Януш Цыран «Солнце король»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика )
- Общие характеристики: Психологическое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Америка )
- Время действия: Неопределённое время действия
- Сюжетные ходы: Роботы
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
Мальчик по имени Паскаль, замкнутый и неразговорчивый, живёт под покровительством Кардинала в огромном дворце, полном напыщенных придворных и похожих друг на друга стражников. Однажды Паскалю случайно удаётся обнаружить в стенах дворца систему тайных ходов, по которым он совершает регулярные вылазки. Мрачные тайны дворца начинают открываться ему, но понятнее не становятся, даже когда в этих тайнах запутывается единственный друг Паскаля, маркиз де Жюссак...
Входит в:
— антологию «Голос Лема», 2011 г.
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
osservato, 17 июля 2023 г.
Очень интересный мир, но сильно недоделанный. Я бы почитала подробности, потому что их очень не хватает. Собственно, если дальше продолжить сюжет, объяснить, что за альтернативный французский замок, что за планета, что у них с королевой, что это вообще за существа, материала было бы на роман, а читателям было бы проще понимать.
Artem_Nochkin, 15 августа 2019 г.
Януш Цыран для сборника фантастических рассказов «Голос Лема» представил произведение под названием «Солнце Король», которое начинается с многообещающей цитаты из «Абсолютной Пустоты»: «Когда же они в одиночестве усаживаются завтракать и их обслуживают выряженные в ливреи индейцы, перед лицом прекрасного вида, что открывается с высоты замка на парк и бьющие в нем светлые струи фонтанов, Бертран, глядя то на эту роскошь, то снова на далекую полосу зеленых джунглей, окружающих владения, просто не решается спросить дядю о чем-либо и, выслушивая его мягкие поучения, начинает именовать дядю «Ваше Величество»
(© Абсолютная пустота: Альфред Целлерманн. Группенфюрер Луи XVI)
И перед непосредственным разбором вынужден предупредить, что в данном конкретном случае мое отношение к рассказу будет неполным без значительных спойлеров, а потому продолжить чтение советую только тем, кто не боится раскрытия отдельных сюжетных моментов и лишь самым стойким людям с по настоящему железной психикой. Готовы?
Итак, начинается «Солнце Король» со знакомства с главным героем, который в ужасе прячется под кроватью от какой-то бешенной малолетки и ее придурковатых друзей. Далее, чтобы избежать смерти мальчик находит еле заметный пластырь, отрывает его и попадает в разветвленный лабиринт труб, который я изначально принял за систему вентиляции. Правда, на середине пути главный герой передумал ползти дальше и повернул обратно, а трубы за ним начали стремительно разрастаться и исчезать. Что-то не сильно похоже на вентиляцию! Где мы, автор?
Чуть погодя наш путешественник все таки находит дорогу назад, но на выходе из-под кровати его поджидает гигантский волосатый паук, с которым блестяще справляется так удачно подвернувшийся гвардеец. Спрашиваете, какой гвардеец? Ну, классический такой гвардеец, которого автор временами называет настоящим мушкетером. В фирменной одежде, шляпе с пером и с идеально отточенной рапирой. Полный набор. Что происходит? Кто-нибудь объяснит?
- Кавалер, кардинал желает тебя видеть. — Мушкетер вложил рапиру в ножны и замер с левой ладонью на рукояти. Объяснять он явно ничего не торопится.
Поплутав по коридорам дворца (мы во дворце?), наши кавалеры-мушкетеры выходят во внутренний двор, где тут и там шныряют маленькие такие ослики, запряженные в хлипенькие повозки с рахитичными растениями внутри. Градус абсурда продолжает расти, а чуть погодя герои выходят к дворцу, знакомятся кардиналом и повествование решает, что любые объяснения по сюжету будут излишни. Потому нас перекидывает в вечер этого же дня, где мальчик снова ползает по волшебным трубам. Там на нашего героя поочередно нападают три враждебно настроенные крысы и также поочередно, одна за другой отъезжают в мир иной от острых лап кибернетического паука.
«- Кто ты? — прошептал мальчик.
- Никто, — услышал он через миг тихий, едва слышный голос.
Мальчик рассмеялся»
* * *
А вот мне от всего этого бреда почему-то совсем не смешно, зато во время чтения возникла пара любопытных вопросов. Вот, к примеру:
- Что это за девочка пыталась найти и убить главного героя в начале рассказа?
- Что за пластырь был у мальчика под кроватью?
- Откуда взялись волшебные трубы?
- И куда пропадают, когда мальчик от них отворачивается?
- Паук размером с крупную бойцовую собаку во дворце — это нормально?
- Где сюжет?
- Почему на эти волшебные трубы автор так сильно акцентировал внимание?
- Почему главный герой до ужаса боится этой магической вентиляции, но сам же при каждом удобного случае лезет внутрь?
- Что в трубах, которые исчезают и появляются по воле мальчика, делали три крысы?
- Почему они полуметровые?
- Откуда взялся кибернетический паук?
- Почему мальчик засмеялся? Что это за неадекватная реакция?
- И где здесь логика?
* * *
И знаете, что самое смешное? Ни на один из предложенных вопросов автор не удосужился сочинить даже маломальски правдоподобный ответ. А ведь мы даже до середины рассказа не добрались! В этом Королевстве Абсурда и Империи Бреда подобного «добра» просто навалом. А еще тысячи и тысячи вопросов касательно логики. Но они по большому счету оказались не так уж и важны. После прочтения рассказа «Солнце Король» меня начало интересовать лишь, что всем этим хотел сказать автор? И на какую аудиторию рассчитывал?