fantlab ru

Франц Кафка «Нора»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.58
Оценок:
152
Моя оценка:
-

подробнее

Нора

Der Bau

Другие названия: Лабиринт

Рассказ, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 18
Аннотация:

Пропитанный клаустрофобией рассказ ведется от имени похожего на крота существа — еще одного перевоплощения Франца Кафки.

Входит в:

— антологию «Terror in the Modern Vein», 1955 г.

— антологию «Страх», 1993 г.


Похожие произведения:

 

 


Роман. Новеллы. Притчи
1965 г.
Приговор
1991 г.
Страх.
1993 г.
Рассказы
1993 г.
Сочинения в трех томах. Том 2
1994 г.
Замок
1995 г.
Реальность абсурда
1998 г.
Америка. Новеллы и притчи
1999 г.
Замок
1999 г.
Замок. Рассказы
1999 г.
Избранное
1999 г.
Рассказы. Процесс. Замок
2000 г.
Сочинения
2000 г.
Малая проза. Драма
2001 г.
Новеллы
2001 г.
Рассказы 1917 - 1924 гг. Афоризмы
2001 г.
Превращение
2006 г.
Превращение
2006 г.
Превращение
2006 г.
Пропавший без вести
2006 г.
Превращение
2007 г.
Рассеянно глядя в окно
2007 г.
Полное собрание сочинений в одном томе
2008 г.
Процесс
2008 г.
Превращение
2009 г.
Собрание сочинений в трех томах. Том 2
2009 г.
Превращение
2010 г.
Лабиринт
2011 г.
Собрание сочинений в 5-ти томах. Т.3
2012 г.
Превращение
2014 г.
Превращение
2014 г.
Приговор
2014 г.
Превращение
2014 г.
Превращение
2015 г.
Превращение
2015 г.
Процесс
2015 г.
Процесс. Рассказы
2015 г.
Превращение
2015 г.
Превращение
2016 г.
Сторож склепа
2017 г.
Превращение
2017 г.
Сторож склепа
2017 г.
Сторож склепа
2017 г.
Превращение
2019 г.
Превращение
2019 г.
Превращение
2019 г.
Превращение
2019 г.
Превращение
2019 г.
Превращение
2019 г.
Процесс. Рассказы
2019 г.
Замок. Превращение. Процесс. Полное собрание сочинений
2020 г.
Превращение
2022 г.
Превращение
2022 г.

Издания на иностранных языках:

Terror in the Modern Vein
1955 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Кротовья паранойя.

Бесконечные повторения одних и тех же мыслей о норе. Ужасно затянуто.

Впрочем, чтобы написать рассказ на такую тему в 25 страниц, нужно тоже быть своего рода мастером. Вполне в духе Кафки.

Оценка: 4
– [  13  ] +

Ссылка на сообщение ,

Прочитал отзывы (весьма немногочисленные, к сожалению), посмотрел на итоговую оценку и понял, Кафка в который раз оказался слишком иносказательным и замысловатым для «легкого чтива» (без капли высокомерия по отношению к другим читателям, объяснение ниже), удовольствие от чтения этого и многих других рассказов автора не в занятности сюжета, не в элегантности языка, нет, чувство от чтения и прочитанного у Франца Кафки сравнимо с приятным азартом и вспышкой восторга, которые возникают при разгадывании головоломки — Кафку следует читать именно как загадку, к которой в процессе повествования писатель оставляет ключи.

Но головоломки Кафки отличны от общепринятых тем, что они более личные, они требовательны как к опыту, так и к мировоззрению. Стандартные головоломки (как кубик Рубика) это носок из высокоэластичных материалов (со всем уважением), для них размер носителя не важен, носи, кто хочет; кафкианские же загадки — костюм, шитый на заказ под четкие мерки.

Так что же за шифр закодировал Кафка в данном рассказе? Мое мнение:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
1) Крот или другой подземный зверек — Кафка как автор, писатель, творец и, в меньшей степени, как обыватель;

2) Нора — все его творчество;

3) Выход на поверхность — переход Кафки-автора в состояние Кафка-обыватель, таким образом подземный мир — мир творчества, а наземный — рядовая жизнь. Подземный — скрыт и личен, наземный — «для всех», общеиспользуем. Последний хотя и противен натуре Кафки,но не бессмыслен полностью, ибо оттуда он черпает сюжеты, темы, настроения и, конечно, средства существования (в переводе на язык рассказа все это — пища крота) для дальнейшей художественной работы;

4) Зверь, которого он поджидает у входа в Нору, прежде, чем забраться внутрь — ???муза, подстерегаемая Кафкой или читатели, которых он не допускает в свое жилище (при жизни Кафки его труды почти не публиковались, а последней его волей было все их уничтожить, что, к счастью, не было сделано);

5) Тварь за стеной — иррациональный страх/экзистенциальный ужас/психическое расстройство, грозящее опасностью творчеству, самой возможности писать, а значит и всей жизни автора;

6) Ходы/проходы — отдельные произведения (каждый роман, повесть, рассказ);

7) Процесс усиления стенок — редактирование произведения (Кафка был крайне мнителен, перфекционист);

8) Рытье новых ходов — в объяснении не нуждается.

Подводя итоги, следует передать мое впечатление от рассказа, как одного из декларативных, системообразующих в творчестве писателя, где он облекает саму свою жизнь (а для Кафки писать и жить были во многом синонимы) в литературную форму. К прочтению всем почитателям таланта автора обязательно!

Оценка: 10
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Моя нора — моя крепость.

Это произведение как нельзя лучше отражает сущность человека, вроде мыслящего, но в то же время живущего идеей собственности и накопительства. Читаешь этот рассказ-монолог и жутко становится, ведь все так и есть, чем больше человек имеет, тем больше потребностей возникает у него, рождается желание накопить, сохранить, приумножить. Вот только кто-то копит знания и развивается, а кто-то копит вещи, продукты, закрываясь в себе и своем маленьком мирке-складе. Рано или поздно этот мирок становится хозяином человека, который уже не в состоянии прожить без вещей, возможно и не нужных ему совершенно. Так происходит погружение в одиночество, добровольное замуровывание себя в комфортном склепе-жилище.

Мрачная атмосфера произведения прекрасно передает горячечные страдания героя-крота, его метания и надуманные страхи. Используемые Кафкой сюжетные повторы и повторы-размышления оправданы, ведь именно так автор показывает рутину, погребающую из дня в день под собой человека, лишающую его воли, порождающую страх вмешательства в устоявшуюся, заболоченную жизнь.

Все мы в некотором роде кроты, живем в своих норках, все подвержены вещизму и самоизоляции, разница только в том, насколько мы еще открыты миру, окружающим нас людям…

Оценка: 10
– [  0  ] +

Ссылка на сообщение ,

Когда кто-то бьется головой в земляной норе в лесной местности, очень важно, чтобы никто не слышал, даже если это человек, я здесь согласен. Только сейчас вспомнил про Хоббита, жил-был в норе.... Нет ли здесь аналогий...... Интересно

Оценка: 8
– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

Так и хочется воскликнуть словами из старого советского фильма: «Скверно, товарищи, скверно…». Нет, рассказы Кафки мне нравятся, а «Сельский врач» и «В исправительной колонии» для меня вообще в числе самых лучших. Но есть у него и рассказы, которые я, хоть убей, не могу воспринять. Вот и «Нора» в числе этих «не лучших». Рассказ, как я понял, ведётся от лица горностая, что как всякое «звериное» повествование наталкивает на мысль об иносказаниях. И действительно некоторые аналогии можно провести. Тут, судя по всему, этот горностай символизирует человека, а нора ¬– человеческое жилище. Жилище, которое превращается из «крыши над» головой в нечто властное, порабощающим своего жильца, заставляющем его беспрерывно обустраивать, улучшать, терзаться по поводу его сохранности, испытывать ужас и мучения – и, тем не менее, отдаваться своему жилищу всецело. Эта нора заменяет обитателю всю жизнь, превращая его в безропотную, страдающую куклу, единственные мысли которой: «Как бы нора… Как бы чего не случилось с норой… Как бы некто не проник в нору…» По крайней мере так я всё это понял. И сама по себе идея не отличается новизной. И – самое главное –стиль… Настолько всё затянуто, настолько всё забрызгано повторениями и однообразными переживаниями героя, что для меня прочтение рассказа превратилась в настоящую муку. Делать над собой усилия приходилось, чтоб дотерпеть до конца. «Скверно, товарищи, скверно…»

Оценка: 3
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Мне ни разу в жизни еще не приходилось читать подобной вещи в таком сюжете,от которого происходило такое четкое осознание:ТАК ВЕДЬ ТАК ВСЕ И ЕСТЬ В ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ЖИЗНИ и вот именно от этого и становится жутко,что вся страна ( имеется ввиду СССР) жили (существовали в большинстве своем),как это существо ,мыслями устремленное только в одну мысль --КАК ВЫЖИТЬ? Говорить ,что Нора является шедевром я не буду, так-как у Кафки все состоит из сплошных шедевров. :shuffle:

Оценка: нет


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх