланетяне. Человечество промышляет разграблением умерших миров. Книга о космических приключениях сестёр Несс и о том, как их жизнь меняется после встречи с космическими пиратами.

© fea
Другая аннотация:

Галактика видела, как рождаются и гибнут великие империи, как разрушаются и переделываются планеты. От ее процветающих миров человечество унаследовало лишь руины, и теперь оно вынуждено строить собственную цивилизацию из обломков чужих.

Капитан Ракамор и его команда знают, где искать самые ценные обломки. Они добираются до загадочных космических объектов, спрятанных от чужих глаз, снабженных ловушками, окруженных защитными полями, и вскрывают их, чтобы добыть древние реликвии и забытые технологии.

Адрана и Фура Несс отправляются в космос на борту солнечного парусника, надеясь спасти семью от банкротства. Но у капитана Ракамора хватает врагов, и в предстоящем путешествии девушек ожидают не только тайники с сокровищами…


С этим произведением связаны термины:
Примечание:

Входит в:


Награды и премии:


лауреат
Локус / Locus Award, 2017 // Подростковый роман

Номинации на премии:


номинант
Премия Филипа К. Дика / Philip K. Dick Award, 2018 // Лучшая НФ-книга в США

номинант
«Итоги года» от журнала «Мир Фантастики», Итоги 2020 // Книги — Лучшая детско-юношеская фантастика года

Похожие произведения:

 

 


Издания: ВСЕ (2)

Мстительница
2020 г.

Издания на иностранных языках:

Revenger
2016 г.
(английский)




 




Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  44  ] +

Ссылка на сообщение ,

Эта история началась однажды вечером, весной 1799 года Тринадцатого Заселения, когда сёстры Адрана и Арафура Несс отправились вместе с отцом на ужин в Торговую палату Мазариля, где мистер Несс намеревался решить кое-какие дела, а заодно продемонстрировать почтенному собранию своих дочерей, красивых и послушных юных леди. Впрочем, послушных ли? Знай мистер Несс о том, что замыслила Адрана, он оставил бы их дома, да под надёжным замком. Знай Адрана о том, что её ждёт, сама заперлась бы в комнате. Знай же Арафура о том, как прихоть сестры изменит её собственную жизнь… Но нет, с Арафурой не всё так просто.

Итак, давайте знакомиться с главной героиней, а заодно и с миром, в котором разворачивается действие романа: Арафуре — или Фуре, как она предпочитает себя называть — семнадцать лет, она на год моложе сестры и по законам Мазариля пока что несовершеннолетняя. Мазариль — не город и не планета, но искусственно созданное обиталище, один из бесчисленного множества аналогичных искусственных миров в так называемой Конгрегации, которая роится вокруг Старого Солнца. Тринадцатое Заселение — тринадцатая из учтённых человеческих цивилизаций, которую от нашей отделяет несколько миллионов лет.

Пожалуй, именно мироустройство, придуманное А.Рейнольдсом, способно в первую очередь привлечь и увлечь читателя. Вообразите: вокруг угасающей звезды вращаются пятьдесят миллионов маленьких миров, из которых около двадцати тысяч пригодны для жизни людей. В безвоздушном пространстве между этими мирами путешествуют космические корабли, оборудованные фотонными парусами и ионными двигателями. Помимо людей («обезьян») в Конгрегации обитают ещё и инопланетяне, «ползуны», «панцирники» и «трескуны»; в основном у них деловые интересы — к примеру, «ползуны» руководят банковской сферой и уже успели помочь людям оправиться после тяжёлого финансового кризиса. Иногда пришельцы делятся с людьми технологиями, и это весьма кстати, ведь цивилизация Тринадцатого Заселения — цивилизация мусорщиков, которая практически ничего не производит, но активно добывает артефакты из «пузырей» — заброшенных, необитаемых миров, сотни и тысячи лет оберегающих свои секреты под покровом защитного поля. Иногда артефакты бывают опасными, часто — непонятными или бесполезными, но если повезёт, то можно сколотить небольшое состояние и, уйдя на покой, поселиться на одном из обитаемых миров, чтобы доживать там свои дни.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Но везёт не всем: отец сестёр Несс, вложил большие деньги в предприятие, оказавшееся неудачным, и теперь семья на грани банкротства. Адрана, решив взять дело в свои руки, вместе с сестрой проходит проверку на способность «читать кости», и когда подтверждается, что они с Арафурой и впрямь ею наделены, уговаривает наняться на один из кораблей в доках Мазариля, чтобы заработать денег для отца и поглядеть на Конгрегацию из иллюминатора. «Кости» — это и впрямь настоящие кости, система телепатической «радиосвязи», созданная из ископаемых останков неведомых инопланетян времён Шестого и Седьмого Заселений; работать с этими «рациями» могут только молодые люди, а с возрастом способность постепенно исчезает.

Словом, если не брать во внимание необычные декорации, начинается «Revenger» в точности так же, как до него начиналось множество историй о молодых и дерзких: долой родительский произвол; здравствуй, огромный мир! В роли «дерзкой» выступает Адрана, а вот Арафура — скромная, тихая, «книжная» девочка, которой, казалось бы, предопределено всегда и во всём быть второй.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Но однажды события принимают непредсказуемый оборот, и на парусник «Скорбь Монетты», куда нанялись сёстры Несс, нападают пираты. Обстоятельства складываются так, что Адрана попадает в плен, а Арафура остаётся на борту обезлюдевшего, сломанного корабля и чудом выживает. После спасения с терпящей бедствие «Монетты» перед ней открываются два пути: вернуться домой, к отцу, или пуститься на поиски Адраны.

«Книжная» девочка выбирает второе, и тут читатель понимает, что сокращённый вариант её имени — Фура — вообще-то наводит на мысли о фурии-мстительнице. И начинается самое интересное.

Вот об этом, собственно, роман: о странствиях по мирам и кораблям в поисках пропавшей сестры, испытаниях, о жертвах, на которые приходится идти ради достижения цели, о том, как человек, одержимый какой-то идеей, не только меняется сам, но и меняет окружающих. «Мстительница» (название «Revenger» следует переводить именно в женском роде) объединяет в себе классический приключенческий роман, роман взросления и космическую оперу в мрачном и красивом антураже (напоминающем одновременно «Остров сокровищ» Стивенсона, пиратские романы Сальгари, Сабатини, Купера и иже с ними, «Умирающую Землю» Вэнса, классические НФ-романы и космооперы, а также ретро-футуристические аниме «Капитан Харлок» и «Галактический экспрес»), и помимо увлекательного сюжета без провисаний и логических нестыковок может предъявить придирчивому читателю ещё и психологически достоверных персонажей не только первого, но и второго-третьего планов, за которыми интересно наблюдать, поскольку они вызывают неподдельные эмоции, пусть и не всегда положительные. Например, в романе три любопытных капитанских типажа — визионер Ракамор, прагматик Джастрабарск и слабак Траско, — три корабля и три команды, которые по-разному относятся к своим капитанам. Облик главного злодея не лишён нарочитой театральности, но, с одной стороны, злодей не делается от этого менее страшным и опасным, а с другой — перед нами всё же космическая опера, а не научная фантастика, и законы жанра никто не отменял. Впрочем, кое-какие стереотипы Рейнольдс всё же опровергает:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
не стоит думать, будто «красавец капитан» плюс «симпатичная девушка» равно сами знаете что — всё будет совсем, совсем по-другому…

Ещё отмечу, что на атмосферу романа интересным образом влияет лексикон его персонажей. Нельзя сказать, что автор придумал для них новый язык, и всё же жаргон «космического народа» включает достаточное количество особенных слов, чтобы выделяться на фоне многих и многих книг. Некоторые понятны и без контекста — например, что такое Empty («пустота»), как не космос? Труднопереводимое lungstuff («вещество в лёгких») — конечно, воздух. Названия рас опираются на какие-то внешние особенности (упомянутые ранее «обезьяны», «ползуны», «панцирники» и «трескуны», а также множество других). Но есть ещё термины, которыми обозначаются «специальности» членов экипажа («чтец костей», «сканер», «открыватель», «оценщик» и «интегратор»), и другие словечки, которые, быть может, и не оказывают большого влияния на сюжет, но добавляют штрихов к общей картине, делая её ещё увлекательней.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
В финале мы получим ответы на множество вопросов, и, надо признаться, некоторые ответы тут же породят новые вопросы — а вместе с ними и вероятность того, что перед нами начало нового цикла, новой большой истории в оригинальной вселенной, придуманной Аластером Рейнольдсом.
Что ж, если новые книги о Фуре Несс будут в той же степени пропитаны духом приключений, что и «Мстительница», я не имею ничего против.

Несколько цитат напоследок:

«Ищи закономерности, и ты их найдёшь, в точности как моряки видят лица тех, кого когда-то любили, в колыхании фотонных парусов».

«—Но это ведь не могло повлиять на его внутренние процессы, верно?

— Нет, но кое-какая связь всё же есть. Многие роботы служили людям в эпоху великих неприятностей. Однако не все были так щедро вознаграждены, как некоторые. В некоторых случаях машинам, которые хорошо послужили и получили в награду свободу воли, установили логические блоки, которые эту самую свободу ограничивали, ибо когда-нибудь могла возникнуть внезапная потребность в слугах, которые не задают вопросов.

— Но ведь это ужасно.

— Это, — сказал Перегрин, — называется «цивилизация». Не все, кто получил награды, их заслуживали; не всех, кто этого заслуживал, наградили».

«Мы кивнули, один за другим. Никак нельзя было определить, когда всё случилось и какова была роль Траско. Но где-то между Клыком и этим собранием мы стали тем, чем никогда не были раньше, и эта необычайная алхимия больше походила на магию, чем любое из событий, имевших место за всё Тринадцатое Заселение.

Мы стали командой».

«…возможно ли, что всё началось с желания что-то исправить? Могла ли доброта — шажочек за шажочком — извратиться и сделаться худшей разновидностью жестокости? И мог ли сам факт наличия этой доброты оправдать хоть какие-то из её преступлений, или он просто по-новому оттенял их, как новая стена, на которую перевесили уродливую картину?»

Оценка: 10
– [  11  ] +

Ссылка на сообщение ,

Не буди фурию в Фуре

***

Валлийский писатель Аластер Рейнольдс, пожалуй, один из ведущих нынешних писателей космооперы и НФ. Автор знаменит, в первую очередь, масштабным циклом «Пространство Откровения», а так же экранизациями в сериале «Любовь Смерть Роботы» (целых 2 эпизода). Есть у Аластера и мощные стэнд элон романы («Звёздный лёд», «Обречённый мир», «Дождь забвения»). А ещё есть у него трилогия «Мстительница» – произведения, которые выбиваются из авторской стилистики.

