Василий Мельник «Фэнтези-2005, выпуск 2»
В произведение входит: по порядкупо годупо рейтингу
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
Входит в:
— серию антологий «Фэнтези», 2003 г.
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Нескорений, 20 июня 2016 г.
После знакомства с антологией «Фэнтези-2004» я отметил для себя ряд отечественных авторов, творчество которых меня заинтересовало. Одиночное попадание может быть и случайным, чтобы проверить свои ощущения я выбрал второй том антологии «Фэнтези-2005», в которой приняли участие многие авторы из антологии '04 года. Если говорить в целом, то отмеченные фавориты на разочаровали, при этом к их числу добавились новые авторы. По структуре антология делится на 5 тематических разделов, в целом составитель вдумчиво подошёл к подбору произведений — первые три блока производят довольно сильное впечатление. Два заключительных раздела выглядят на контрасте несколько слабее, хотя в каждом из них я отметил как минимум по одному очень достойному произведению. Явных провалов на этот раз нет, только один рассказ вызвал у меня скорее негативную оценку, хотя объективно — это просто не моё. Как и прежде нам предлагается ранее не публиковавшийся рассказ Р. Шекли, это стоит отметить в качестве дополнительного плюса.
Открывает антологию раздел под названием «Битвы магов», из названия несложно понять, что здесь собраны произведения главную роль в которых играют различные чародеи. Первым по списку идёт рассказ уже знакомого нам по антологии предыдущего года И. Пронина «Куклы всадника Лойоди», тогда я позволил себе покритиковать его повесть «Дым над Ульшаном», здесь же считаю, что автора следует похвалить — недостатки на которые я указывал в соответствующем отзыве по большей части устранены. История стандартная, но сюжет довольно крепкий, мотивации персонажей выглядят достоверно, перебора в создании образов не наблюдается. Странствующий наёмник Витто Лойоди спасает из реки могущественного колдуна, который делает спасителю ценный подарок, но вскоре выясняется, что дар был с подвохом и наш герой оказывается пешкой в противостоянии двух сильных чародеев. Здесь нужно помнить, что любая пешка может выбиться в дамки, а на любой хитрый болт найдётся... ну в общем, вы поняли.
С творческим дуэтом Г.Л. Олди я был знаком исключительно по их «Ахейскому циклу», талант у авторов несомненно имеется, но довольно своеобразный стиль требует привыкания. В рассказе «Конрад фон Шмуц, обер-квизитор Бдительного Приказа», который впоследствии стал частью романа «Приют героев», первое на что обращаешь внимание — это как раз-таки язык произведения — ажурно-вычурный, ироничный стиль, множество имён, замороченных титулов — с одной стороны это хорошо, создает уникальную атмосферу, с другой стороны — здорово снижается скорость чтения, порой приходится вчитываться в каждый абзац, возвращаться к только что пройденному материалу, но созданный в результате мир заслуживает высшей оценки — одно из лучших произведений антологии, несмотря на отсутствие финала, всё же перед нами отрывок, хотя и очень солидного объема. Авторы предлагают нам фэнтезийный полицейский детектив со шпагами и боевой магией. Главный герой расследует нападение на гостиницу, где остановились шестеро молодых рыцарей Ордена Зари, которые бесследно исчезли либо были убиты. Поразительное внимание к деталям, интересный мир, фирменный язык — рассказ безусловно заслуживает внимания.
Совершенно незнакомый мне автор под именем Д. Шорин представлен сразу двумя рассказами, хотя и очень малого объема. Обе истории относятся к одному циклу — «В поисках предназначения», не скажу, что они мне особенно запали в душу, но всё же я склонен оценивать их скорее положительно — автор умеет чётко выражать свои мысли, для этого ему не требуется большого объема, но всё, что он хотел сказать доходит до читателя — просто и ясно. В рассказе «Амулет» гулявший по рынку герой останавливается возле торговца магическими жезлами, критически оценивая выставленный товар, он проявляет интерес к амулету, замеченному на шее у торговца. Продолжает историю грустный рассказ «Печаль большого дракона» из последнего раздела антологии — герой прибывает в некий город, над которым кружит огромный дракон, вскоре выясняется, что персонажи знакомы очень давно, а дракон ищет их общую знакомую, живущую в этом городе, но маг пытается отговорить приятеля от продолжения поисков.
Во втором разделе под названием «Честь воина» нас ждут герои, предпочитающие магическим посохам обычную сталь. Положительно отметив рассказ А. Пехова из предыдущей антологии, я уверился в своих предпочтениях по прочтению повести «Цена свободы». Это произведение является предысторией цикла «Ветер и искры», здесь нам предстоит впервые познакомиться с Нэссом, который вынужден отправиться в квест в компании с двумя надменными эльфами ради поимки неизвестного убийцы, вмешавшегося в ход переговоров между Империей и лесным народом. У меня возникли стойкие ассоциации с первыми романами цикла А. Сапковского, посвященного Ведьмаку Геральту — отряды эльфов, противостоящие людям, глобальная политика, немного циничный, но цельный и довольно сильный образ главного героя. Несмотря на обилие диалогов в начале, действие не стоит на месте, а финал удивил неожиданным, и даже я бы сказал неоднозначным решением сложившейся ситуации — предыстория понравилась, хочется читать дальше.
Ещё один мой фаворит, отмеченный в предыдущей антологии — В. Камша с повестью «Пламя Этерны» для данного сборника представила повесть — «Данник Небельринга», которая стала предысторией романа «К вящей славе человеческой». Стабильность — признак класса, оба произведения мне очень понравились, но хотелось бы отметить такой момент — если «Этерна» — это более-менее привычное фэнтези, то «Данник Небельринга» — довольно оригинальное произведение, вызывающее сложности в жанровой классификации, подумав, я назвал бы его готическим фэнтези — придуманный мир сильно напоминает Германию времен Фридриха Великого, получается сочетание псевдоисторической прозы с готическим романом, где фигурируют страшные семейные тайны, родовые проклятия, общая атмосфера — осенний лес, мрачные замки, нагнетание обстановки ужаса, ощущение близости неведомого. Узнаваемый авторский стиль, прекрасный язык, крепко закрученный сюжет, умение создать качественные декорации — всё просто замечательно.
Обоснованность включения в данный раздел рассказа А. Уланова «Эльфийская обновка» лично для меня под вопросом, всё же это больше плутовская история для которой в этот раз не нашлось своего места. Произведение чётко делится на две части — первая довольно легкая, даже юмористическая, где главный герой — плут и мошенник по прозвищу Пол Райля, выдавая себя за непризнанного гения, пытается обманным путем заполучить одеяние эльфийского принца, чтобы угодить очередной подружке. Вторая часть бьёт по глазам контрастом — здесь уже включается жестокость, военные действия большого масштаба. Диссонанс? Безусловно, но такой приём автор использует намеренно, ведь задуманная концовка в очередной раз рвёт шаблоны и заставляет мысленно аплодировать авторскому коварству — сумел запутать, переключить внимание — в результате фокус удался.
«Духи Нижнего Царства» — так называется третий раздел антологии, в котором нам предстоит встреча с мистическими созданиями, обитателями Преисподней. открывает раздел рассказ А. Зорича «Раш-Раш», который относится к циклу «Круг земель». В предыдущей антологии я крайне положительно оценил повесть «Ничего святого» из этого же цикла Зорича — мрачное, дерзкое и циничное тёмное фэнтези на грани фола. Видимо, здесь я пал жертвой собственных ошибочных ожиданий, по всем параметрам «Раш-Раш» отличается от понравившейся мне повести. Рассказ получился довольно камерным, философским, лиричным и совсем не злым. Искусный охотник Бат Иогала отправляется в горы для поимки неуловимого барса, непогода заставляет его укрыться в пещере, где судя по всему раньше кто-то жил. Негативный момент — в угоду сюжета авторы намеренно оглупляют главного героя, который упорно не обращает внимания на явные детали, характеризующие его новых случайных знакомцев, встреченных во время охоты. Не догадаться здесь просто не возможно, поэтому наивность Иогалы постепенно начинает раздражать — рассказ неплохой, но в целом я ждал совсем другого...
Удачным для себя опытом считаю знакомство с творчеством Р. Афанасьева, который представлен в антологии повестью «Знак чудовища», впоследствии ставшей началом одноименного романа. Вроде бы стандартное средневековое деревенское фэнтези без особых оригинальных находок, но получить удовольствие от качественного развлечения можно запросто. Произведение очень легко читается, уровень динамики на высоком уровне, главный герой прописан достоверно и отторжения не вызывает, хорошо получились кульминация и развязка, в качестве предыстории, знакомящей с главным героем — просто отлично, в качестве самостоятельного произведения также вполне читабельно. Молодой курьер пехотного полка Сигмон Ла Тойя останавливается на постой в деревеньке Холмовицы, жители которой жалуются на бесчинства чудовищ, обвиняя во всех грехах не так давно поселившегося поблизости от деревни пришлого мага — хорошо показан процесс становления героя, рассуждения автора о природе чудовищ.
Единственным зарубежным автором в составе антологии стал Р. Шекли, его рассказ «История Зантии» типичен для позднего периода творчества писателя, в котором автор не редко обращался к тематике загробного мира. Конечно, сравнивать этот рассказ с шедеврами раннего творчества не стоит, но он всё же довольно неплох. Действие происходит в некой деревне, куда после смерти попадают души разных преступников, бок о бок с людьми живут разные мифические существа — зомби, вампиры и прочие. Зантия — своего рода староста деревни, местный авторитет, который следит за порядком. После того, как его жена Розамунда вдруг куда-то пропала, он отправляется на её поиски, которые завершатся довольно неожиданным итогом, что в общем-то типично для Шекли. Из интересных моментов можно отметить то, что история имеет сразу несколько альтернативных финалов, хотя, справедливости ради, надо сказать, что отличаются они только в деталях, оставляя общий итог неизменным.
Разноплановые произведения, объединенные жанром героического фэнтези вошли в раздел «Как стать героем». Повесть Л. Кудрявцева «Крысиный король», ставшая окончанием романа «Меч некроманта», входящего в цикл, посвященный Миру-цепи, сразу обращает на себя внимание оригинальным самобытным миром, созданным авторской фантазией. Главный герой возвращается домой по цепочке миров, в очередной локации ему предстоит встреча с могущественным некромантом. Написано неплохо, но сюжет в целом скучноват, хотя кульминация не лишена драматизма и спецэффектов. Обилие параллельных сюжетных линий, которые переключаются с поразительной быстротой не позволяет погрузиться в атмосферу, начать сочувствовать кому-либо из героев. Декорации в итоге мне очень понравились, а вот сюжет и герои как-то не очень...
С К. Бенедиктовым я уже был знаком по предыдущей антологии, положительно отметив повесть «Граница льда», здесь нам предлагают несколько иной рассказ автора — «Кот Эдипа», несмотря на то, что произведения совершенно разные, оба мне понравились. В своем рассказе автор берет за основу сюжет античной мифологии, а именно историю царя Эдипа, который по сюжету рассказа должен пройти испытание загадками сфинкса, чтобы получить корону Стовратных Фив. Автору удалось занимательно обыграть известный парадокс о коте Шрёдингера, совместив это с известным мифологическим сюжетом. Концовка получилась довольно остроумная, я разгадал замысел автора, но лишь немногим ранее того, как рассказчик раскрыл карты в финале — получился довольно остроумный и забавный рассказ, который я прочёл с удовольствием.
В. Аренев продолжает пересказывать старые сказки на новый лад — хочется отметить, что автор хорошо владеет словом, но, видимо, на основе двух прочитанных рассказов он для меня ещё не раскрылся. Если «Везенье дурака» из предыдущей антологии обыгрывало сюжет сказки о Царевне-лягушке, то история «В лесах под Черниговом» заставляет вспомнить известную былину о Соловье-разбойнике и Илье Муромце. Здесь немного доставила черепаха, невесть каким образом оказавшаяся в местных лесах, сам сюжет простенький, концовка невзрачная, в общем рассказ ничем не удивил. С. Логинов подобно К. Бенедиктову обращается к античной мифологии в рассказе «Рука судьбы» — короткая история в жанре мифологического фэнтези с острым привкусом назидательной философской притчи. Брутальный Автократ мечтает взять под контроль остров Лемнос, которым правит слабак Диомед, чтобы убрать противника со своего пути он не остановится ни перед чем — получив от жреца секрет местонахождения древнего святилища он стремится нанести визит трём древним титанидам. Тоже довольно средний рассказ, не вызвавший восхищения — для однократного прочтения вполне годится.
Пожалуй, меньше всего мне понравился рассказ А. Бессонова «Барон, дракон und самогон», который относится к жанру юмористического фэнтези. несмотря на то, что подобный жанр я люблю, но вот юмор такого рода — это просто не моё, шутки на алкогольно-фекальную тематику как-то не привлекают. Сюжет довольно прост — барон на старости лет решил вспомнить молодость и начал гнать, так сказать, продукт, не забывая угощать соседей. После того как дочурка барона вышла замуж, новоиспеченный тесть прибыл к барону с предложением отправиться на охоту, чтобы «заколбасить» дракона, поселившегося неподалеку — короче, финал довольно предсказуем. Если говорить о времени и месте действия рассказа, то здесь полнейшая каша. Вроде бы описаны времена развитого феодализма в вымышленной Центральной Европе, но тут же появляются упоминания о Ялте и Житомире, герои активно смолят «Беломор» и «Казбек», запивая это дело «Русским стандартом» и «Хортицей», пашут землю на тракторах, а вместо меча и пики запросто могут достать из запасников «дегтяря» или шестизарядный «смит-энд-вессон». Короче если автор не заморачивается цельностью атмосферы, то и читателю ломать голову не след.
Без любви, как известно, никуда, вот и последний раздел антологии посвящен этому прекрасному чувству. Возможность дать свое определение свободы вслед за А. Пеховым предоставляется Ю. Остапенко в рассказе «Стигматы». Фэнтези-декорации играют здесь вспомогательную роль, автора в первую очередь интересуют непростые отношения мужчины и женщины в ситуации, когда она его любит, а он её нет. Замок Зимняя Агония вызывает ассоциации с островом Цирцеи из античной мифологии, только здесь заснеженные равнины и острые горные пики у границы холодного моря. Хозяйка замка — бессмертная ведьма, привязавшая к себе героя мощным проклятьем, с обреченностью приговоренного Рэндал предпринимает попытки уйти от мучительницы, но неизменно к ней возвращается. Довольно интересный рассказ, для тех кто любит разные психологические штучки.
В заключение, я бы хотел особо отметить рассказ С. Логинова «Там, на Востоке» — романтическое фэнтези с явным восточнославянским колоритом, написанное хорошим языком. История трогает за живое, герои получились интересными и вызывают сопереживание. С Севера на деревню медленно надвигается затворище — неясное магическое явление, уничтожающее на пути всё живое и становящееся естественным барьером, закрывая путь на Запад. После того, как все жители деревни ушли на болота, в деревне осталась только юная сирота Алина, которой судьба приготовила встречу с таинственным незнакомцем Гэром, пришедшим с Запада несмотря на затворище. Гэр — вечный странник, наделенный особыми способностями, его неумолимо влечет на Восток, но сможет ли Любовь стать сильнее Предназначения? Этот рассказ мне очень понравился, единственный минус — смазанная концовка, ну ладно, можно считать её условно открытой, тем не менее история зацепила, автора я для себя отметил положительно.
Подводя итоги, могу сказать, что настоящая антология ничем не хуже сборника 2004 года, почти все авторы, которых я для себя отметил ранее, убедили меня в том, что их творчество мне интересно. В частности, А. Пехов, В. Камша, К. Бенедиктов — здесь можно сказать есть два попадания из двух. А. Зорич несколько разочаровал, но здесь скорее всего просто сыграл роль эффект обманутых ожиданий, сбрасывать его со счетов не стоит. Среди новых для себя имен отметил творчество Р. Афанасьева и С. Логинова, с ними знакомство хочется также продолжить. Также порадовал И. Пронин, которого в предыдущей антологии я не оценил, зато здесь он проявил себя вполне достойно. Вообще, я не увидел здесь откровенно слабых работ, все авторы хорошо владеют пером, вероятно, некоторые из них просто пока для меня не раскрылись, ну что же — дело будущего. Сам по себе сборник довольно ровный, интересный, я прочёл его с удовольствием и не жалею потраченного на чтение времени.
Seidhe, 15 августа 2017 г.
Надо отдать должное уважаемому лаборанту Нескорений: после его развёрнутого отзыва на данную антологию довольно сложно что-либо добавить. Да и с оценкой его я вполне согласен. Но раз уж начал высказываться обо всех антологиях, вышедших в данной серии — не буду нарушать традицию.
С момента выхода антологии прошло более десяти лет, поэтому главная беда «Фэнтези-2005, выпуск 2» легко объяснима: все по-настоящему цепляющие и запоминающиеся произведения давным-давно читаны-перечитаны, а остальные рассказы на голову, а то и на две, ниже качеством. Если смотреть с данной точки зрения, наиболее удачным лично мне показался раздел «Честь воина», а именно три повести от трёх популярных и признанных авторов: А.Пехов с жёсткой повестью-приквелом к циклу «Ветер и искры» «Цена свободы»; В.Камша с повестью «Данник Небельринга», связанной общим миром с романом «К вящей славе человеческой» (который, к счастью, не превратился в очередной брошенный недописанным цикл, до которых Вера Викторовна бооольшая мастерица!); А.Уланов с изящной историей-перевёртышем «Эльфийская обновка», повествующей о своеобразной психологии эльфов. Все эти произведения заслужили от меня твёрдые восьмёрки, а до цикла «Ветер и искры» я когда-нибудь обязательно доберусь.
Кроме этого, приятное впечатление произвели рассказы С.Логинова, хотя они и далеко не самые лучшие в его творчестве, и «Кот Эдипа» К.Бенедиктова — изящный микс известного греческого мифа и не менее известной проблемы кота Шрёдингера.
Вот, пожалуй, и всё. Остальные произведения и ругать, вроде, не за что, но и похвалить не получается. И даже информация о том, что рассказы Д.Шорина, к примеру, являются частью цикла «О поиске предназначения», а «Знак чудовища» Р.Афанасьева позднее вырос в роман, никакого желания продолжить знакомство с ними у меня лично не вызвала. Исключение, правда, составляет «Крысиный король», но причины ознакомиться с остальными частями одноимённого цикла у меня сугубо личного характера: благодаря фантлабовской базе я вспомнил, что когда-то один из романов уже читал, поэтому захотелось освежить воспоминания... Не сильно далеко ушли и остальные авторы (Зорич, Пронин, Остапенко, Аренев), хотя чисто технически написаны они довольно неплохо, а в случае Зорича — ещё и достаточно красиво. Рассказ «заморского гостя» Роберта Шекли тоже показался каким-то совсем уж слабым.
Впрочем, есть одно произведение, которое не понравилось однозначно: натужная попытка развеселить читателя от Алексея Бессонова под названием «Барон, Дракон und Samogon». Читать было попросту неприятно — автору не удалось удержаться на тонкой грани между юмором и пошлостью, поэтому шутки свелись к уровню вроде «почтенный дед Базилевс, засунул себе в зад оглоблю от телеги и долго носился под взрывы фейерверка кругом замка, крича, что на скорости под двести он таким манером возит на дачу жену». Если ЭТО юмор — он явно не для меня. Одним словом — редкостная мерзость, искренне удивлён достаточно высоким оценкам и положительным отзывам некоторых лаборантов.
Подводя итог, можно сказать следующее: если вы уже знакомы с произведениями А.Пехова, В.Камши, А.Уланова, К.Бенедиктова и С.Логинова, вошедшими в данную антологию, читать её совершенно не обязательно. Однако, учитывая, что все названные выше произведения внимания определённо заслуживают, за антологию в целом 7 баллов не жалко.
P.S. Рассказ Г.Л.Олди читать не стал (дабы не портить впечатления от знакомства с пропущенным в своё время романом «Приют героев» и остальным циклом «Чистая фэнтези», которое мне ещё только предстоит), поэтому оставляю его без оценки.