fantlab ru

Марио Варгас Льоса «Скромный герой»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.58
Оценок:
24
Моя оценка:
-

подробнее

Скромный герой

El héroe discreto

Роман, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 5
Аннотация:

Марио Варгас Льоса — выдающийся перуанский прозаик, лауреат Нобелевской премии по литературе. Продолжая линию великих латиноамериканских писателей, таких как Хорхе Луис Борхес, Гарсиа Маркес, Хулио Кортасар, он создает удивительные романы, балансирующие на грани реальности и вымысла.

В новом романе Варгаса Льосы «Скромный герой» в изящном завораживающе изящном ритме маринеры виртуозно закручиваются две параллельные сюжетные линии. Главный герой первой — трудяга Фелисито Янаке, порядочный и доверчивый, который становится жертвой странных шантажистов; герой второй — успешный бизнесмен Исмаэль Карррера, который на закате жизни стремится отомстить двум сыновьям-бездельникам, жаждущим его смерти. И Исмаэль, и Фелисито конечно же вовсе не герои. Однако там, где другие малодушно соглашаются, эти двое устраивают тихий бунт.

На страницах романа мелькают старые знакомые — персонажи мира, созданного Варгасом Льосой. Живое, исполненное юмора повествование с элементами мелодрамы несомненно доставит огромное удовольствие читателю.

Награды и премии:


лауреат
Ясная Поляна, 2017 // Иностранная литература


Скромный герой
2016 г.
Скромный герой
2017 г.
Скромный герой
2017 г.

Издания на иностранных языках:

Скромний герой
2014 г.
(украинский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Я не настолько крутой, чтобы выписывать литературоведческую простынь на авторский лист, которую потом никто не будет читать. Поэтому давайте я по-простому, по-пролетарски расскажу про этот роман, лады?

У нас есть три сюжетные линии.

Номер раз.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Жил был старый дядя. Он поднялся из самых низов, сделал себя сам, с нуля собрал целую фирму и сейчас стал богатым. Все хорошо: старая жена, молодая любовница, дети, почет и уважение. Но вот вдруг ему пишут местные бандюганы: а давай нам денег, дядя, а то будет плохо. И все знакомые, даже древняя безошибочная гадалка, говорят ему: подчинись. Но он обещал отцу, что никjulf не даст себя топтать, и отказывается. Но бандюганы, кажется, знают о нем много всего, например даже адрес его любовницы, и угрожают похитить ее саму, если он не подчинится...

Номер два.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Жил был другой старый дядя. Работал юристом в одной фирме. И вдруг его друг (тоже тот еще старый дядя) говорит: я женюсь на молоденькой девушке, и оставлю все наследство ей. А сыновьям — фиг с маслом, они конченые. Будь, пожалуйста, свидетелем у меня на свадьбе. Старый дядя соглашается, молодожены быстро линяют после свадьбы, а герою приходится сдерждивать атаки разгневаных конченых сыновей его друга. Пружина интриг и подлости закручивается с ужасающим скрипом.

Номер три.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Жил был... хаха, нет не третий старый дядя, речь все еще о втором. У него есть сын — умница, отличник, честный нежный мальчик. И вот вдруг этому честному мальчику начинает являться некий господин, который выдает себя за дьявола. Или нет? Никто не может подтвердить существование этого господина. То ли врет сын, то ли они имеют дело с изощренным злодеем или поехавшим, то ли это и правда... дьявол?

И все эти линии в итоге... нет, не сливаются в одну. Они перекликаются ровно в той степени, чтобы мы понимали, что действие происходит здесь и сейчас, в одной стране, под одним и тем же жарким солнцем. Читать умеренно интересно, действие, как это бывает у автора, постоянно балансирует на грани драмы, комедии и детектива. И иногда эротической притчи. Да-да, тут хватает описаний престарелого секса, который впрочем мало чем отличается, судя по всему, от секса молодого. Это я не претензии предъявляю — просто лучше знать об этом, прежде чем начинать читать.

В итоге книга заканчивается, а мы и не знаем, зачем это все было. Смыслов так много, что можно вычленить или насочинять их себе вагон и маленькую тележку.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
То ли это все философская драма, то ли просто история о том, что не стоит заводить шашни с молодыми девушками, если ты — старый пердун. То ли вялый детектив, то ли сюжет о кризисе среднего возраста, который из личного перерастает в общественный.

Но в любом случае читать было интересно.

Оценка: 7
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Еще один добротный и проходной роман, не потрясающий воображение, от нобелиата. Две параллельных линии про стоиков пенсионного возраста, каждый из которых по мере сил противостоит негодяям. Интрига условная, добродетель торжествует по всем фронтам, да и стоикам не так уж тяжко и пришлось. Действуют персонажи иных романов типа Литумы, ну а дон Ригоберто и вовсе герой поздней прозы Льоса. Скушненькая вещица, сильно не Война края света, допустим

Оценка: 6
– [  14  ] +

Ссылка на сообщение ,

В произведениях латиноамериканских писателей, независимо от жанра и времени действия, есть какой-то неповторимый, им одним присущий колорит. Его составляют исторический фон, накладывающий отпечаток даже на те книги, события которых происходят в 21 веке, исключительный менталитет, сочетающий в себе наивность и прагматичность, религиозность и суеверность, и, безусловно, пейзаж – будь то яркое летнее солнце или зимняя сумрачность, он всегда словно бы подёрнут дымкой, едва уловимым флёром печали и загадочности, одновременно и манящим, и держащим в напряжении. Поэтому даже насквозь реалистичные произведения латиноамериканцев читаются как магический реализм, даже если вся мистика уходит на откуп суевериям и пустым домыслам. Книги эти волшебны, и в творчестве Марио Варгаса Льосы это проявляется в полной мере, хоть автор чрезвычайно редко допускает элементы ведовства или мистики, а уж тем более практически никогда не говорит о них прямым текстом, оставляя центральное, основополагающее положение героям, их переживаниям и дамокловым мечом нависшей над ними трагедии эпохи.

Тем удивительнее «Скромный герой», читающийся как детективная история с элементами мистики, с провидицами, ведьмами и таинственными явлениями не то призрака, не то самого дьявола, оказывающими важное влияние на ход событий. В остальном Льоса верен себе – современность для него не несёт такого трагизма, как времена Рафаэля Леонидаса Трухильо в «Празднике Козла» или «Разговоре в «Соборе» . Время бунтов и революционных волнений прошло – наступила спокойная, размеренная жизнь, перемежающаяся локальными катастрофами маленьких людей, скромных героев, показанных с нарочитой карикатурностью в фирменном стиле автора, где в каждой, даже самой смешной шутке кроется нотка грусти. В романе пасторальную Пьюру, только недавно обзаведшуюся современными торговыми комплексами и бизнес-центрами, и столичную Лиму потрясут события настолько пародийно-латиноамериканские, что чтение иногда представляется очередным эпизодом мыльной оперы – удивительно динамичной, к чести Льосы. «Скромный герой» читается за один присест благодаря закрученной, хотя временами и очевидной, интриге и загадочным мистификациям, которым не терпится найти рациональное объяснение. Поэтому, даже когда история Фелисито Янаке приходит к логическому завершению и расставляет все точки над i, финал второй сюжетной линии, о которой аннотация бессовестно врёт, отдавая пальму первенства Исмаэлю Каррере – на самом деле второй «скромный герой» в романе вовсе не он, а дон Ригоберто, всё равно не даст заскучать.

Льоса не был бы собой, если бы за всей сериальностью и фривольностью стиля не оставил целый пласт обличительной злободневности. Впрочем, автор не больно-то и скрывает, что все до единого персонажи, за исключением, быть может, эпизодически появляющихся, которые попросту не раскрываются в достаточной мере, не подходят на роль однозначно положительных персонажей. Фелисито Янаке, проблемам которого нельзя не сочувствовать, со спокойной совестью сожительствует с девицей много младше своей жены и костенеет в собственном понимании гордости, унаследованном от отца и при ближайшем рассмотрении вовсе не геройском, а временами и нелицеприятном. Дон Ригоберто подкупает искренностью и простым отношением к жизни, но временами его поступки и разговоры по меньшей мере удивляют. Оба героя оказываются удивительно человечными и обыденно жестокими, способными как на сопереживание близким, так и на тотальное неприятие чужих побуждений и ценностей. В то же время отрицательные персонажи и даже откровенно пародийные полицейские не являются карикатурными злодеями и дурачками (за исключением пары-тройки особо отличившихся), у них есть конкретные и понятные читателю мотивы для тех или иных поступков. В закрученной санта-барбаре отцов и детей, жён и любовниц есть, конечно же, правые и виноватые, но в условиях простой человеческой жизни границы неприятия размываются, и бывает, что преступнику сочувствуешь куда больше, нежели обиженному им кабальеро.

Отдельно хочется поблагодарить переводчика Кирилла Корконосенко – не только за достойный перевод, но и за примечания, которые отсылают нас к другим романам Льосы, где уже встречались и дон Ригоберто, и полицейский с пошлым прозвищем Скребисук, и ещё некоторые персонажи. Благодаря этим небольшим пометкам «Скромный герой» становится не отдельным произведением, но частью обширного полотна, описывающего быт и нравы современного Перу, и вполне можно задаться целью собрать всю картину.

Этот роман Варгаса Льосы не лишен и недостатка, который тем более бросается в глаза давнему поклоннику творчества автора. Несмотря на приятный язык и стиль, интересный сюжет и актуальное отображение современности, реалии которой характерны не только для Перу, он все же слишком прост и излишне мелодраматичен. Это не значит, что он плох, скорее, от Льосы подспудно ожидаешь если не общественной, то уж точно личной драмы. Поэтому лёгкость повествования хоть и играет в какой-то мере «Скромному герою» на руку, всё равно после прочтения мозг привычно прокручивает в голове события и характеры, силясь отыскать в них хоть что-нибудь, незамеченное за прямо высказанной моралью. И терпит фиаско, потому что роман интересен, мил и наводит на определённые размышления о взаимоотношениях отцов и детей и непременной изнанке гордого слова «герой», но размышления эти сворачиваются в чёткие выводы сразу после прочтения, и возвращаться к ним вновь нет никакой необходимости. Льоса восхитительно играет судьбами персонажей и ярко передаёт эмоциональную составляющую книги, но невозможно избавиться от лёгкого чувства неудовлетворённости, как будто читателю предложили, скажем, шоколадку, и он уже напридумывал себе, что она будет с орехами и изюмом, а внутри неожиданно оказалась помадка. Всё равно вкусно, но уже не совсем то.

Оценка: 8


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх