Эдуард Николаевич Веркин «ЧЯП»
- Жанры/поджанры: Реализм
- Общие характеристики: Психологическое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Россия/СССР/Русь )
- Время действия: 21 век
- Сюжетные ходы: Становление/взросление героя
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Любой
Синцов не хотел ехать в Гривск, он вообще никуда не хотел ехать летом. Лето – время лени, безделья, компьютерных игр и иногда книжек, в общем мечта предыдущих девяти месяцев. Но не в этот раз. А в этот раз лето – испытание на силу воли и твердость, устойчивость к лишениям, что значит гостить у бабушки в провинциальном городке, без ноутбука и интернета. И как пережить эти мрачные обстоятельства Синцову совершенно непонятно. Однако у Гривска оказались на парня свои планы, и разгуливающие по городу синие собаки, странный незнакомец, предлагающий взять у Синцова в аренду удачу – только начало целой коллекции происшествий.
Входит в:
— цикл «Провинциальная трилогия»
Награды и премии:
лауреат |
Новые горизонты, 2017 // (повесть) |
Номинации на премии:
номинант |
Еврокон / EuroCon (ESFS Awards), 2018 // Награда за достижения. Лучшее произведение для детей (Россия) |
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
kagury, 17 июня 2023 г.
Давно вижу положительные отзывы в отношении произведений этого писателя, который получил уже с десяток разных премий. Решила, что мне тоже надо.
Аннотация к «ЧЯПу» обещала каникулярную историю безо всякой романтики (почти все остальные отпугивали меня намёками на первую любовь) и, в общем-то, не обманула. Ну и кроме того, в 2017 году эта повесть получила литературную премию «Новые горизонты» как лучшее фантастическое произведение года. Хотя я бы его к фантастическим точно не отнесла.
Это действительно оказалась очень летняя история. Наполненная тем жарким ленивым маревом и удовольствием ничегонеделания, которое присуще детству, и которому можно предаваться без чувства вины, непременно сопровождающего такое состояние, когда ты становишься взрослым.
Синцов едет на месяц к бабушке в деревню (зачеркнуто) в маленький городок Гривск. Глухая провинция, никого знакомых, интернет по модему, в общем, должна быть тоска. Но в городке находится для Синцова приятель – его ровесник Грошев (или иначе – Чяп), коллекционер монет, жетонов и прочих любопытных штук, из которых можно извлечь прибыль. Занимается он этим почти профессионально, и кроме того производит впечатление весьма взрослого для своего возраста мальчишки, как в суждениях, так и в широте кругозора. В общем, с Грошевым интересно. А еще он отличный рассказчик, который постепенно погружает Синцова в мир этого маленького городка, смешивая были с легендами и показывая ему мистическое в обыкновенном. Это можно было бы назвать своеобразным вариантом подросткового фольклора, возведенным в степень, если бы истории не носили столь явного авторского начала, что несколько смещает границы жанра в сторону мистического реализма. Впрочем, сами истории это совершенно не портит.
Вообще, это, пожалуй, самый любопытный феномен книги. По ощущениям и атмосфере это вариации страшилок типа «бегут, бегут по стенке зеленые глаза», только взрослее, обоснованнее, историчнее и с уклоном в городские легенды. И еще это такая типичная детская фишка. В моих собственных воспоминаниях всегда в новом для меня городке обнаруживалась девочка, которая зловещим шепотом рассказывала какие-нибудь местные легенды, показывала тайные места и секретные клады. Ух, как это было завораживающе, несмотря даже на весь мой столичный скепсис. Вот и здесь примерно так.
Но это что-то вроде начинки, вкусной, но ее немного. Слой теста – это почти познавательная книга о нумизматике и вокруг. Вряд ли она сподвигнет кого-то на собирание монеток (слишком мрачным мороком покрыл автор это занятие), но определенное представление о процессе и деталях даст.
Читается все это довольно легко, но особого восторга и желания продолжить знакомство с автором я не испытала. Книга, как книга, ценная скорее набором ощущений, чем сюжетом или увлекательностью. В рецензиях мне попадались мнения о куче слоев, намеков и тонкости повествования, например, о том, что Грошев мечтает дозвониться Богу, и таки делает это с определенным результатом. Ну… как по мне, это все натяжки. Но каждый читает о своем. И как читательская идея – это, как минимум, красиво. Так, что если соберетесь читать, обратите внимание на соответствующие страницы. Может это я что-то упускаю.
kreysir008, 3 января 2023 г.
Книга интересная. Много новой информации из области коллекционирования, с которой обычные люди не соприкасаются в жизни. Очень понравилось, как автор вводит мистическую составляющую, не часто, но концентрированно, местами пробирает.
Последние 2 главы не понравились, какое-то бессмысленное морализаторство на пустом месте. Хотя, возможно книга для подростков и их нужно настраивать на что-то вечное и доброе, а у меня это уже отмерло, потому и кажется, что глупо.
jelounov, 15 ноября 2018 г.
Не понимаю, почему это маркируется, как детская литература. Это книга для взрослых, да еще и далеко не для всякого взрослого. Неудивительно, что в сети так много недоуменных отзывов. Убеждаюсь, что Веркина нельзя просто прочесть, чтобы его понять, его нужно толковать, и именно это я попробую сделать с «ЧЯП».
Дальше интересно только тем, кто читал, а остальных предупреждаю: спойлеры.
В прологе отец путешествует с сыном и заводит его в тупик. Юноша начинает сам исследовать окружающий мир, собирая то, что ему понравилось, и встречается с чудесным, возможно инопланетным созданием, сперва пугается его, но потом предлагает помощь – и существо помогает ему в ответ: награждает даром удачливости. Конечно, это никакой не сон. Все, что происходит с Синцовым дальше не случайно. И удачная встреча с Грошевым сразу по приезду тоже.
Синцов на первый взгляд герой серенький, но это не так. Во-первых, он зеркало для дуэта Грошев — Царяпкина, он оттеняет их. Во-вторых, у него важнейшая функция, он носитель удачи, вокруг которой вертится вся история – и правильно, что такой герой выбран как протагонист. По ходу сюжета удача сопутствует ему и окружающим постоянно, а в кульминации с ее помощью даже воскресает погибшая Царяпкина.
ЧЯП и Царяпкина дополняют друг друга, они как Дао. Не зря у них созвучные имена. Грошев – гениальный юноша, тяжело пострадавший физически и психически, городской изгой, вхожий в самые высокие кабинеты. Он напоминает манекена, а становится настоящим лишь когда мечтает о несбыточном. Первый уровень его собирательства – монеты для перепродажи («темное дело», нумизматов презирает), второй уровень – жетоны, и стоящие за ними легенды, третий – вещи, связанные с Гагариным. Он сам хочет стать в чем-то первым на Земле, как Гагарин, первым дозвонившимся до Бога. Он рассказывает притчи, через которые передается магическая природа материальных вещей – и сам же учит Синцова сочинять легенды о вещах, то есть создавать ложь, за которую люди будут выкладывать деньги и тратить жизни, как Чучел. Царяпкина тоже живет в мире иллюзий, боготворя «художников и поэтов» Дятловых, раскрашивая собак, сражаясь с мельницами и с теми, кто осмелится с ней спорить. При этом Ц и Ч к друг другу очень неравнодушны. Это вечная битва материального и духовного, и вечная их неотделимость друг от друга.
Идея романа лежит на поверхности: гоняться за вещами, копить их и одухотворять материальное – способ потратить жизнь зря. Не бегите за великой, но нереальной мечтой, не стремитесь стать владычицей морскою. Лавр Чучел – это возможное будущее ЧЯПа. Имя Лавр двузначное: лавровым венком можно увенчать победителя, а сушеную лаврушку добавляют в суп. Он хотел стать кем-то, но уже забыл кем, и теперь он старик, преисполненный сожалений, живущий среди чучел и распродающий, уничтожающий свою коллекцию барахла. Не зря в финале герои обнаруживают себя на помойке, покупающими таракана у человека по имени Ливингстон.
Ниже лежит еще один смысловой уровень – злоупотребляя удачей, можно разбудить антиудачу (они, по-видимому, находятся в природе в некоем равновесии), а это смертельно опасно. Собирая в реке редчайшие жетоны и монеты, герои едва не погибают, наткнувшись на медведя. Пытаясь дозвониться до Бога в заброшенном поселке, ЧЯП пробудил лихо, что чуть не убило его подругу.
Синцов понял, что с ним происходит и отказался от пути собирательства, указанного ЧЯПом, он стал раздавать свой дар, приносить удачу другим людям.
Интересно, что многие рецензенты даже не могут понять где в «ЧЯП» фантастика.
majj-s, 15 ноября 2020 г.
Когда такие парни...
Провинция нынче в литературном тренде. Чи-во, что ты несешь? Да русская (и мировая) литература спокон веку презирала и ненавидела затхлое болото провинциальной жизни, которое душит прекрасные порывы, подергивает тиной все интересное, яркое и значимое и, в целом, являет собой скверную пародию на столицы. Всякий уважающий себя Ломоносов должен стремиться пешком из своих Холмогоров уйти, иначе загинет на корню. Все так, и жизнь в столицах ярче, звонче , динамичные, и очаги культуры, образовательные учреждения, мода — общество, наконец. А все-таки сравнивая сегодняшние ощущения от провинциальной жизни с теми, какие испытывала двадцать, десять, даже ещё три года назад, я вижу, что разница есть. Не в базисе, экономически в моем автограде сейчас куда хуже, чем четверть века назад, но в том, что дышать стало легче, из воздуха ушла парафиновая безнадежность.
Синцов, герой повести ЧЯП, отправлен родителями на два летних месяца из своего среднепровинциального города в совсем уж дремучую тьмутаракань бабушкин Гривск, предвкушает загубленные каникулы, тоску зелёную, местную гопоту и прочую мерзость запустения. Мечтает об интернете, понимая, что это вряд ли, а больше чем в том Гривске заняться, не книжки же читать? С интернетом, кстати, он ошибался, «по свистку», но есть. Это как? А это его бабушка так называет мобильный модем, а вы как думали? Да, провинция нынче не та. Однако Синцову будет в Гривске очень не до интернета, потому что у него появится дело. Какое? ЧЯП.
Я уже говорила об Эдуарде Веркине, что психологически, эмоционально его герои куда ближе к суровой зрелости Железникова, чем к нежной романтике Крапивина, тогда основное внимание сосредоточила на отношениях дети — родители, в сейчас хочется добавить о дружбе. Энергетически дружба и любовь близки, хотя первая проявляет себя менее ярко и яростно, и куда меньше,чем любовь, претендует на слияние и поглощение объекта привязанности. Хотя это лишь отвлеченные рассуждения, на практике встречаются разные градации: и любовь бывает сродни дружбе, и дружба болезненно-ревнивой — как влюбленность, Крапивинские герои — щемящая нежность дружбы-любви. совершенно не окрашенная плотски, но трепетно раскрытая навстречу партнеру, который вмещает в себя весь твой мир. У Железникова всегда дистанция: да, ты хорош и мы могли бы быть друзьями, но мне уже делали больно, потому не касайся меня, пусть между нами остается расстояние. Герой Веркина демонстрирует тот же тип отношения, вариант мужичка-с-ноготок «семья-то большая, да два человека всего мужиков-то: отец мой, да я». У него свой путь, пройти которым нужно как можно вернее, лучше и чище, даже в том случае, если пока еще не знаешь точно, где он лежит; а всякие «взвейтесь» да «развейтесь» оставим восторженным романтикам.
Синцов не исключение. Потому восторга перед новым гривским знакомым Петром Грошевым не питает, а в странных обстоятельствах знакомства долго склонен видеть подвох. Оно и верно, шутка ли, начать знакомство с человеком, с того, что он предложит купить семнадцать рублей твоей магазинной сдачи за тысячу, а после твою же удачу за процент от участия в совместных с ним предприятиях. Что еще за Мефистофель гривского разлива? Нет-нет, никакой мистики (то есть, мистика будет, но не в этом) все очень рационально. Он коллекционер, Грошев — ЧЯП, а прозвали так потому, что, почуяв в свое время невероятный взлет в цене юбилейных монет «Чечня- Ямало-Ненецкий автономный округ — Пермская область» скупил все, появившиеся в районе, по номиналу и теперь почти миллионер. Это в свои-то семнадцать. Да. феноменальная каузальная одаренность. И рукастый — все время улучшает жизнь под свои потребности. И нужные связи умеет устанавливать-поддерживать. Блин. я бы в такого друга с потрохами влюбилась, но я не герой Веркина. Да и есть в нем что-то. что саму возможность такой влюбленности отрицает.
Ну и что там будет, с этим ЧЯПом? Да все там будет. Столько всего, что голова кругом. Странные места, люди, события. Фирменная острАненность Веркина, совсем не похожая на депрессивную достоевскую, такая насупленно-восхищенная мальчишечья. И финал, допускающий многие трактовки. И одна из самых жутких сцен , встреченных в книгах за последнее время (о старушке и грибах), а я в чтении такого рода литературы, поверьте, немалый опыт имею. Ах да, и она перестает быть болотом, провинция. Когда такие парни в земле российской есть?
prouste, 3 апреля 2020 г.
Выдающаяся работа. При формально тех же исходных — развитый подросток и его инициация в провинциальном городке — что и в других романах, отсутствие ироничного рассказчика, кислотной и тотальной социальной критики. Это, собственно, готический и интересный небольшой роман, в котором подросток попал на территорию обитания небожителей ( история с бессмертной как бы простой истеричкой-энтузиасткой тому подтверждение), но у него все ж был выбор и он сумел определиться насчет своего участия. Много фактуры и технических аспектов про коллекционирование, которые и сами по себе интересны и работают на концепцию романа, здорово в городке разделены роли между персонажами второго плана ( дремлющая бабушка персонажа выполняет очевидные функции). Традиционно хороший язык. Роман в большей степени чем остальные рассчитан на не эмоциональное, а интеллектуальное вовлечение. Выдержал искус парень, молодец
kopusha, 6 октября 2017 г.
Мне писать отзыв на «ЧЯП» трудно, что ни скажешь — все как водомерка, только круги по воде. Ну, да ладно, то, что на глубине — это пусть каждый сам рассматривает.:)
Вообще-то, Синцов собирался провести последний месяц летних каникул не без приятности, зависая в интернете или просто болтаясь без дела, «хочу — халву ем, хочу — пряники» — как-то так. Однако пришлось Синцову отправиться на родину, так сказать, предков, в город Гривск. А город Гривск это заколдованное место какое-то, попадешь туда — обязательно в какую-то авантюру встрянешь. Или цветок папоротника искать отправишься, или клад Кудеяра-разбойника, или ещё что-нибудь невообразимое. Уж и так-то, пока Синцов ехал, такое уж ему по дороге поблазнилось, что хоть стой, хоть падай.
И, прибыв в Гривск, всего-то зашел в магазин газировки купить — и вот уже познакомился с необыкновенным человеком Грошевым. Прошелся по Гривску — узнал еще про одного необыкновенного человека Царяпкину. Да и, вообще, много кто в Гривске ничего себе, особенно те, кто с Грошевым дела имел.
Вот и Синцов : оглянуться не успел, а стал – брат-разновидчик и ищет вместе с Грошевым кое-что, оставленное в Гривске архангелом Михаилом.
Может и уехал бы обратно Синцов, увозя с собой яркие, странные, но приятные воспоминания о Гривске, Грошеве, Царяпкиной, о монетах, жетонах, старых железяках, местных странностях и загадках, но, случается, что в жизни происходят ужасные вещи. Трагическое происшествие окончательно вырывает Синцова из той беспечной реальности, в которой он до этого пребывал. И многое из того чудесного, что он увидел в Гривске, вдруг рассыпется осколками.
Вот и уезжает Синцов домой, пытаясь понять что произошло, пытаясь осторожно вытащить и выбросить самые острые осколки из памяти, но теперь — всё. Это, Синцов, навсегда. Навсегда в памяти останется Гривск, странный человек Грошев и его странные поступки.
Ах, да! Все же потом к Синцову частично вернулись и вера в людей, и довольно безоблачный взгляд на мир.
Так что думай, Синцов, думай! Может, будешь Синцов, всем рассказывать, как с самим Грошевым жетоны и монеты искал, а, может, будешь скрывать, что знал его. Но вряд ли забудешь те каникулы в Гривске.
P.S. А юбилейные монеты с Гагариным я тоже с собой ношу. Не в таких количествах, как Грошев, но штуки четыре держу в карманах.:))
MarchingCat, 17 июля 2019 г.
От «Мертвеца» и «Звездолёта» я был в восторге. А вот данная повесть... не понравилась. Даже после того как прочитал умные отзывы про что она на самом деле.
По-моему, не стОит Веркину «умничать» столь витиевато. В смысле, столь неявно смысловую нагрузку подавать.
По мне, так в книге получились не очень правдоподобные образы подростков с часто неадекватными поступками и таким финалом, что я почувствовал себя обманутым.
Понимаю, что, наверное, это я недостаточно умён и искушён в образности. Ну уж так всё воспринялось. Да простит меня автор.
URRRiy, 23 августа 2019 г.
Хорошо написанная повесть на тему «Как я провёл лето» в изложении старшеклассника. Маленький городок, анализ удачливости в вариантах ее применения от поиска раритетов типа монет и жетонов до вопросов жизни и смерти. Есть и мистическая составляющая, исторические зарисовки, путешествия на мотоцикле по заброшенным местам с сопутствующими приключениями, легендариум местного российского средиземья, а также правильные истины и науч-поп по нумизматике. То есть, грамотная и интересная книга как для подростков, так и для взрослых, без ненужных деталей, зато с нужным настроем
Нафферт, 22 июля 2016 г.
Собственно, это «Евангелие от Синцова». По времени и мессия. Очень плотный, крепкий текст. А что финал открытый — так до Голгофы еще далеко.
sergej210477, 3 марта 2018 г.
Для меня — скучное произведение. Я люблю совсем другие книги Э. Веркина — полные искрометного юмора или же злой сатиры. Приключенческие или в хоррор жанре.
В «ЧЯПе», по-моему, ничего этого нет. Есть легкий элемент мистики, но и тот можно отнести к обычному совпадению, стечению обстоятельств.
А что есть? Есть провинциальный город Гривск, довольно тихое и скучное место. И, есть два главных героя — Костя Синцов и Петр Грошев, по кличке «ЧЯП».
Синцов — вообще, персонаж никакой. Ноль, пустое место. Я даже затрудняюсь охарактеризовать его. Введен в произведение для комплекта, чтобы не было пустого места. Ну, и, для того, чтобы было кому выслушивать рассуждения второго героя.
А, вот, Грошев, довольно оригинальный и своеобразный человек. По-своему, интересный персонаж, только, не совсем натуральный, реалистичный.
Но, дело не в этом.
Всю повесть я ждал, что, вот, сейчас, что-то произойдёт. Были, кой-какие, отсылки к Стругацким, некие намеки на трагедию в прошлом Грошева. Что-то, неприменно, должно было случиться, по всем законам жанра.
Но, ничего так и не произошло. Не дождался.
Мутная повесть. Интрига, в начале, была, ради неё я и читал эту книгу. А она закончилась ничем. Что хотел сказать автор? На мой взгляд, провальный финал.
Вот, к примеру, Веркин сам рассказывает в этом же произведении про девочку, которая всех заколебала и достала своими историями, в которых абсолютно ничего не случается. И тут же сам писатель делает то же самое!
По-мне — скучно.
Хорошо, раз нет сюжета, как такового, значит надо сделать акцент на героях. Но, повторюсь, Синцов вообще бледный и безликий персонаж.
А его друг-приятель Грошев тоже, в моем понимании, не совсем получился. Он рассуждает как опытный, поживший, «битый» сорокалетний мужчина. Через него писатель излагает, наверное, свои собственные интересные мысли, пришедшие в его голову. Но ведь это просто пацан! Школьник! Да, пусть умный, неординарный и одаренный. Но не верю я в его философские постулаты. Реально и естественно, когда в его годы бегают за девчонками, а не ведут беседы на отвлеченные темы. Вот в «Мертвеце» того же Веркина, герои-ребята натуральные. Здесь этого нет. Ненатурально.
Почему я не бросил читать эту повесть? Потому что, Э. Веркин очень талантливый писатель. Даже когда книга не получилась, как в этом случае, читать ее легко и приятно. Но, прочитав, испытываешь разочарование.
История ни о чем. Пустая как барабан.
i_bystander, 19 октября 2017 г.
Есть какая-то несправедливость в том, что НГ Веркин получил именно за «ЧЯПа» с его скучной, банальной моралью. Без морали была бы, наверное, хорошая повесть, с ней — в самом лучшем случае лишь неплохая. Для автора «Самолета» и «Кусателя ворон» (не говоря уже про «Друг апрель» и «Облачный полк», которые, при всем неоднозначном отношении к последнему — вообще из другой лиги) — шаг назад, увы. Собственно, и «Кусателя» напоминает уж слишком уж.