Джозеф Шеридан Ле Фаню «Зелёный чай»
- Жанры/поджанры: Мистика
- Общие характеристики: Психологическое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Европа (Западная Европа ))
- Время действия: Новое время (17-19 века)
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
Письма доктора Хесселиуса его другу профессору Ван Лоо из Лейдена (Голландия). В этих письмах Мартин Хесселиус рассказывает о том, как познакомился с преподобным Дженнигсом, а также что не дает покоя старому священнослужителю. В этих письмах доктор излагает научные доводы касательно описанной им проблемы.
Первая публикация All the Year Round New Series 2 (23 Oct. 1869): 501-504; 2 (30 Oct. 1869): 525-528; 2 (6 Nov. 1869): 548-552; 2 (13 Nov. 1869): 572-576.
Входит в:
— цикл «Хесселиус Мартин»
— сборник «В зеркале отуманенном», 1872 г.
— антологию «The Omnibus of Crime», 1929 г.
— антологию «They Walk Again: an Anthology of Ghost Stories», 1931 г.
— журнал «Weird Tales, July 1933», 1933 г.
— антологию «Kurt Singer's Gothic Horror Book», 1974 г.
— антологию «The Ghostmasters: Weird Stories by Famous Writers», 1976 г.
— антологию «The Supernatural Solution: Chilling Tales Of Sleuths Versus Spooks», 1976 г.
— антологию «Dark Company: The Ten Greatest Ghost Stories», 1984 г.
— антологию «The Book of the Dead», 1986 г.
— антологию «Tales of the Dark», 1987 г.
— антологию «The Horror Hall of Fame», 1991 г.
— антологию «The 13 Best Horror Stories of All Time», 2002 г.
— антологию «The Wordsworth Book of Horror Stories», 2004 г.
— антологию «Дом с призраками», 2004 г.
— антологию «The Wordsworth Collection Of Irish Ghost Stories», 2005 г.
— антологию «Лицом к лицу с призраками. Таинственные истории», 2005 г.
— антологию «Маленькое привидение», 2008 г.
— антологию «Церковное привидение», 2010 г.
— антологию «Fighters of Fear: Occult Detective Stories», 2020 г.
- /языки:
- русский (12), английский (19)
- /тип:
- книги (30), периодика (1)
- /перевод:
- Л. Брилова (9), Е. Токарева (2)
Периодика:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Old_Gonsalez, 31 октября 2022 г.
Рассказ «Зеленый чай» умилительно наивен, в нем очень остро чувствуется разница между нашими современниками и жителями ХIХ века. Помилуйте, ну кому в наши дни придет в голову испугаться до смерти призрака бранящейся обезьяны? Вряд ли, мы сыты ужастиками настолько что нас вряд ли что-то может напугать — новости, грайндкоровые фильмы, Стивен Кинг и прочее... можно перечислять до бесконечности. И конечно, на этом фоне мистическая составляющая рассказа выглядит, мягко говоря, раритетно.
А что до всего остального — язык произведения просто великолепен. Как и подобает великим прозаикам XIX века, слог Ле Фаню образен, гладок и прекрасен, однако без излишней велеречивости авторов века предыдущего и грубости авторов века последующего.
Итог — прекрасный рассказ, достойный занять место на полке любителей готической классики, ценителям же современной литературы, он может показаться достаточно пресным.
Календула, 28 июня 2013 г.
Этот рассказ — образчик традиционного английского готического рассказа: ничто не выбивается из стройного повествования, всё и все на своих местах и умело играют отведенные им роли, дополняя друг друга.
Атмосферу хочется отметить особо: мрачно, местами даже жутко, напряженно, таинственно. Краски темные, порой блеклые, но образы емкий и колоритные, как будто выступающие из тумана.
Объяснения с точки зрения науки здесь тоже вполне к месту, тем более, что это этакий медицинский рассказ — некая история болезни и изыски доктора в области врачевания душевных недугов. Если много думать о призраках — недолго и сойти с ума и начать их видеть. А уж призрак, приказывающий совершить некое злодеяние, — классика жанра. Вот только облик призрака не совсем обычен: если читатель ждет, что им окажется женщина в белом или покойный дядюшка, то его ждет разочарование, ведь призрак приобретает зооморфные черты. Какая связь между преподобным Дженингсом и обезьяной, спросит читатель? На что автор в лице доктора Хесселиуса недвусмысленно отвечает, что душа человека — потемки. И если можно вылечить симптомы этой болезни, то никто не даст гарантии, что лет через десять пациент снова не начнет видеть призраков.
А ведь в финале главная интрига так и не раскрыта: действительно ли священника преследовал призрак или же он просто сошел с ума на почве напряженного труда вкупе с бессонницей и злоупотреблением зеленым чаем? А может, это чай вызывал галлюцинации? Доктор не успел понять это, так что читателю предстоит решить эту загадку самостоятельно, у каждого ответ будет свой, ведь кто-то из нас рационалист, не верящий в потусторонние сущности, кто-то — романтик, а кого-то и сейчас преследует призрак...
Wooldfas, 12 июня 2012 г.
На мой взгляд, говорить о банальном «страхе» перед неизведанным довольно сомнительно, а вот подкреплять прогрессирующее психическое расстройство преподобного основываясь на предрассудках и маниакальном страхе перед дьяволом, что не делает ему честь как человеку церкви, куда более прагматично. Как гласит английская пословица «Diseases are the interests of pleasures» — а в умеренности чтения и занятиях богословием (судя по содержанию библиотеки вытекавших далеко за божественные начала), увы, Дженнигсу, было чему поучиться. Обезьяна, во многих культурах почитаемая как символ фантазии и просвещения, манипуляциями самого же героя обратилась в негативный объект, ежевечерне подпитываемый не знаниями, а психозом, что и раскрывается на страницах этого действительно, самого, если хотите загадочного, рассказа. Рассказа — предостережения для человека в любом занятии, особенно столь эфемерного.
evridik, 11 июня 2013 г.
Антология «Дом с призраками» продолжает меня грустно удивлять. Когда я жду от неё мистичности, она ошарашивает меня научностью, хотя само название антологии явно указывает на то, что столкнуться мне предстоит скорее с необъяснимым, чем с понятным. «Зелёный чай», в котором нет никакого дома с призраками, до конца держал меня в напряжении благодаря наличию необъяснимого на первый взгляд столкновения со злом. Я расчитывала, что необъяснимое так и останется необъяснимым, мистика будет мистикой, напряжение перейдёт в феерию страха или завершится коллапсом, однако ничего этого не произошло. Коллапс исполнился только в части схлопывания, если так можно выразиться в отношении моих надежд: не было ни борьбы, ни победы добра над злом. Объяснение столкновения со злом с медицинской точки зрения, возможно, и станет любопытно тому, кто искал научности, но меня оно удручает.
Классический английский рассказ.
+6
Синяя мышь, 14 января 2011 г.
Прекрасный рассказ. Вообще жанр готического ужаса 19 века я считаю милым, добрым и наивным — как, после подборки вечерних новостей, можно всерьез испугаться призрака в библиотеке? — но Ле Фаню удалось меня всерьез напугать. Этому рассказу присуща та же интригующая двойственность истолкования, что и в «Ребенке Розмари» -до самого конца неясно, в самом ли деле героя преследует обезьяна, или он просто сходит с ума? ведь для ранней стадии шизофрении например, очень характерно то ,что человек и сам сознает, что постепенно сползает в безумие... Там, где автор пытается дать намек на научное объяснение и придать рассказу условную документальность и достоверность (наука викторианской эпохи) градус рассказа сразу понижается, но там, где он пугает без всяких объяснений, у него это прекрасно получается. Поневоле и сам начинаешь бояться, что вот -повернешь голову — и увидишь глаза в темноте...
А некоторая отстраненность повествования -сразу три уровня (письма -заметки доктора Хесселиуса и рассказ самого пациента) избавляет от того, чтобы всерьез проникнуться судьбой бедолаги. Но ее вполне хватает на то ,чтобы испугаться..
TwoSouls, 10 мая 2008 г.
Классический пример английского готического рассказа XIX века. Все мрачно, страшно тускло и достаточно сомнительно обьяснимо с научной точки зрения. Безмятежных жителей Англии тревожат призраки, вампиры, зомби, мумии и демоны. Эти создания настолько хитры, что умудряются выставлять своих жертв сумашедшими. А вобще мне понравилась идея о том, что если много думать о потусторонем мире, то вскоре от туда тебя навестят.
kreeem, 26 апреля 2009 г.
это произведение одно из немногих, которое понастоящему меня напугало, :eek:мурашки по коже!!!! Атмосфера, герои, сам сюжет — идеальны. Ле Фаню один из не многих авторов, кто понастоящему обладает талантом напугать читателя!