Франц Кафка «Нора»
- Жанры/поджанры: Сказка/Притча
- Общие характеристики: Психологическое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Не определено )
- Время действия: Неопределённое время действия
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Для взрослых
Пропитанный клаустрофобией рассказ ведется от имени похожего на крота существа — еще одного перевоплощения Франца Кафки.
Входит в:
— антологию «Terror in the Modern Vein», 1955 г.
— антологию «Страх», 1993 г.
- /языки:
- русский (53), английский (1)
- /тип:
- книги (54)
- /перевод:
- Ю. Архипов (12), Г. Ноткин (3), В. Станевич (32)
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
CzarnyWiedzmin, 6 декабря 2024 г.
Кротовья паранойя.
Бесконечные повторения одних и тех же мыслей о норе. Ужасно затянуто.
Впрочем, чтобы написать рассказ на такую тему в 25 страниц, нужно тоже быть своего рода мастером. Вполне в духе Кафки.
Ferucil, 30 января 2018 г.
Прочитал отзывы (весьма немногочисленные, к сожалению), посмотрел на итоговую оценку и понял, Кафка в который раз оказался слишком иносказательным и замысловатым для «легкого чтива» (без капли высокомерия по отношению к другим читателям, объяснение ниже), удовольствие от чтения этого и многих других рассказов автора не в занятности сюжета, не в элегантности языка, нет, чувство от чтения и прочитанного у Франца Кафки сравнимо с приятным азартом и вспышкой восторга, которые возникают при разгадывании головоломки — Кафку следует читать именно как загадку, к которой в процессе повествования писатель оставляет ключи.
Но головоломки Кафки отличны от общепринятых тем, что они более личные, они требовательны как к опыту, так и к мировоззрению. Стандартные головоломки (как кубик Рубика) это носок из высокоэластичных материалов (со всем уважением), для них размер носителя не важен, носи, кто хочет; кафкианские же загадки — костюм, шитый на заказ под четкие мерки.
Так что же за шифр закодировал Кафка в данном рассказе? Мое мнение:
2) Нора — все его творчество;
3) Выход на поверхность — переход Кафки-автора в состояние Кафка-обыватель, таким образом подземный мир — мир творчества, а наземный — рядовая жизнь. Подземный — скрыт и личен, наземный — «для всех», общеиспользуем. Последний хотя и противен натуре Кафки,но не бессмыслен полностью, ибо оттуда он черпает сюжеты, темы, настроения и, конечно, средства существования (в переводе на язык рассказа все это — пища крота) для дальнейшей художественной работы;
4) Зверь, которого он поджидает у входа в Нору, прежде, чем забраться внутрь — ???муза, подстерегаемая Кафкой или читатели, которых он не допускает в свое жилище (при жизни Кафки его труды почти не публиковались, а последней его волей было все их уничтожить, что, к счастью, не было сделано);
5) Тварь за стеной — иррациональный страх/экзистенциальный ужас/психическое расстройство, грозящее опасностью творчеству, самой возможности писать, а значит и всей жизни автора;
6) Ходы/проходы — отдельные произведения (каждый роман, повесть, рассказ);
7) Процесс усиления стенок — редактирование произведения (Кафка был крайне мнителен, перфекционист);
8) Рытье новых ходов — в объяснении не нуждается.
Подводя итоги, следует передать мое впечатление от рассказа, как одного из декларативных, системообразующих в творчестве писателя, где он облекает саму свою жизнь (а для Кафки писать и жить были во многом синонимы) в литературную форму. К прочтению всем почитателям таланта автора обязательно!
Шербетун, 12 сентября 2019 г.
Моя нора — моя крепость.
Это произведение как нельзя лучше отражает сущность человека, вроде мыслящего, но в то же время живущего идеей собственности и накопительства. Читаешь этот рассказ-монолог и жутко становится, ведь все так и есть, чем больше человек имеет, тем больше потребностей возникает у него, рождается желание накопить, сохранить, приумножить. Вот только кто-то копит знания и развивается, а кто-то копит вещи, продукты, закрываясь в себе и своем маленьком мирке-складе. Рано или поздно этот мирок становится хозяином человека, который уже не в состоянии прожить без вещей, возможно и не нужных ему совершенно. Так происходит погружение в одиночество, добровольное замуровывание себя в комфортном склепе-жилище.
Мрачная атмосфера произведения прекрасно передает горячечные страдания героя-крота, его метания и надуманные страхи. Используемые Кафкой сюжетные повторы и повторы-размышления оправданы, ведь именно так автор показывает рутину, погребающую из дня в день под собой человека, лишающую его воли, порождающую страх вмешательства в устоявшуюся, заболоченную жизнь.
Все мы в некотором роде кроты, живем в своих норках, все подвержены вещизму и самоизоляции, разница только в том, насколько мы еще открыты миру, окружающим нас людям…
Vindermur, 30 августа 2017 г.
Когда кто-то бьется головой в земляной норе в лесной местности, очень важно, чтобы никто не слышал, даже если это человек, я здесь согласен. Только сейчас вспомнил про Хоббита, жил-был в норе.... Нет ли здесь аналогий...... Интересно
Стронций 88, 2 января 2010 г.
Так и хочется воскликнуть словами из старого советского фильма: «Скверно, товарищи, скверно…». Нет, рассказы Кафки мне нравятся, а «Сельский врач» и «В исправительной колонии» для меня вообще в числе самых лучших. Но есть у него и рассказы, которые я, хоть убей, не могу воспринять. Вот и «Нора» в числе этих «не лучших». Рассказ, как я понял, ведётся от лица горностая, что как всякое «звериное» повествование наталкивает на мысль об иносказаниях. И действительно некоторые аналогии можно провести. Тут, судя по всему, этот горностай символизирует человека, а нора ¬– человеческое жилище. Жилище, которое превращается из «крыши над» головой в нечто властное, порабощающим своего жильца, заставляющем его беспрерывно обустраивать, улучшать, терзаться по поводу его сохранности, испытывать ужас и мучения – и, тем не менее, отдаваться своему жилищу всецело. Эта нора заменяет обитателю всю жизнь, превращая его в безропотную, страдающую куклу, единственные мысли которой: «Как бы нора… Как бы чего не случилось с норой… Как бы некто не проник в нору…» По крайней мере так я всё это понял. И сама по себе идея не отличается новизной. И – самое главное –стиль… Настолько всё затянуто, настолько всё забрызгано повторениями и однообразными переживаниями героя, что для меня прочтение рассказа превратилась в настоящую муку. Делать над собой усилия приходилось, чтоб дотерпеть до конца. «Скверно, товарищи, скверно…»
Bob-101, 20 сентября 2011 г.
Мне ни разу в жизни еще не приходилось читать подобной вещи в таком сюжете,от которого происходило такое четкое осознание:ТАК ВЕДЬ ТАК ВСЕ И ЕСТЬ В ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ЖИЗНИ и вот именно от этого и становится жутко,что вся страна ( имеется ввиду СССР) жили (существовали в большинстве своем),как это существо ,мыслями устремленное только в одну мысль --КАК ВЫЖИТЬ? Говорить ,что Нора является шедевром я не буду, так-как у Кафки все состоит из сплошных шедевров. :shuffle: