Ярослав Зика «Решение»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика )
- Общие характеристики: Социальное | Философское
- Место действия: Наш мир (Земля) (Европа (Центральная Европа ) | Не определено )
- Время действия: 21 век
- Сюжетные ходы: Изобретения и научные исследования
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
Непростая проблема стоит перед известным и уважаемым прокурором Классеном: за 12 часов он должен решить, участвовать в заседании суда или нет. От его выбора зависит судьба научного открытия, которое при желании можно использовать как в гуманных, так и в античеловеческих целях.
Входит в:
— антологию «День на Каллисто», 1986 г.
— журнал «Weird Tales, Summer 2013», 2013 г.
- /языки:
- русский (1), английский (1)
- /тип:
- книги (1), периодика (1)
- /перевод:
- И. Зино (1)
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
amak2508, 13 марта 2020 г.
Умненько. И даже очень. И проблема интересная, не из пальца высосанная: препарат, позволяющий купировать тяжелые воспоминания, душевные муки, терзания совести — имеет ли он право на существование или нет? На первый взгляд вроде бы «Да!», но как быть с преступниками или людьми, совершившими неблаговидные поступки — они в этом случае тоже сразу освободятся от всех душевных мук. Представьте себе Раскольникова, который, кокнув старушку, сразу же выкидывает совершенное убийство из головы :).
Понравилась и литературная сторона произведения: написано солидно, не торопясь, с мельчайшими нюансами и деталями разговора. И монологи, и реплики собеседников хорошо продуманы — умненькие и обстоятельные. Что же касается морально-этической стороны состоявшегося самосуда, то автор ни на чём не настаивает, оставляя оценку случившегося читателям — каждый сам может определить своё отношение к произошедшему. И это правильно — возникшая проблема слишком сложна и, наверное, не имеет однозначного решения.
А что в рассказе не понравилось, так это его финальная часть — слишком предсказуемо и очень театрально.
god54, 15 сентября 2011 г.
Философская проблема, поднятая автором, была, есть и будет всегда весьма актуальна в человеческом обществе: ответственность ученого за свое открытие. Что несет прогресс человечеству — пользу или вред? Однако литературное решение выдвинутое в рассказе однозначно наивное и упрощенное. Убийство во благо не имеет под собой никакого оправдания, кем бы ни был убитый. Убийца не может рассуждать о справедливости, о добре и зле. Лицо, присваивающее себе право говорить от имени народа, а тем более всего человечества, уже самой постановкой проблемы не заслуживает уважения и доверия.