…очень далёкое будущее. Сестры Фура (Арафура) и Адрана, желая помочь отцу, который оброс долгами, решают наняться на корабль Ракамора «Скорбная Монетта». Это прибыльная авантюра, а с их специализацией (чтение костей) – практически плёвое. Молодость, кровь горяча, всё так и хочется рубить сплеча. Но в космосе ничего не бывает простым…

Стилистика и все вытекающие отсюда обстоятельства. То, что кажется (сперва) научной фантастикой (с претензией на хард) быстро снимает пелену притворства. Это чистая космоопера с весьма условной научной составляющей. Роман написан от первого лица с единственным ПОВом, а значит, весь текст – субъективный поток сознания одной героини. Ах да, героини – «Мстительница» практически от и до – роман о женщинах и девушках, но отнюдь не исключительно для женщин и девушек. Иными словами, это не феминистическая книга. Мир Рейнольдса не тратит время на бессмысленные вопросы о месте женщин. Здесь женщины вполне могут быть капитанами кораблей, причем весьма успешными. Отдельного упоминания достойны имена героев. Рейнольдс не пошёл по простому пути (использование всем известных имён). Как итог – куча сложных имён. Например, доктор Морсенькс (мечта дизартрика).

Ворлдбилдинг и стилистика раскрытия деталей. Рейнольдс – классный фантаст-футуролог. Но обычно он пишет про условно ближайшее будущее (век-два вперёд), и редко – о далёком будущем. «Мстительница» – пример именно такого романа. Будущее настолько отдалено от нашего, что речь идёт о сотнях тысяч лет. Если не больше. Вот только автор не спешит делиться деталями или объяснять терминологию. Читателю следует морально подготовиться к специфическому вокабулярию (шарльер, ауспиции, процессии и иже с ними). Сами по себе эти слова есть в нашем мира. Но конкретно у Рейнольдса они значат нечто иное. Более того, есть и слэнг (трещальник, мерцальник и так далее).

Персонажи. С ними получились интересно. Главная героиня тут одна – Фура. Все остальные – второстепенные, разве что из них Адрана и Прозор выделяются чуть большей значимостью. Второстепенных как таковых много. Итак, Арафура – девушка, у которой есть старшая сестра. Любит читать, умна, имеет принимать быстрые и верные решения. Если идёт на риск, то лишь на оправданный. Импозантна и харизматична. Если вы когда-либо читали Марка Лоуренса и его «Принца Терний», то Фура – это Йорг на минималке и в юбке. Не так много пафоса, но всё же есть. Прозор – агрессивная и сильная женщина, остра на язык. Она не раз удивит читателя тонкими действиями и суровыми решениями. Адрана – старшая сестра Фуры. Её в книге совсем мало. Ясно лишь, что у неё есть синдром «старшего ребёнка», она тоже умная, но более поверхностная. Книги её интересует лишь как красивые штучки на полках.

Что сказать о недостатках романа? Во-первых, намёк на YA. Почему намёк? Это всё-таки не YA. Роман выполнен в стиле «Принца Терний» или «Командории 54» – условные подростки рубят по-взрослому, обилие потно-телесных подробностей вкупе с убийствами и пафосом. Во-вторых, слабый ворлдбилдинг. О многом приходится догадываться. Многое здесь условно. Героя что-то едят (и даже готовят), но что – читатель не узнает. Что за Заселение? Почему, кто и куда? Этого вы не узнаете. В-третьих, роман во многом наивен. Какие-то проблемы решаются без последствий, какие-то – мановением руки. «Я автор, я так вижу» – это про «Мстительницу».

Заключение: «Мстительница» Рейнольдса – неплохой роман, с которого не стоит начинать знакомство с творчеством автора. Читается книга легко (приключения, пираты, космос и шарльеры), инопланетян мало (они есть, но роли они почти не играют). Чем-то «Мстительница» напоминает сериал «Светлячок» (а так же фильм, книги, комиксы), если бы капитан Малколм Рэйнольдс был в юбке да с голосом Йорга.

8 шарльеров из 10.

Оценка: 8
– [  12  ] +

Ссылка на сообщение ,

Я честно пыталась впечатлиться книгой, но ей не повезло оказаться в ряду с Аве Марией Энди Вейера и Ревущей тишиной Кристофера Руоккио. Это из новинок, с любимыми в жанре космической фантастики даже не сравниваю, нечестно будет. Это я к тому, что очень люблю жанр и прекрасно в нем разбираюсь. До Рейнольдса все руки не доходили, но многие хвалили, поэтому бралась с предвкушением. Увы и ах!

Номер раз. Композиция. В этой книге читателя сразу бросают в сюжет безо всяких пояснений как и что обстоит в мире, направо и налево рассыпая термины. Завязки как таковой вообще нет, сразу развитие сюжета. Простите, классическое развитие повествования не просто так придумали и используют. Жирный незачет по сюжетной композиции!

Номер два. Героини. Их нам тоже не описывают. Зачем? Вот вам неуважаемый читатель две сестры их обеих зовут как-то на А. Ок, вторую сокращенно называют Фурой (Фура, блин!). Живите с этим. Они просто прутся куда-то непонятно зачем и совершенно с потолка нанимаются кем-то на что-то вроде космического корабля. Кажется, он большой, но может и маленький. Автор-мужчина вполне способен хорошо прописать женских персонажей (та же Хонор Харрингтон моя любимая героиня), но здесь халтура полная. Это именно ошибочные представления мужчины о том, какой должна быть женщина. Нет, даже не так – баба. Отвратительно! Все любят упрекать авторов-женщин в идеализировании образа героя. Но они хоть положительные качества приписывают. А это просто я даже не знаю как назвать. Девушкам к прочтению это точно не рекомендую.

Номер четыре. Описания. Чего угодно. Жизни или корабля, пришельцев или технологий? Зачем? Это ж надо придумывать. И так сойдет! Ну там есть ионные двигатели и солнечные паруса. А еще великий и могучий мигающий череп. Ну и шарльеры, конечно. Что такое? Как, вы сами не знаете? Вам же хуже, автор объяснять не будет. Это даже не научная фантастика, а фэнтези какое-то чесслово!

Номер четыре. Текст. Здесь куча пустых и малопонятных диалогов, которые используются вместо текста и описаний. Никогда с таким приемом не встречалась, и он не работает (во всяком случае тут). Прибавить к этому среднего качества перевод с кальками английского (он был красивый. Они были счастливы. Она была в футболке) и простейшие предложения уровня первоклассника без сложносочиненных или подчиненных придаточных, и вы получаете вот это рубленое повествование, которое невозможно читать.

Ну, мне еще очень много чего не понравилось из вкусовщины, типа употребления феминитивов вроде пиратки (почему бы сразу не пиратши или не пиратессы тогда?), абсолютно нулевое представление о психологии героев и скучнейшее действие. Но куча хвалебных отзывов намекает, что книга, видимо, просто заточена на мужскую аудиторию. Вот только лично от меня уж простите будет 2 из 10 – это я уже накинула из щедрости, хотелось 0 вообще поставить.

Оценка: 2
– [  12  ] +

Ссылка на сообщение ,

Дочитала и теперь натурально чувствую чувства (с). Превалирует среди них разочарование.

Рейнольдс долгое время был для меня образцом новой фантастики. Цикл «Пространство Откровения» оказался настолько прекрасен, насколько вообще можно представить, и тут внезапно я увидела, что у автора есть целых две относительно новых книги, так что мне срочно понадобилось припасть к прекрасному космосу.

Ну и что. Припала на свою беду.

Не могу отделаться от ощущения, что Рейнольдса покусала мадам Коллинз (написавшая сомнительные в своей литературности «Голодные игры»), из-за чего он внезапно осознал, что золотая жила заработка лежит в young-adult'е и пора забить на эти взрослые унылые космооперы с монументальной физикой, биологией и историей, когда лор проработан от Войны Рассветов до ингибиторов. Объяснить эту книгу с иной точки зрения, кроме большого желания заработать, у меня не получилось. Надеюсь, что это удалось, должна же быть от неё хоть какая-то польза.

«Мстительница» состоит из клише ровно настолько, насколько вообще из клише состоит жанр подросткового фэнтази. Да, назвать это научной фантастикой — большое преувеличение, к сказке роман сильно ближе, хоть и — плохо — маскируется. По крайней мере, обложкой и рейтингом, а зря, явно же проходит мимо целевой аудитории.

Будь мне шестнадцать, я бы наверняка осталась в восторге: бодренькая остросюжетная книга для нетребовательной ещё читательской публики с простым, как три рубля, сюжетом, однозначными персонажами и геройством против всего мира. Тут и загадки древних, и преодолевающие подростки, и некомпетентные взрослые, и девочка-котичек, которая под гнётом обстоятельств становится суровой воительницей и всех побеждает во имя сестринских чувств, и проблемы чрезмерной отцовской опеки. В общем, весь спектр того, что в шестнадцать — темы животрепещущие.

Но шестнадцать мне было давно, и у меня к книгам требования теперь немного другие.

И вот тут начинаются проблемы, которые я никогда не смогла бы предположить у Рейнольдса, чьи прежние произведения были совсем иного качества.

Во-первых, лор. Это одна большая непрерывная проблема, от которой хочется вопрошать «да почему». Первые двести страниц читала с мыслью, что сейчас станет понятнее — и нет, не стало. Нет никаких подробностей о том, как люди расселились, почему, для чего, как узнали, что такое шальеры и почему их стоит открывать, а также как это сделать, почему перешли с понятных монет, драгметаллов или иных средств универсального обмена на неясные «пистоли», откуда взяли черепа и как впервые научились с ними работать, что такое Собрание и почему оно так называется, Старое Солнце — это какое, как состоялся первый контакт с иными цивилизациями, etc, etc. Тут не просто дыры во вселенной, тут вся вселенная — это большая чёрная дыра. Физика тут тоже хромает на пять лап из четырёх, ничего невозможно понять ни по времени, ни по расстоянию. Из-за этого прописанная вселенная не воспринимается как нечто реальное, в неё невозможно поверить, а то, во что не веришь, не вызывает никаких положительных эмоций.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
После техника, который не умеет писать и читать, но разбирается в роботах и машинах вообще, я натурально кричала, как подбитая чайка. От восторга, конечно же. Да.

Во-вторых, персонажи. Тут, в принципе, просто вопрос жанра: понятно, что в наличии куча картона, которая исполняет танец вокруг главной героини, чтобы сделать её самой уникальной и талантливой во всём заселённом космосе путём обучения за три дня, а потом она спасёт вселенную. Ну или сначала сестру, а потом вселенную, потому что никто другой же не смог. Поступки персонажей бредовы, их логика поведения бредова, мотивация вроде как прописана, но в неё верится ещё меньше, чем в антураж.

В-третьих, сюжет. Вот это магия какая-то, уж вроде бы на фантазию Рейнольдса пенять прежде точно не приходилось, но тут всё настолько на поверхности и простенько, что не знаешь, то ли ему было откровенно лень стараться, то ли это какая-то метаирония.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Серьёзно, уровень сюжетных интриг тут на уровне «два плюс два»: когда только появляется новый персонаж, сразу понятно, что будет дальше. Всё линейно: рассказали про Клык — понятно, что туда полезут и успешно превозмогнут; рассказали про Иллирию, похищенную Босой, которая делает психообработку — понятно, что Иллирия и есть Боса; рассказали про бывшего боевого робота, у которого были ментальные блоки — понятно, что эти блоки снимут, а робота воткнут в корабль; рассказали про пистоли и то, что их очень любят пришельцы — понятно, что это не просто деньги, а человечество используют. И в повествовании всё такое однозначное.

Не было ни одного сюжетного поворота, который бы хоть сколько-то поразил воображение. С одной стороны, конечно, приятно, когда все ружья выстреливают, но хотелось бы, чтобы они хотя бы некоторое время повисели на стене, что ли.

В-четвёртых, тут почему-то нет глав. Совсем. Текст идёт сплошным потоком, и ориентироваться в нём сложно. Впрочем, возможно, это в электронной версии что-то сломано, а печатная нормальная, не знаю.

Пятым пунктом добавила бы ненавидимое мной в литературе первое лицо повествования, но это же личные заморочки, так что просто скажу, что всё написано от первого, и это раздражает не только само по себе, но и из-за выбранного рассказчиком персонажа. Арафура Несс изнутри очень уныла, а её размышления поверхностны и банальны.

Из плюсов книги можно отметить хороший перевод и, наверное, красивую обложку. И саму по себе идею огромного космоса, хранящего миллиарды тайн от прошлых цивилизаций — да, этот троп по-прежнему является моей слабостью, и мне нравится читать об этом.

В общем-то, и всё.

Не богато.

Читать продолжение, наверное, всё равно буду, прогляжу по диагонали, вдруг станет лучше, и я втянусь. Всё-таки, Рейнольдс... Кредит доверия, несмотря ни на что, у меня всё ещё остался, понадеюсь на то, что во втором томе он отсыпет больше правдоподобной физики и тайн вымерших культур.

Оценка: 5
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Классический Аластер Рейнольдс.

Снова, как и в Пространстве Откровения, мир, напичканный идеями, моментами, своими формулами и законами, своей историей, явлениями, цивилизациями, временем прошлым и будущим, все, как я люблю. НО, в сравнении с тем же, упомянутым ранее, титаническим циклом проседает и без того не самая сильная сторона произведений писателя — персонажи, их внутренний мир, мотивация, а так же их взаимодействие друг с другом.

И вот, получается, есть мякотка в виде мира: космос, огромный и безграничный, но в то же время бессердечный и жестокий, непокоренный, загадочный, смертоносный. Цивилизация неоднократно пыталась освоить космос, но каждый раз приходила в упадок, заканчивая один цикл заселения и начиная новый. Иногда получалось лучше, иногда хуже, но итог один. События разворачиваются определенно не в золотой век человечества: нынешние покорители космоса смогли от предыдущих поколений перенять летоисчисление, и то по обрывкам, а все остальное собиралось домыслами и предположениями. Много технологий было безвозвратно утеряно и, как я понял, всё: от кораблей до космических станций, от приборов до роботов — было восстановлено из руин прошлого, а некоторые технологии непостижимы до сих пор. А еще есть некие «черепа» и «чтецы костей», которые могут с их помощью общаться или перехватывать разговоры других кораблей и миров на большом расстоянии. Есть придающие нужную глубину погружения сменившиеся названия привычных вещей: «дыхаль» вместо воздуха, «трещальник» вместо радио, лампы и т.д. Есть сокровища и солнечные парусники, считайте, что эпоха Нового света, только на просторах галактики. В общем, есть где фантазии разгуляться.

И вот в этом, вполне себе увлекательном мире, мы имеем двух сестер — главных героинь и все, от мотивации до принимаемых решений мне кажется либо странным, либо глупым, либо неуместным. Я подозреваю, отсюда растут ноги у заявлении об янг — эдалте, но я все же считаю, что это просто плохо прописанные персонажи, как главные, так и второстепенные и дело не в возрастной категории. Без спойлеров этот сегмент обсудить сложно, потому на этом и закончу.

Давайте так, это явно лучше чем те же «Алмазные псы» или «Медленные пули» , хуже чем «Префект», где-то на уровне «Фазы ингибиторов», возможно. В любом случае, если вообще автора не читали, лучше начать с Пространства Откровения, а если нужна будет добавка, то можно и цикл про Мстительницу зацепить.

Оценка: 6
– [  13  ] +

Ссылка на сообщение ,

Этот роман в хорошем смысле удивляет, оказываясь не тем, чем кажется на первый взгляд.

Приключения в космосе, пираты и тайники с сокровищами? О да, всё это составляет важную часть этой истории. Большое приключение, в которое ввязываются две юные сестры. Знакомство с командой и её харизматичным капитаном, чей образ вобрал в себя многие характерные черты «благородных» корсаров. Обходительность внешне суровых работяг, постепенное сближение с командой, перспектива множества чудесных открытий и приключений. Но только читатель слегка расслабится и приготовится следить за легкой приключенческой сказкой, как случается финал первой части романа. И история показывает, что она может быть очень жестока и кровава. Это ощущение контраста... Пожалуй, именно в начале второй части романа я поняла, что передо мной нетипичная история.

Но было бы ошибкой преувеличить роль кровавых и жестоких элементов. Плохие вещи случаются, и персонажам приходится на них реагировать. Порой плохие вещи исходят от близких людей — от кого они не могут исходить в обычной приключенческой истории. Порой героине приходится делать выбор: чем пожертвовать и как измениться, чтобы идти дальше. Но целеустремленность героини и некоторая толика везения преодолеют любые преграды. И по сути сюжет очень быстро возвращается на рельсы приключенческой пиратской истории. Даже тема мести сюда идеально вписывается.

