Александр Беляев «Пятнадцать смелых»
Статья А. Беляева «Пятнадцать смелых», опубликованная в газете «Большевистское слово», 18 января 1940, посвящена научному значению 814-дневного дрейфа ледокольного парохода «Григорий Седов» для изучения Арктики.
Немного предистории...
В арктических морях в навигацию 1937 г. было зажато во льдах 25 разных судов, в том числе в море Лаптевых были втянуты в дрейф три ледокольных парохода — «Садко», «Малыгин» и «Григорий Седов» с 217 членами трех экипажей.
В навигацию 1938 г большинство судов были освобождены, а ледокол «Ермак» в августе 1938 года вывел «Садко» и «Малыгина». Летчики полярной авиации вывезли на большую землю 184 человека, но у «Седова» оказался поврежденным руль и корабль с 15 добровольцами под руководством капитана Константина Сергеевича Бадигина продолжил дрейф в Северном ледовитом океане, превратившись в научно-исследовательскую станцию.
Герой Советского Союза Иван Дмитриевич Папанин — начальник первой в мире дрейфующей станции «Северный полюс» — разработал план, позволивший спасти не только корабль с экипажем, но также вернуть его в строй.
Дрейф «Седова» через Центральный Арктический бассейн подошёл к концу 12 января 1940 года в 12 часов 7 минут, когда в Гренландском море достигнув 92 параллели к кораблю смог пробиться самый мощный в то время советский ледокол «И. Сталин».
1 февраля 1940 г. корабли подошли к причалам Мурманска. 15 седовцев сошли на берег
(По материалам статьи В. В. Рощиной «Завершение дрейфа «Седова»»)
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Андрона, 5 сентября 2008 г.
После прочтения этой статьи окончательно поняла, что для текстов, написанных даже в середине ХХ века уже нужно писать хорошие развернутые комментарии. А также нужно изрядное количество документальных материалов для понимания деталей: например, чем отличается экспедиция «папанинцев» на дрейфующей станции «Северный полюс-1» от дрейфа «седовцев». И чем дрейф «седовцев» отличался от дрейфа «челюскинцев».
(Описывая навигацию 1937 года Беляев пишет о трех кораблях втянутых в дрейф, но по материалам Рощиной узнаешь о 25 кораблях попавших в ледяную ловушку.)
Эти люди совершили подвиги, но имя Константина Сергеевича Бадигина — капитана ледокольного парохода «Седов» — узнала только сейчас, а имя Отто Юльевич Шмидта — начальника океанографической экспедиции «челюскинцев» — было известно с самого детства.
Реальные экспедиции были темами для для статей и романов писателей-фантастов 30-х, но представить сейчас фантастическое произведение, где место действия происходит в Арктике — не могу — отказывает фантазия, но, наверное, фантастических ситуаций не стало меньше.
Хотя, если Артур Челенгаров напишет и издаст «Воспоминания», то они перекроют любую фантастику.