fantlab ru

Джей Эшер «13 причин почему»

Рейтинг
Средняя оценка:
6.05
Оценок:
62
Моя оценка:
-

подробнее

13 причин почему

Thirteen Reasons Why

Роман, год

Аннотация:

Однажды Клэй Дженсен находит на крыльце своего дома странную посылку. Внутри — несколько аудиокассет, которые станут роковыми в судьбе юноши. Тринадцать человек. Тринадцать причин. Тринадцать историй, рассказанных Ханной Бэйкер, девушкой, которой уже нет в живых. «Тринадцать причин почему» — трогательная, завораживающая история об отношениях, понимании и сострадании, которая изменила жизни подростков во всем мире.

Похожие произведения:

 

 


Издания: ВСЕ (6)
/языки:
русский (6)
/тип:
книги (6)
/перевод:
М. Балабанова (6)

13 причин почему
2011 г.
13 причин почему
2013 г.
13 причин почему
2014 г.
13 причин почему
2016 г.
13 причин почему
2016 г.
13 причин почему
2017 г.




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

«13 причин почему» — название, которое в свое время выскакивало из каждого утюга благодаря одноименному сериалу от Нетфликс. Его активно смотрели и хвалили, его ругали и обвиняли в романтизации суицида и ментальных проблем. Я же просто прошла мимо всех сезонов и только сейчас решила познакомиться с бестселлером напрямую. И черт побери, это знакомство далеко не из приятных.

Пожалуй, всем уже и так известна завязка истории: главный герой получает посылку в виде коробки с кассетами, на которых некая Ханна Бейкер, недавно добровольно покинувшая этот мир, зачитывает те самые причины ее поступка. Коробка ходит от одного обидчика к другому, а наш ГГ, Клей, ни слухом ни духом в каком месте он смог попасть в этот список.

Начать стоит с того, что Ханна вы*бывается уже с первых страниц: на дворе 2007, а она записывает свое послание на кассеты, которые давно не в обиходе. Но, конечно же, в мирке автора это не баг, а романтическая фича, поэтому ни у Клея, ни у кого-либо еще не возникает проблем найти проигрыватель. Моментально погрузившись в повествование, Клей даже начинает по ее указкам ходить/ездить по городу, все больше проникаясь ее страдашками.

Сперва вообще непонятно почему гг так сильно реагирует на ее эпос (при этом, очевидно, не сильно страдая от ее кончины), ведь нам почти ничего не известно о его изначальной симпатии к ней. Более того, автоматически ассоциируя себя с персонажем, первым желанием было бы выключить те кассеты и заняться своими делами. Ведь и ежу понятно, что это какая-то манипуляция. Просто представьте, что какой-нибудь малознакомый пацан со школы начинает грузить вас у вас же дома, когда вы точно уверены, что никоим образом не могли навредить ему. Звучит так себе, верно?

Но в мире автора даже адекватное поведение может послужить косвенной причиной трагедии какой-нибудь нитакуси. Ведь Ханна Бейкер именно такая. Она не живет, а высматривает хейтеров и активно ищет ситуации, где она жертва. Живи Ханна в 20-х, она 100% стала бы блогером, где в своем сообществе селективно выбирала бы поклонников и подлиз, при этом баня любого человека с альтернативным мнением. А Клей был бы ее главным хомяком. Ведь он ведет себя как настоящий подпевала, полностью отключив критическое мышление и соглашаясь с каждым ее словом (и эти постоянные перебивки откровенно раздражают). При этом он настолько переживает вместе с ней ее «травмы», что кажется будто пацан до конца книги не доживет: то у него голова кружится, то сердце выскакивает из груди, то пот льется ручьем, то ноги подкашиваются или тошнит...

Очень скоро становится понятно, что травмы Ханны не столько травмы, сколько просто неприятные ситуации из жизни, с которыми каждым справляется по-своему. Для многих большая часть ее «причин» это полная фигня, на которую не стоит обращать внимания. Но Ханна не такая. Ей нужно чувствовать себя центром вселенной. Поэтому каждый косой взгляд, каждая брошенная фраза или событие направлены ПРОТИВ нее. И плевать она хотела на остальных: либо они сразу с ней, либо против нее. А тех, кто реально могли бы стать ей близкими людьми, она просто умело избегала или не принимала в расчет.

Если посмотреть на образ Ханны трезвым взглядом, то перед нами эгоистичная, недалекая, пустая личность, полностью лишенная эмпатии, которая не придет на помощь и не попытается выйти на контакт в нужный момент (верно, это должны делать другие!). При этом она готова пойти на очень многие вещи дабы наконец достичь пика своих страданий и доказать остальным, какие они уроды. Другим словом, она обыкновенная манипуляторша, с которой вообще не стоит связываться.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
(И да, если вы в отключке и вдруг становитесь жертвой изнасилования прямо у нее под носом, она даже полицию не вызовет и не попытается вас защитить. Зато она настрочит целый абзац о роли этой ситуации в ее жизни!)

И это самый объемный персонаж всей книги.

Остальные ребята показаны максимально однобоко. Даже главный герой ощущается какой-то тенью, которая видоизменяется под натиском сюжета. В целом все персонажи здесь односторонние, глупые и неинтересные, будто описаны человеком, который не очень хорошо понимает подростков и вообще невысокого о них мнения.

Книга скучная, язык простой, а сюжет нелеп для взрослого человека. Да, история расчитана на подростков, но для юных людей с неустойчивым критическим мышлением она может оказаться деструктивна. Как в плане романтизации поступка Ханны, так и в плане внушения тревожности: «а что если я буду или уже виноват/а в том-то и том-то?» Ведь

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
ГГ действительно ничего не сделал, а все равно оказался где-то виноват, так как вовремя не додумался, что там у Ханны.

«13 причин...» не разбирает тему подросткового суицида, а усугубляет ее. Манипулируя и выворачивая ситуации через эмоциональное восприятие нестабильного человека, автор умудряется запихнуть реальные трагедии куда-то на фон, буквально обесценивая их. А вот за неадекватное восприятие реальности дозволено винить всех подряд. Неважно кто это: ненадежная подружка, дурак-однокласник или даже школьный психолог, который «не выбежал за тобой в коридор». И да,

подобное смакование предстоящей «победы» над такими же детьми со своими комплексами и гарантированными травмами на всю жизнь не ок.

По итогу, нет никаких выводов, никакого урока, кроме «ты подумай кого и когда можешь обидеть/не спасти», Ханна (то бишь идея «посмотрите до чего вы меня довели!») победила, а единственный реальный злодей остался безнаказан. В целом, вся эта книжечка — одна сплошная топорная манипуляция, которая, к сожалению, стала популярной и показала неокрепшим умам «как можно», хотя вроде как намерения были благими. Данная история стала настоящим топливом для моего праведного гнева и ненависти, что по отношению к персонажам, что по отношению к автору. Такое не должно попадать в руки детей.

Возможно, текст вышел слишком длинным и сумбурным, но поверьте, он мог быть в разы длиннее :) А завершить его хочется строчками из песни, которая постоянно всплывала в памяти во время чтения:

Разбежавшись прыгну со скалы

Вот я был и вот меня не стало

И когда об этом вдруг узнаешь ты

Тогда поймешь кого ты потеряла

Оценка: 1
– [  24  ] +

Ссылка на сообщение ,

Сразу извиняюсь за возможно излишнюю резкость в отзыве. Но порой сдержаться трудно.

Книга на актуальную, и как не дико звучит, модную сегодня тему — подростковый суицид.

Роман уже некоторое время является бестселлером среди молодёжи и регулярно переиздаётся. В этом году вышел одноименный телесериал по мотивам произведения и тут же попал в списки хитов.

Увидев, что сын на ноутбуке смотрит это шоу, решил все-таки, и я ознакомиться, дабы держать руку на пульсе жизни своих детей. Правда, сначала решил прочитать первоисточник.

Идея книги совсем неплоха.

Ученику старшей школы Клэю Дженсену пришла посылка от недавно покончившей жизнь самоубийством девушки Ханны Бейкер, учившейся в его школе. В посылке семь аудиокассет, с тринадцатью записями — обличительными историями. Чертова дюжина причин, которые довели девушку до края. Правила таковы: слушаешь аудиодневники и передаёшь их дальше по списку. Если цепочка прервётся, то дневники будут обнародованы. Если кассеты попали к тебе, значит ты одна из причин трагедии. Вот такая интрига.

Джей Эшер, автор книги, своим романом поставила благородную цель — попробовать напомнить нынешнему поколению молодых людей быть немного внимательней к своим сверстникам, к их чувствам, переживаниям, личной жизни. Подросток должен понимать, как иногда, казалось бы обычные школьные приколы, ложные слухи, стремление поднять свой авторитет за счет других и прочие темные стороны пубертатного возраста, могут нанести их сверстнику глубокие раны, загнать в угол из которого он, может и не найти достойного выхода. Но, к сожалению, хорошая идея была загублена бездарным исполнением. А если учесть, что тема детского суицида очень деликатная и требует осторожного подхода, то роман получился не поучительный, а скорее наоборот.

Честно сказать, не особо хочется детально разбирать это произведение потому, что оно бездарно. И дело тут не в возрастном каком-то снобизме, совсем нет. Мне нравится подростковая литература. И даже типичные образцы YA типа «Голодных игр» и «Сумерек», были мною прочитаны в своё время от корки до корки, а моя оценка была далека от негативной. Но только не в этот раз.

Начнём с того, что все 13 причин, названных здесь, не могут быть оправданием столь чудовищному поступку Ханны Бейкер. Не в совокупности, не, тем более, по отдельности. На протяжении всей книги я с содроганием ждал, когда же начнётся та жесть, которая заставила девушку оборвать свою жизнь. Но напрасно я переживал: с Ханной, по большому счету, ничего экстраординарного не случилось. Тут её ущипнули за попку, кто-то написал, что у неё крутая задница, ещё один приврал о том, что было на свидании с ней; школьный фотограф подсматривал в окно её спальни, да подруги оказались чуть эгоистичнее, чем ей хотелось бы. Всё это, Ханна пытается в своих предсмертных записях излишне драматизировать, но у неё это плохо получается. Создаётся впечатление, что мир оказался не таким идеальным, как она хотела бы. Но хотела бы для себя, никак не для всех. Ханна очень активная девочка, она не забитая белая ворона, на неё не было гонений. Она очень своенравна, любит идти против системы, часто сама провоцирует своих одноклассников. Этакий бунтарь, которая хочет, чтобы весь мир крутился вокруг неё любимой.

Ханна не задумывается, что она нисколько не лучше тех, кого сама решила обвинить в своей смерти. Так же может в шутку пойти на свидание, спокойно продинамить хорошего парня на вечеринке и т.д. И ведь её ничуть не заботит, а насколько она далеко заходит, играя чувствами других. Мало того, так она ещё своими кассетами переложила свою вину за преждевременный уход из жизни на других людей. Без разбору, просто кого вспомнила в трагический час, когда обиды скопились на душе.

Некоторые обвинения совсем нелепы, с какого угла не посмотри.

Да, в книги есть пара эпизодов, выходящих за рамки простого хулиганства, но даже они не могут быть оправданием суициду. Никакой безвыходной ситуации не было, и если бы Ханна не поддалась слабости, то лет через десять-пятнадцать она посмеялась над большинством из своих записей, а с остальным бы смерилась и жила дальше.

И так с Ханной более мене все понятно — избалованная, эгоцентричная, социально неадаптированная «звезда». И судя по исходу, с неуравновешенной психикой. Девочку, конечно, было бы жаль, если бы вся эта история, хоть немного, походила на правду.

Теперь немного о Клэе. В список 13-ти он попал по блату. Это автор книги захотела, чтобы в романе был положительный герой. И её нисколько не заботило, как он вписывается в логику событий.