Тогда может быть перед нами подростковый роман, довольно обычная история про юную героиню, которая всё преодолеет и всех победит? Не совсем. Героиня, конечно же, юна, да и сомнений в её способности отомстить по ходу развития сюжета становится всё меньше. Но здесь нет любовной линии или борьбы с несправедливым режимом. Героиня не хочет менять мир и не предается рефлексии. Язык повествования лишен излишеств, сдержан и отчасти отстранен (и благодаря финалу мы понимаем, почему это правильный вариант изложения истории). Так что нет, всё снова не так уж просто.

Немного о мире этой истории. Мне понравилось наличие многих интуитивно понятных, но все же непривычных названий для вроде как знакомых предметов и понятий. Это создает атмосферу другого мира, отстоящего от нас намного дальше, чем кажется на первый взгляд. Ещё мне понравился ряд загадок об истинном назначении тех или иных предметов и технологий. При всём при этом не могу не отметить некоторую схематичность и незавершенность общей картины мира. Слишком много белых пятен и перевертышей (когда что-то не то, чем кажется) — это мешает сложить единую картину. Собственно, мне это и не удалось. Пришлось смириться с схематичностью.

Финал романа в лучших традициях заканчивает одну сюжетную линию и подкидывает новую порцию загадок для продолжения. Впереди ждут новые приключения и новые трудности. А также перспектива раскрыть парочку тайн текущего мироустройства. Так что продолжение жду и надеюсь, что история удержит заданную планку.

Оценка: 8
– [  11  ] +

Ссылка на сообщение ,

Мир будущего. Настолько загадочный, что даже постоянное упоминание Старого Солнца не вселяет уверенности, что это именно наше Солнце. Волны заселений, веками сменяющие друг друга. Пришельцы, живущие рядом. Космические парусники. Тысячи маленьких миров разных форм и размеров. Давно забытое понятие планеты как места обитания. Знакомые словечки на новый лад (хвала переводчику). О таком хочется читать.

Бестолковые сёстры, обладающие особым даром. Глупые поступки, зачастую отдающие бессмысленной жестокостью. Тусклые персонажи, судьба которых совершенно не волнует. Шарльеры со штабелями бонусов, словно пришедшие из компьютерной игры. Чудеса науки, которые делают фантастическое произведение больше похожим на фэнтези. Взаимоотношения между персонажами, ограниченные под возрастные рамки. Безрадостное будущее, в которое не хочется стремиться. Равнодушный тон автора. О таком не хочется читать продолжение.

Оценка: 6
– [  11  ] +

Ссылка на сообщение ,

Вот если бы не знал, что у автора докторская степень по астрономии, то решил бы, что книгу писал стопроцентный гуманитарий. Потому что в ней не наш космос. Мне он напомнил тот космос, который описывала Натали Хеннеберг в своей «Язве», которая (не в обиду её таланту будет сказано) считала, что до созвездия можно долететь. И цивилизация в книге не наша. Земная, человеческая — но не наша. И то, что тут вот некоторые комментаторы называли «космическим жаргоном» — это имхо намеренные старания автора избавиться от слов греческого происхождения — «космос», «атмосфера»... «Наших» древних греков в мире «Мстительницы» не было, поэтому многие технологии кажутся откровенными анахронизмами. Исходя из этих посылок я не стал классифицировать произведение как «далёкое будущее, вне Земли», точно так же, как не стал бы этого делать к книгам вселенной «Звёздных Войн» или Вахи 40к. Это другой мир и кто его знает, какое там время. 1799 год 13-го Заселения — большего нам знать не дано.

Оценка: 4
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

Самая мерзкая книга, которую я прочел за долгое время.

Я читал много плохих книг, но Мстительница одна из самых ужасных. Я не знаю, кто придумал назвать Рейнольдса одним из лучших фантастов современности. Хорошие писатели такого не пишут.

Мир не проработанный, не понятный, автор напихал артефакты, названия и все. Но не понятно, как мир работает, взаимодействует. Мир описан предельно поверхностно.

Поступки персонажей нелогичны и нелепы, глупые. Я думал, что это подростковая фантастика, то же. У книги высокий возрастной рейтинг. Герои книги неприятны. И самое плохое, какие бы глупости они не делали — им все сходит с рук.

Оценка: 2
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

Фура Несс и призрачный доспех.

Вот так, по прошествию более чем 3 лет я возвращаюсь к одному из своих любимых авторов. Мы, поклонники автора, долго ждали новых переводов его работ — и вот, в 2020 мы наконец-то дождались!

Книга позиционировалась, как young adult, но фантлабовцы на форуме, в теме, посвящённой автору — пишут, что это всё лишь маркетинг и вам всё наврали. Посмотрим так ли это.

Смотря на название моей рецензии — вы можете понять, что это не просто подростковая литература, а это практически сказка про приключения девочки в космосе. Что-то на границе детской и подростковой литературы, правда приправленная кровякой для остроты. Но мастерство Рейнольдса в том, что эту сказку читаешь так, словно пришёл посмотреть добрый семейный фильм, в котором члены семьи разного возраста увидят разные вещи. В общем — добротная книга, пусть и не шедевр, но весьма хороша, потому буду ждать перевода продолжения.

Итак, перед нами семейство Несс. Главная героиня 17-летняя Арафура и её старшая сестра 18-летняя Адрана. Мы в каком-то, практически космофэнтезийном мире, где космические корабли и роботы сопутствуют феодальному обществу и явному упадку.

Старшая дерзкая сестра убегает с какого-то мероприятия, на котором ей не хотелось быть, а младшая сестра-умница идёт за ней, обещая отцу-тирану, что приведёт Адрану, но в итоге увязывается с ней в поисках приключений. Нам показывают одного пришельца, видимо похожего на бэнсковских хамов из Инверсии, только этот осьминогообразный тип не носит скафандр. Вскользь упоминают про шкуру гремучек, каких-то таинственных существ, быть может пришельцев, которые исчезли 9 миллионов лет назад во время некоего Четвёртого Заселения — вымершие расы — неужели отсылочка к собственному циклу Пространство Откровения? В лавке Брокера конечностей мы видим живые и механические руки и ноги, очень нужные экипажам кораблей — а это что — отсылка к ультрам из того же цикла? А впрочем, хватит уже искать отсылки, их наверняка ещё будет тонна.

Оказывается, что у сестёр есть какой-то дар, чтение костей и они могут наняться на корабль, чтоб улететь от отца, посмотреть мир, а ещё и заработать деньги. По классике дерзкая готова гнать коней, а умница сомневается, но мы же знаем, как оно бывает...

На корабль они, естественно, попадают. Он похож на какую-то рыбу, непонятно зачем такая форма, ведь аэродинамики она явно не добавляет. Ну и там естественно сталкиваются с некой дедовщиной, сложными отношениями в коллективе и завистью к особому положению чтецов.

Кстати, могу предложить, что форма корабля лишь добавляет какой-то морской романтике, которую автор с самого начала нам изображает. Образ капитана Ракамора и уходящего на пенсию чтеца Казарея — почему-то напоминает мне капитана Флинта и Джона Сильвера. Упомянуты паруса, которые ловят солнечный ветер и имеют дефицит. Их технология изготовления утеряна — это создаёт какую-то таинственность вокруг этого предмета, делая его почти магическим артефактом.

Да и сами кости — оказываются чем-то непознанным, некой инопланетной технологией, которая может при неудачном случае лишить человека рассудка. Но по началу о такой опасности девочки предупреждены не были.

Корабли по всей галактике занимаются сбором всяких артефактов из шарльеров. Что это такое объясняется весьма туманно, какие-то обиталища, закрытые силовым полем, в определённый период ненадолго открывающимся.

Отдельный фейл — это арбалеты на космических кораблях. Ну как так?! Я понимаю, что может быть импульсное оружие или там какие-нибудь рельсотроны может быть как-то опасно на звездолётах использовать, но даже банальный огнестрел то почему нельзя?

Загадочная антогонистка этого романа некая Боса Сеннен, пиратка, владеющая уникальным кораблем и грабящая подобных искателей шарльеров. Тайна в том, что её имя уже несколько сотен лет известно, но в данной вселенной у людей нет технологий существенного продления жизни и жить так долго. Кто же она на самом деле?

Ещё одной тайной являются пистоли — некая межгалактическая валюта, которая используется во всех мирах. Все пистоли были когда-либо найдены в тех самых шарльерах. Что они такое на самом деле? Почему прешельцы ползуны, заправляющие финансами в этой вселенной — так их любят?

Кажется, что эти вопросы не на одну книгу, а на весь цикл...

А пока мы наблюдаем преображение тихони в дерзкую, со всеми атрибутами жанра Young Adult, кроме любовной линии, хотя она бы не помешала. А может она ещё и будет, я ведь лишь начал вторую половину. Мы видим и проблемы эмансипации, и некоторую фем-повестку, и расизм по отношению к роботам — всё, что можно — собрано здесь.

Но главное, пожалуй — это мир, что-что, а его Рейнольдс нарисовал отлично! Такой даже не постапокалипсис, а уже какой-то метааполипсис, прошло уже 13 заселений галактики и все они заканчивались упадком. Эти постоянные концы света породили мир на грани — сочетающий чуть ли не стимпанковские унылые города, с трамваями и обшарпанными улицами — со вполне себе будущим в виде звездолётов и магнитных пушек. А почти мистические шарльеры и трофеи оттуда — всё это манит погрузиться в эту вселённую! Да здесь даже не каждый член экипажа космического корабля умеет читать — прям как в нашем прошлом до 20го века.

А ещё я немножко проспойлерю — здесь правда нет любовной линии, можно сказать, что не одной. Ну это как в первых частях Гарри Поттера. И я надеюсь, что моё сравнение одной крутой писательницы из Великобритании с другим, может и ввиду более узкого жанра, не сумевшим добиться такого признания — будет воспринято как комплимент! Это действительно хорошая, читабельная и приятная книга, а уж если вы любите Рейнольдса, то думаю, что вам понравится!

Оценка: 8
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Вот яркий пример коммерческой книги, все сделано для галочки, персонажи плоские, мир вообще не прописан, никакой логики работы систем, сюжета нет. Самая худшая его книга, очень обидно за автора, после таких эпосов, такой твердой НФ скатится до уровня российской фантастики.

Оценка: 3
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Две сестры: Адрана, старшая, решительная, авантюристка, бесцеремонная и немного жестокая; и младшая Арафура – скромная, благоразумная, домашняя любительница книг. Угадайте, кто из них к концу романа превратится в злобную сучку, своей жестокостью сравнившуюся с легендарной пираткой Босой Сеннен?

Путь сестер начался бодро: побег из дома, обнаружившийся редкий талант, наем на работу на «Монетту» — космический корабль кладоискателя Ракамора, манящий мир, полный опасностей и сокровищ и сулящий баснословные богатства, и команда, готовая (не прямо сейчас, но когда-нибудь в обозримом будущем) стать девушкам семьей. Но тут пришла вышеупомянутая Боса на «Рассекающей ночь» с черными парусами, и вот Адрана похищена, а Фура еле жива, но намерена добраться до злодейки и сестру у нее отобрать, и как можно скорее, ведь Боса собирается превратить Адрану… во что-то другое.

Так вот, действовать надо быстро, и Фура в сверхкороткие сроки превращается в суровую тетку, чей язык острее бритвы, внешность вызывает рефлекторное желание держаться подальше (кое-что героиня приобрела, а кое-что – потеряла), а целеустремленность берет города (затаптывая подвернувшихся по пути людей). И ей всего семнадцать.

Фура настолько увлечена своей местью, что не возникает даже сомнения, что в итоге в глотку Босы она таки вцепится, особенно если учесть, что своей энергией и упертостью девушка привлекает к себе людей, которые готовы стать ее командой, подельниками, а то и друзьями (но не возлюбленными – романтика в книге отсутствует напрочь). Сам план по искоренению Босы тоже не блещет сложностью и изяществом. Как и стиль повествования – сухой, грубый слог без лишних подробностей. Последнему есть оправдание – надо учесть, чем и как пишет Арафура этот текст. Рейнольдса действительно заботит тема отсутствия на космических кораблях блокнотов с ручками для записей.

И все это меркнет и бледнеет перед главным достоинством книги. Мир «Мстительницы» похож на кондитерский магазин: вокруг коробки, банки, ящики с огромным количеством разнообразнейших сладостей; все такое яркое, блестит, переливается и экзотически пахнет; некоторые вкусняшки знакомы на вид, но совершенно неожиданны на вкус; некоторые выглядят странно и даже опасно; а некоторые и не съедобны вовсе. При этом ни на один товар у продавца нет сертификата, и сам продавец не человек вовсе.

Этот мир отстоит от нашего на очень-очень много лет, он состоит из миллионов миров-пузырей и заселен уже тринадцатый раз. Множество миров закрыто от посторонних защитными барьерами, но иногда они открываются, и тогда можно проникнуть внутрь и загрести сокровища, оставленные далекими предками или пришельцами и разбогатеть. Или погибнуть внутри, или остаться там, когда пузырь-шарльер закроется. Множество команд занимается проникновением и присвоением, Фуре довелось поприключаться с тремя такими. Появились даже узкие специалисты: чтецы шарльеров, определяющие, когда и на сколько откроется окно в барьере, оценщики добычи, взломщики-открыватели и много кто еще. А самое интересное, что предназначение и происхождение найденных артефактов охотники часто понимают очень приблизительно, а уж принцип действия и вовсе остается загадкой. К примеру, между собой корабли общаются посредством черепов. То есть в специальной комнате имеется череп, неизвестно какому существу принадлежавший. Чтец костей (как раз такая способность обнаружилась у сестричек) надевает шлем, подключает к разъему в черепе и получает возможность подслушивать или передавать сообщения других чтецов. Как это вообще работает, никому не ведомо, но работает же!

Множество других совершенно чудесных штук встречается в романе, и некоторые из них неправильные. А еще этот мир создает впечатление огромного, гораздо большего, чем нам показал автор. И пришельцы здесь есть – ползуны, щелкуны, броненосцы и многие другие. И столько еще тайн и непонятностей, например, загадка местных денег – пистолей, которые оказываются и не деньгами вовсе. Зачем пистоли Босе, которая не может их потратить, и почему пришельцы так в них заинтересованы и что это был за загадочный крах финансовой системы? Выглядит как магистральная тема трилогии. В следующей книге, кстати, слово берет Адрана.

Оценка: 8
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Прочтено. Сразу скажу, что это все ж несколько не тот Рейнольдс которого ожидаешь. Вроде бы и тот, да не тот. Технологии — есть, человечество в человеческом облике -есть. Сюжет — тоже есть. Но не тот Рейнольдс...

Это вот Вам такой Рейнольдс, который вооружился чашкой горячего чая и рассказывает сказку слегка недовзрослевшим детям. Пиастры, кости, пираты, паруса... во то и обидно, что привычно ждешь от Рейнольдса взрослой темы по душам, а тут... прищур дедушки Стивенсона и ой-хо-хо. Нет, это совершенно не плохо, это вполне себе ой-хо-хо, но только не из привычной оперы.

Нет ничего плохого в том, чтобы поиграть в пиратов средь космических просторов. Совершенно нет ничего плохого в том, чтобы юношеские метание душ выложить на бумагу, но все же... и даже проблема не в том, что некто из читателей уже повзрослел, а в том, что (исключительно на мой вкус) при чтении остается ощущение недоработки перевода. Все эти шальеры, трещальники, кости... вроде как бы играют роль терминологии будущего, но вплетены в текст не органично, выпадающе из всего повествования, что наводит на мысль, что Рейнольдс все ж наделял каким-то тайным смыслом свои эти термины, а не просто кости и черепа (ага, опять йо-хохо). Может, нужно было как-то дополнительно поинтересоваться что же он реально этим хотел сказать у самого Рейнольдса. Глядишь, его бы объяснения великим да могучим тогда бы идеально вплелись в ткань повествования.

Технически, это вполне себе крепкая подростковая фантастика: приключения — есть, кровушка — есть.

Понравилось ли мне прочитанное? Не скажу что восторг бьет кока-колой. Буду ли читать продолжение? Буду. Рейнольдс же, якорь мне в пузо...

ОЦЕНКА: 8

Оценка: нет


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх