Илья Снежински «Художник тёмной души»
Обзор самых мрачных и страшных историй творчества русского классика Леонида Андреева.
Входит в:
— журнал «DARKER № 3'16 (60)», 2016 г.
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Тиань, 20 марта 2016 г.
Прочитать в журнале типа «DARKER» обзор творчества Леонида Андреева весьма неожиданно. Все-таки творчество Леонида Андреева вряд ли можно связать с жанром хоррора. Ужас, который восстает со страниц его произведений, лишь иногда имеет мистическую компоненту, чаще это тьма души человеческой — слабой, заблудившейся, больной. Самый страшный ужас не связан с фантастикой, он в реальной жизни, где люди страдают, теряют себя, переступают за грань того, что принято считать нормальной психикой. Страхи не надо выдумывать, они уже есть среди нас.
В обзоре как раз и сделана попытка передать атмосферу произведений Леонида Андреева, которые по жанру не хоррор, но по воздействию на эмоциональную сферу читателя дадут сто очков вперед любому образчику жанровой литературы. Андреев показывает литературный метод передачи негативных эмоций, и в этом плане творчество его значимо для развития литературы ужасов. Атмосфера Андреевской прозы в обзоре передана очень хорошо, сильно.
При этом, как и в других своих работах, Автор обзора старался раскрыть важные особенности произведения, не опираясь на сюжет — только название, основная идея и настроение. В этом несомненное достоинство обзора, и в этом же его недостаток. Если не оперировать примерами их сюжетов, обзор творчества вынужденно ограничивается эмоциональной оценкой идей, а образный метод их передачи — то, что и воздействует на читателя больше всего — остается за рамками работы. В результате Автор вынужденно работает на многократных повторах эмоциональных определений и эпитетов. Я не могу сказать, что это недостаток обзора, другого инструмента у Автора просто не было, пришлось по максимуму использовать возможности имеющегося. Но если бы эмоциональная оценка идей сопровождалась чуть более подробным анализом текстов, читать было бы интереснее, но произошло бы частичное раскрытие сюжетов, да.
Обзор этот заставляет задуматься, а действительно ли нужно держать сюжет в секрете. Это же не аннотация, а небольшое литературоведческое исследование, оно интересно в первую очередь тем, кто знаком с творчеством Леонида Андреева, именно данная аудитория оценит лучше других глубину и точность изложенных в публикации мыслей, выводов и определений, и по итогам прочтения заявит — мало! Хочется подробнее о каждой вещи. То, что подробнее невозможно в принципе в журнальном формате, это понятно, публикация и так получилась солидная, и произведений много и идейный план творчества показан во взаимосвязи произведений, каждое из которых открывает отдельную грань темной стороны души человеческой — все это понятно, но всё рано мало.