Наш главный герой, в отличие от Ханны, немного туповат, а душевная ранимость его зашкаливает все мыслимые пределы. Слушая аудиодневники его постоянно колбасит, бросает в дрожь, тошнит и у него часто навертываются слезы. Реально муторно читать эти душевные муки, по поводу « Ах, чем же я обидел эту девочку?». Он не сколько переживает за самоубийцу, сколько, извините, бздит оказаться плохим. Адекватно оценить свои действия он не в состоянии и покорно ждёт, когда прозвучит обвинительный акт, что бы затем посыпать голову пеплом. Читателю будет нелегко, ведь ему с первых строк понятно, что парень в списке для контраста и чист как младенец, а от того все терзания этого великовозрастного мотыля попросту ни о чём.

Конструкция повествования такова, что ведётся от первого лица двумя разными людьми: сами дневники от Ханны Бейкер вперемешку с комментариями Клэя. Из-за мешанины мыслей героев выглядит это как хаос. От лица Ханны рассказ идет ещё как-то складно, не считая лишних подробностей, которые вряд ли девушка стала бы вспоминать, перед тем как покончить с собой. Ну действительно, рассказывая, например, о происшествии полугодовой давности, она запросто может упомянуть, что листья деревьев были сырыми, ночь ясной и безветренной. Ладно, спишем это на драматургический талант подростка. А вот комментарии Клэя просто «фееричны». Нам же очень важно знать, что он взял чашку с кофе и положил туда сахар или, что он в данный момент, смотрит на стакан с салфетками. Но спасибо хотя бы за то, что он нам не поведал, сколько раз он поковырял в носу или случайно пукнул общественном месте. Слушая записи на кассетах, он постоянно перебивает их ничего не значащими, односложными предложениями. К середине книги, когда я хотел как можно быстрее дочитать эту муть, меня уже попросту выбешивали вставки Клэя, так хотелось заткнуть этот фонтан.

Но самое плохое в книге, на мой взгляд это даже не то что там нелепая, непохожая на правду драма, и не его стереотипные, а от того неживые герои, и даже не корявый отупляющий литературный стиль. Плохо то, что не единым абзацем, не единой строчкой автор не удосужилась осудить поступок суицида у ребёнка. Будто это в норме, когда молодая девушка не нашла сил справиться с житейскими проблемами, кстати, не самыми худшими в жизни, и перечеркнула всё одним махом. Наплевала на родителей, педагогов, одноклассников наконец... Нет, даже не наплевала, она ещё и обвинила их в своей смерти, переложив всю ответственность за своё малодушие на чужие плечи — пусть теперь живут с этим! От такого подхода, как бы книга не возымела обратный эффект, и вместо того, что бы помочь детям разобраться в своих проблемах, она запутает их ещё больше. Мы с вами понимаем, что такая модель поведения не приемлема, но поймут ли это подростки, для которых предназначалась книга? Ведь не порицая поступок юной самоубийцы, можно подумать, что он одобрен, хоть и простым молчанием.

Итог один: не тратьте своё время на это г..о и позаботьтесь, чтобы ваши дети тоже прошли мимо.

PS: Что касается телесериала, то я посмотрел пару-тройку серий, чтобы окончательно добить для себя эту тему. Да, в телеадаптации подправили откровенные косяки, сгустили краски, нагнали чуть больше интриги. Но даже это вряд ли реабилитирует его в моих глазах.

Оценка: 4
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

13 причин почему: знай, у каждого разное «больно»

Роман понравился, но под конец подкачал — любую ситуацию не стоит в первую очередь усугублять, доводя до точки невозврата. Читая, я всю дорогу думала: неужели до такой степени ничего нельзя было сделать, чтобы главная героиня остановилась на мысли «я скоро заканчиваю школу и никогда больше бывших одноклассников не увижу». Ханна меня не бесила, ведь в переходном возрасте все воспринимается как вопрос жизни и смерти, репутация в первую очередь. И репутация не ерунда в американском обществе. У меня сложилось впечатление в процессе чтения книг об американских или английских школьниках, что в старших классах практически не учатся в плане предметов, а прокачивают социальные навыки на вечеринках и во время работы над школьными проектами. И если ты не вписался, то… не знаю, в славянской среде в старших классах, где есть домашние задания, подростки мыслят иначе. Действительно «закончу школу и забуду эти рожи раз и навсегда», а в англоязычной культуре кончают собой ребята из-за репутации среди сверстников, которая влияет даже на отношения с учителями. А у Ханны Бейкер репутация доступной девушки, что стало «отправной точкой» трагедии.

Главная героиня Ханна Бейкер меня не раздражала хотя бы потому что не надо мериться горем. И если кого-то с детства дома били головой о стену, а в школе — о парту, то не ему судить того, кто рос в любящей семье до начала сепарации. Все, что нас не убивает, делает нас сильнее, а также злее, наглее и черствее. Навалилось на человека все и сразу, а дружеского плеча или адекватного взрослого рядом не оказалось. С друзьями Ханна поссорилась из-за сплетен и подростковых глупостей, влюбленного в нее парня отпугнула, вопрос в другом, что это за мужик, который так легко «отпугивается». А также трусит, дорожит своей репутацией и боится, что предметом травли станет уже он. Кто не в стаде — тот против стада. А психолог… извините, мистер Портер точно психолог? Выход был — пойти вместе с Ханной в полицию, чтобы она рассказала обо всем, что видела и чему стала невольной участницей. Чтобы она не растеряла остатки самоуважения. А без самоуважения человек не живет, он умирает — быстро (самоубийство) или медленно (социально одобряемые или не одобренные зависимости). А главный герой Клэй Дженсен действительно трус, он сам о себе так говорит. И хорошо, что автор дал ему второй шанс с другой девушкой, Скай: может, хоть ее не продолбает.

Оценка: 6
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Брошено.

В формате моей электронной книги 175, я прочла 100.

Чем больше думаешь о проблеме, тем больше она растет. Ханна, такое ощущение, думала только об этом.У нее нет ни увлечений, ни радостных воспоминаний, допустим о родителей, только тщательный анализ почему ее посмели ущипнуть за попу. Ответ прост — потому что товарищ дибил. Но нет, надо все проанализировать, связать в цепочку событий, вертящиеся вокруг нее. Да, хорошая подростковая драма, если бы все не заканчивалось бы смертью, а показано было преодоление проблем, принятие некоторых ситуаций, и как она двигается дальше.

Заглянула в финал книги — и опять не нашла то, что может ее оправдать. И задала себе вопрос — Да что могло бы оправдать ее? Смерть близких, изнасилование, — и все равно это не оправдывает суицид. Сколько всего люди преодолевают, двигаются дальше — именно такими людьми я восхищаюсь.

Оценка 3, за интересную идею подачи сюжета и приятный слог.

Оценка: 3
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Список Ханны Бейкер

Первая причина — это ложь,

Кто прав, кто виноват не разберешь.

Юноша получает посылку от неизвестного адресата, внутри семь магнитофонных кассет. Стоп, это что, винтаж, ретро? Нет, вполне себе современность и в книге оговаривается неуместность архаичного носителя информации, требующего для прослушивания аппаратуры, которой давно никто не пользуется. А впрочем, не так далеко мы ушли от времени магнитофонных пленок, и в кладовках, на чердаках, в гаражах у всех найдется магнитола, было бы ради чего возиться с этим.

В данном случае очевидно игра стоит свеч, и мальчик не швыряет кассеты в мусорное ведро, слушает, чтобы назавтра отправить следующему адресату из списка Ханны Бейкер, своей бывшей одноклассницы, которая на тринадцати сторонах этих кассет, оставив последнюю пустой, объясняет причины своего поступка, и какую роль сыграл в них каждый из адресатов. По сути это обвинительный вердикт, соединенный с исповедью: ты, такой-то поступил со мной так-то, вбив очередной гвоздь в мой эшафот, теперь послушай о том, какая ты дрянь,и другие мерзавцы пусть послушают о тебе, и ты о них узнаешь.

Что же, нашлись желающие добровольно подвергнуться моральной экзекуции? Ну, она оговаривает, что подстраховалась и если цепочка на каком-то из этапов прервется, содержание кассет станет достоянием общественности. В 2007, когда книга писалась, такого явления как подкасты еще не существовало, но технологии, позволяющие познакомить жителей маленького городка с интригующей историей, в которой замешаны дети многих горожан, вполне себе были. Потому, не хочешь стать жупелом своей малой родины, так уж стисни зубы и послушай горькую правду о себе, любимом.

Иногда мы даже не догадываемся, что от наших действий или слов зависят судьбы и жизни других.

Джей Эшер, в прошлом школьный учитель, по году рождения (1975) относящийся скорее к поколению родителей, написал книгу «о и для» детей-снежинок зумеров с их трепетно культивируемой ранимостью, тщательно оберегаемым личным пространством, непринятием каких бы то ли было ограничений в по сути тепличных условиях жизни. Без необходимости с раннего подросткового возраста зарабатывать карманные деньги — прежде неотъемлемой части американского культурного кода. И дело даже не в получении из родительских рук того, за что прежде приходилось потрудиться, а в понимании иерархии, структуры, осознании своего места на начальном этапе карьеры, когда вливаешься в процесс, не умея ничего и постепенно овладеваешь навыками, завоевываешь авторитет, набиваешь мозоли на собственном эго, по сути, закаляясь для дальнейшей жизни.

Психологи считают, что ранний опыт столкновения с несправедливостью, даже травлей, делает человека более устойчивым к другим травмирующим аспектам взрослой жизни. У тебя уже был этот опыт и ты знаешь, как из него выходить, потрепанным, но живым. И жизнь на этом не кончается, а о большинстве неприятностей, которые казались когда-то концом света, спустя месяц и не вспомнишь. Совсем не то, когда живешь в башне из слоновой кости, которую подарил беспрецедентный в истории уровень благополучия большей части современных горожан, даже не принадлежащих к золотому миллиарду. Может быть поэтому у «13 причин почему» такой неимоверный рейтинг — под миллион оценивших на Гудридс и почти пять сотен рецензий на Либе, где полтора десятка для призеров литературных премий — очень хороший вариант.

На самом деле книжка вполне себе нормальная. О том, как нелепо и на пустом месте рушатся порой репутации и каким неожиданно пуританским может стать социум в отношении одного, вполне добропорядочного, человека, в то время как окружающим сходят с рук куда более серьезные проступки. О том, как трудно жить в состоянии зыбкой неуверенности, когда человек, в добром расположении к себе которого ты уверена, вдруг оказывается не то, что врагом, но переносит в реал правила сетевого общения: я с тобой, пока мне это удобно, а когда нужда в тебе отпала — барахтайся как хочешь в-одиночку. И так ведут себя практически все, не один какой-то персональный злодей. О культуре отмены, которая стирает человека.

Может быть секрет феноменального успеха книги как раз в этом, в узнаваемости паттернов, так удачно схваченных школьным учителем полтора десятилетия назад. Подростки смотрят на героев и узнают в них себя.

Оценка: 8
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

От лица женщины, которая относительно недавно была подростком, хочу сказать, что данная история невероятно меня разозлила. Ну где??? Где хоть одна причина для суицида????????????? Только зря потратила время на прочтение...

Оценка: 2
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Книга понравилась, так как удалось не осуждать виктимность девочки. Проглотила книгу за полтора дня, читается легко и быстро, хоть тема, наверное, непростая. Думаю, всем бы этот роман не понравился, но читатели, имеющие склонность к молодежной литературе, могут найти что-то в нем для себя.

Оценка: 8
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Мне понравилась книга. Я бы рекомендовала ее подросткам. Заставляет задуматься над тем, что может произойти, если мы не ответственны за себя и свои поступки, если мы хотим быть такими, как все, если мы боимся быть личностями, боимся оказаться белой вороной среди всех. Прочла на одном дыхании. Родителям тоже важно прочитать это произведение, если забыли, что чувствует подросток, если забыли о том, что важно не поучать ребенка, а быть рядом и поддерживать, сочувствовать, сопереживать. Либо подростку есть к кому прийти, либо он одинок, и это одиночество может обернуться трагедией.

Оценка: 8


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх