Павел Дмитриев «Анизотропное шоссе»
Обычный студент, наш современник Алексей Коршунов, заброшенный неведомой силой в в 20-е годы ХХ-го века, пытается не только выжить, но и успешно меняет историю СССР. Но будет ли новый мир лучше старого?
Приключенческий роман с упором на исторический реализм. Прогрессорства мало, скучных фактов много. В тексте упоминается изрядное количество «знаменитых» имен, но надо понимать, на самом деле все персонажи книги вымышлены автором. Исторические обстоятельства, определившие их поступки, взяты из жизни.
Первоначальное название всего цикла «Квадратное время». Новое появилось при публикации на «АвторТудей».
Содержание цикла:
|
||||
|
||||
|
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
webstranger, 9 июня 2023 г.
Гипер реалистичное попадалово в СССР. Причём попадалово во всех смыслах... в отличии от типичного представителя попаданца-прогрессора исторического в данный период\страну ГГ попадает не в своё детское тело или ещё какого юного хроноаборигена, чтоб под лозунгом «спасти СССР» прожить 2ю жизнь заново с послезнанием плагиатя и трахаясь... ГГ попадает своей подозрительной для органов персоной и успев только заныкать смартфон с «большой советской энциклопедией попаданца»(шутка) отправляется в СИЗО — заражаться антибольшевизмом.Далее отличия от типичного спасунаСССР нарастают — куча исторических личностей и сносок на РИ (реальную историю) в подтверждение реалистичности.. вместо воспоминаний о вкусе пломбира и сиськах комсомолок, желание предотвратить репрессии\коллективизацию\голод 30х — когда от голода реально умерли миллионы, а не «крупнейшую геополитическую катастрофу». Прогрессорство преимущественно техническое (а не перепевы\плагиаты) не только для личного обогащения, но и подаренные вполне бескорыстно идеи.
В общем рекомендую тем кто интересуется ранним СССР, но ищет не стандартных Ымперских реваншей.
StasKr, 28 августа 2017 г.
После повторного прочтения понравившегося цикла «Ещё не поздно» я решил продолжить знакомство с творчеством Павла Дмитриева и прочитал две из трёх (последняя часть трилогии пока не написана) книг цикла «Квадратное время». И лучше бы я это не делал.
Первый недостаток, о котором хочется сказать, связан со структурой повествования. Волею судьбы главный герой переносится из декабря 2014 года в декабрь 1926, однако сам цикл начинается с описания событий апреля 1930 года. Из-за этого вся первая книга и половина второй на 80 – 90% состоят из флешбеков. На протяжении примерно четырёхсот страниц сюжет буквально вязнет в воспоминаниях героя о его злоключениях в ленинградской тюрьме и Соловецком лагере, побеге в Финляндию, путешествий по Европе и т.д. В результате, не смотря на обилие событий, текст воспринимается как откровенно тягомотный. Автор откровенно перемудрил с композицией. Придай он своим книгам нормальное линейное повествование, то читать их было бы легче, а сам сюжет от этого бы не пострадал.
Ещё более крупным недостатком является политические пристрастия автора, которые он не стесняется навязывать читателям цикла. В цикле «Ещё не поздно» Дмитриев критиковал и СССР и советскую экономику, однако делал это вполне обоснованно. Здесь же писателя откровенно понесло. И если в «Анизотропном шоссе» неприятие Советского Союза оправдывается описанием тюремных и лагерных реалий конца 20-хх годов (к слову, весьма красочных), то в «Зло побеждает зло» беспристрастность окончательно покинула автора. Чего стоит пассаж, в котором он «разоблачает» советские показатели роста экономики:
Следите за руками: никто в здравом уме и не отрицает, что количественные показатели по выплавке чугуна или, например, по добычи нефти – лишь отдельные показатели экономики государства. Однако при этом Дмитриев утверждает, что значительная часть того же чугуна у диких и неэффективных коммунистов непременно уйдёт в брак или будет сгноено в утильсырье, в то время как в капиталистической стране весь выплавленный металл пойдёт в дело. Что это за бред? Я готов читать авторов которые стараются соблюсти непредвзятость и указывают конкретные недостатки того или иного строя. Однако когда вместо конкретных фактов начинается дешёвая демагогия с вышеуказанным уровнем «аргументации», то отношение к написанному (вне зависимости от того разделяю я политические взгляды автора или нет) стремительно уходит в негатив.
Сломался я после того как Дмитриев устами главного героя объявил что Финляндия, Сингапур и Южная Корея в своё время были фашисткими государствами. После подобного откровения мне стало понятно, что на адекватности автора можно ставить жирный крест. Урхо Кекконена, Ли Куан Ю и Пак Чонхи можно упрекать во множестве грехов, но при всех своих недостатках фашистами они не были.
Теперь о самом сюжете. При всём своём антисоветской составляющей и бесконечных флешбеках первая книга получилась не такой уж и плохой. Как я понял из пояснений автора, при написании цикла он использовал мемуары людей, которые отбыли наказание Соловецком лагере, так что описания тюрьмы в Ленинграде и быта на Соловках вышли на редкость сильными. Побег из лагеря и путь героя в Финляндию получился менее убедительным, ибо слишком уж много везло герою на пути к свободе. Заграничная часть приключений в целом порадовала. Отлично показаны бессилие и паразитические надежды белых эмигрантов. Эпизод со сломанной рукой Гитлера в череде перемещений по Европе главного героя выглядит откровенно лишним и никак не влияющим на сюжет цикла. Зачем он вообще был нужен – непонятно. Разочаровало описание встреч нашего современника с Троцким. И сам Лев Давидович получился каким-то картонным и его реакция на смартфон описана недостоверно.
Забавно, что к середине цикла герой последовательно отвёрг кандидатуры глав иностранных государств, лидеров эмигрантского движения и Троцкого в качестве обладателей информации о будущем. Логично предположить, что единственным, кто действительно мог бы распорядиться такой информацией на благо России – это правительство СССР во главе со Сталиным. Однако здесь автор спохватился, что он вообще-то пишет антисоветскую агитку, поэтому сделал финт ушами и
Именно этот шаг, по замыслу главного героя, должен принести мир и процветание на территорию нашей Родины, а также спасти её от ужасов 1937 и 1941 годов. И неважно, что после описанного события лидеры ВКП(б) устроили грандиозную партийную чистку, которая имеет все шансы превратиться в массовые политические репрессии по масштабу ничуть не меньшие, чем наша «ежовщина». И ещё более неважно, что Адольф Алоизович в этой реальности – жив, здоров и продолжает пользоваться покровительством крупного капитала. И вот на таком фундаменте будет в третьем романе цикла будет строиться новый, лучший, чем наш, мир…
Итог: обещавшая столь много авторская задумка постепенно скатилась в откровенный треш. Единственное отличие этой писанины от какой-нибудь махровщины заключается в идеологической составляющей, а этого как-то мало для того чтобы поставить циклу сколь-нибудь высокую оценку. Не уверен, что потрачу время на третью часть этой истории.
P.S. Мысль о том, что коллективизацию и индустриализацию можно было бы провести с большим толком и меньшими финансовыми и человеческими затратами отнюдь не нова. Если вам интересно более детально ознакомится с экономическими, идеологическими и бюрократическими проблемами, которые терзали СССР в середине 20-х – начале 30-хх годов, а также поразмышлять над возможностями модернизации советской промышленности в предвоенный период, то советую ознакомиться с трилогией Андрея Колганова «Жернова истории». На фоне этого цикла писанина Павла Дмитриева является ярким, но пустым экшеном.
XopcVLG, 14 августа 2020 г.
Интересно было читать о тёмной стороне становления СССР. По количеству и качеству сносок видно сколько работы провёл автор. Но в отличии от серии «Ещё не поздно» сюжет «Квадратного времени» какой-то более рваный, повествование движется скачками, один день растягивается на главу потом скачок на полгода вперёд, потом глава-неделя и снова скачок на месяц.
Автор добавил кучу исторических личностей ради галочки «чтобы было». К примеру, Троцкий и Королёв, если в первом случае автор как-то оправдывает встречу метаниями главного героя в поисках союзников, то встреча со вторым совсем ничего не дала истории.