Борис Богданов «Убить гауляйтера»
Богато и счастливо живёт Земля под управлением попечителей. Побеждены болезни, забыты войны. Мудрая галактическая раса принесла мир, новые технологии, спокойствие и стабильность. Но за всё надо платить, люди объявлены попечителями «условно разумными» — практически животными... Главный герой, Ивась, питомец интерната для «Детей попечителей», узнаёт страшную тайну своего предназначения и бежит. Так обстоятельства меняют его судьбу. Сможет ли он изменить судьбу человечества?
Входит в:
— цикл «Убить гауляйтера»
Лингвистический анализ текста:
Приблизительно страниц: 203
Активный словарный запас: высокий (3039 уникальных слов на 10000 слов текста)
Средняя длина предложения: 48 знаков — на редкость ниже среднего (81)!
Доля диалогов в тексте: 33%, что близко к среднему (37%)
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
видфара, 16 июня 2020 г.
Колючий получился роман – динамичный, провокационный и местами откровенно занудный. Автор при этом пишет бодро, убедительно (особенно в деталях), точными и экономными мазками рисует перед читателем свою весьма спорную картину… Финал у романа открытый, в целом не безнадёжный, но безрадостный. И дело тут не в том, кто именно
Но поговорим лучше о том, что безусловно хорошо в романе. Разложим его по известной триаде «Чудо-Тайна-Достоверность».
Тайна здесь – многослойная, сотканная из маленьких и средних тайн, которые всплывают перед читателем каждая в своё время, искусно поддерживая напряжение. Нас намеренно водят вокруг да около заглавного Гауляйтера, подсовывая то одного, то другого кандидата на эту сомнительной завидности должность. А потом калейдоскоп резко встряхивают, все детальки, до этого причудливо мельтешившие перед глазами, складываются в неожиданный узор, и мы видим ситуацию в истинном свете, в её первозданной сложности…
Достоверность – в целом выше средней. Практически все персонажи ведут себя адекватно (для заданных условий), особенно хорош вышел попечитель Бранч. Единственное, что омрачает образ этого персонажа – психологически он совсем не инопланетянин, его необоримое превосходство над людьми скорее в способностях тела, а не разума… И его совсем не оправдывает изначально творческая профессия. Всё же он представитель «высшей расы», от него ждёшь большей «чужести» и непостижимости… Директор Дитмар-Эдуард похож на уставшего и почти смирившегося Сикорски из книги братьев Стругацких «Волны гасят ветер», замечаний к этому герою практически нет. Неплохи все второстепенные персонажи, они не сливаются в общую массу, у каждого свой голос, своя пусть маленькая, но особая чёрточка. Как ни странно, меньше всех досталось убедительности самому Ивасю. Или автор не договаривает, или ГГ серьёзно пострадал от обработки в интернате. В любом случае, оказавшись на свободе, он не пытается найти своих родителей! И даже не вспоминает о них. В итоге образу борца за всеобщую свободу не хватает человечности. В целом переход от мальчика-беглеца к лидеру террористов показан слишком торопливо, это играет против его общей достоверности.
Чудо здесь обыденное и от того чудовищное. Иными словами, в привычном понимании чуда здесь не произошло. Враг не повержен, хуже того – с ним никто воевать и не собирается, даже ГГ потихоньку теряет свой изначальный запал… Смирившееся со своей участью человечество выглядит, мягко говоря, малопрезентабельно. Хорошие, послушные и скучные человеки. «Условно разумные», ага…
stogsena, 14 августа 2016 г.
Почему такого у нас не делали в 20-м веке, я понимаю. Мы были не рабы, а рабы не мы.
У них это началось давно. Взять хотя бы ЛеГуиновский Город Иллюзий. И теперь мы смотрим их коммерчески успешные фильмы и сериалы. Планету обезьян, Гостью, Визитеров, что-то еще. К своему стыду, я не смотрел Конец детства, только читал книгу Кларка, полный перевод которой появился только в 90-е.
В Убить Гауляйтера наличествует прямой отсыл к Кларку – термин, которым люди зовут пришельцев, прекративших войны на Земле. Попечители. И центральные вопросы двух романов похожи: и там, и там речь идет о цене. Но в остальном наш Конец детства отличается от того, американского 60-с-лишним-летней давности. Потому что наш вырос не из побед 40-х и технического прогресса 50-х, а из потрясений 90-х и внезапной сытости 2000-х.
Особой интриги в том, для чего растят и особым образом тренируют детей в интернатах, нет ровным счетом никакой. Какое-то время я даже считал промашкой автора то, что об этом мало кто знает – ведь есть те, кто их туда отдает. Повествование не оставляет сомнений – человечество предпочитает закрывать глаза. Не только трусы и соглашенцы, но смелые и сильные люди защищают свой ущербный уклад.
Больше того, читая главу за главой о карьере ГГ в рядах коллаборационистов, я все чаще ловил себя на невольном сочувствии этому укладу, и ответы уже не казались такими однозначными. Может быть, отдать малый процент несчастных ради благополучия всех допустимо? Особенно, если на другой чаше весов – террор и гибель многих без надежды на успех?
Конечно, социальная составляющая романа в одну калитку превосходит весь фантантураж, в этом автор гораздо ближе к Кабакову, нежели к тому же Кларку. Реализм прочитанного буквально скрипит на зубах: угодный секс, карьера, да хотя бы та же утечка мозгов и прочая, прочая.
А когда вы уже почти готовы согласиться с доводами мудрого и симпатичного змея – попечителя, вам дают перспективу. Указывают место.
Резюме: не очень ровная, на нерве, противоречивая вещь, которую стоит прочесть хотя бы раз, чтобы выдавить из себя еще капельку раба.
Ga_Li, 30 июня 2016 г.
Земля далекого (или не очень) будущего, находится под попечительством высокоразвитой цивилизации с экзотическими кулинарными пристрастиями. Жизнь людей, спокойна и приятна, потому, что секс угоден попечитетлям. Мало кто задумывается о цене, которую приходится за это платить. Роман — оригинальная история бессмысленного бунта одиночки против системы и во благо «заблудшего» человечества. Написано легко и увлекательно, читается с интересом. Местами страшно, местами противно, иногда забавно и даже смешно. Объемный мир, интересные герои. Особенно удался образ Попечителя. По прочтении заметила, что роман вспоминается рассказами, что совершенно естестественно, ведь это первая крупная форма автора, которая, на мой взгляд, удалась.