fantlab ru

Дмитрий Володихин «Русское железо»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.14
Оценок:
7
Моя оценка:
-

подробнее

Русское железо

Антология, год


В произведение входит:


  • Повести // Автор: Дмитрий Володихин
8.50 (6)
-
7.67 (6)
-
8.50 (10)
-
1 отз.
7.00 (5)
-
  • Статьи
7.57 (7)
-
7.43 (7)
-
8.33 (6)
-
1 отз.
7.40 (5)
-
7.50 (6)
-
1 отз.
8.29 (7)
-


Издания: ВСЕ (1)
/языки:
русский (1)
/тип:
книги (1)

Русское железо
2015 г.




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Этот сборник — хороший пример того, как можно очень по-разному откликнуться на казалось бы достаточно узкую тему. А здесь — четыре повести и четыре жанра! Причем все сделаны вполне профессионально и читаются с интересом. Причем повесть Д. Федотова написана в сеттинге уже известных читателям романов «Охота на льва» и «Операция «Аврора» (в соавторстве с Д. Плещеевой) и прекрасно дополняет описанные там события. А повесть Д. Трускиновской «Вредители» вплотную примыкает к ее же известному циклу о приключениях домовых — что тоже не может не радовать поклонников ее творчества. Спасибо за интересную и увлекательную книгу.

Оценка: нет
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Фантастика «Русского железа» начинается с обложки, как театр с вешалки.

Вроде, в условиях конкурса сказано: «Русская железячная тема». А на обложке – лавкрафтов Elder Thing с тентаклями, только вверх ногами и без крыльев. Нет, по прочтении-то уясняешь, что это российский продвинутый нейрокомпьютер, выращенный безумным учёным из мёртвой плоти, но вчуже поначалу страшновато. С дрожью ожидаешь фхтагна.

Однако первая повесть «Русский щит, или Конец Большой игры» Дмитрия Федотова вполне в рамках заявленной темы. Мастерски, красиво и увлекательно написанная вещь с отличным знанием исторических реалий и умелым переходом их в альтернативу. Персонажи зримые, бэкграунд красочный, и новый разворот Большой Игры читаешь с удовольствием. В меру и соразмерно эпохе представлено военное железо, боёвка добротная – работа профессионала на высокую оценку.

А вот дальше нас подстерегает фхтагн. Он таится в сочинении «Под полуночным солнцем» Вероники Ливановой. Хребты Безумия находятся у антиподов, в Антарктиде, а наш запредельный довременной ужос – арктический, родной и близкий.

Не вдаваясь в спойлеры, кратко о триллере – на тайной базе в Арктике россияне вырастили квазиживой и псевдоразумный компьютер, превосходящий всё. Отношения творца с шевелящимся компом укладываются в схему «Садох и Мазох». Естественно, на базе начинает твориться нечто странное. Туда отправляют спеца по работе с психопатами-маньяками. Примерно как Криса Кельвина на Солярис, только здесь гендер другой. Все персонажи очипованы прямо в мозг, чипы едва не читают их мысли, чтобы переслать по e-mail в ФСБ.

Пробираешься через макаберный, кровавый лабиринт повести, втайне желая вернуться к Федотову, а память подсказывает: «Что-то знакомое есть в этом киберпанке, да?»

Году в 1895-ом Роберт Чэмберс написал «Жёлтый знак», сводящий с ума любого читателя (Лавкрафт тоже пострадал). Не тема, но схема «Жёлтого знака» весьма сродни повести Ливановой – ознакомьтесь и убедитесь. Хотя между 1895-ым и 2015-ым лежит немало других сочинений той же схемы, среди которых бочком затесалась и «Матрица».

Речь идёт о воплощении неоклассической схемы (впрочем, уже «Гипнэротомахия Полифила» того же рода – 1499 год!) средствами биотехнологического хоррора с элементами прикладной психиатрии. Вопрос лишь в том, насколько классно тот или иной автор воплотит. Но если в «Русском щите…» фоном звучит «Гром победы, раздавайся!», то здесь новаторские открытия «на просторах нашего Отечества» вызывают несколько иной настрой, напоминающий о строках Чэмберса: «Теперь оставалось только молиться Богу. Я могу рассказать и больше, но не знаю, какую пользу это принесет миру. Что же касается меня, то я уже потерял человеческую помощь и надежду».

Однако тема ответственности учёных за тех, кого они приручили – налицо, потому оценка должна быть средневзвешенной между печалью и надеждой.

«Вредители» Далии Трускиновской прелестны, но оказались в теме антологии как Женя Лукашин в квартире Нади Шевелёвой, попутав город. Из техники в сюжете только автобус с дирижаблем, да и они важны лишь постольку, поскольку героические домовые на автобусе едут, а на дирижабле летят. Милые пушистые домовые заполняют собой весь сюжет, а их доходящие до драки отношения со зловредной англоязычной роднёй – весь конфликт. Где тут русское железо – поди, догадайся. Мы решительно согласны с тем, что наши домовые (даже домовихи!) круче вражьих гремлинов, и за это повести большой плюс, но всё же домовой народ вне темы сборника.

Литературную часть антологии завершает «Смерть на Ганимеде» Юрия Максимова. Помянутые в ТЗ «технологии, изобретения, открытия, инженеры, ученые и т.п. на просторах нашего Отечества», вернее, в узостях промышленной базы на Ганимеде представлены не слишком обширно. Если не сказать «никак». Их ощутимо теснит тема замкнутого разноплемённого коллектива, озабоченного тем, как заработать и свалить, попутно нарастив ЧСВ за счёт унижения других членов команды (Садох и Мазох тоже участвуют, в образе широко известной «суровой госпожи Лотты»), а если не удаётся, то заливать ум этанолом или торговать оным из-под полы. Среди людей будущего ходит одинокий русский, страшный всем из-за того, что ему в аварии отшибло чувства и теперь он «всё может». Вот эта фигура текст и спасает – она одна воплощает честь и совесть, у прочих героев отсутствующие, и когда доходит до крайности, только на русского и можно положиться. И хотя русский у автора получился слегка дистиллированный, персонаж запоминается и вызывает отклик. Из симпатии к герою (остальные родились только затем, чтоб выгодно оттенять его) оценка достаточно высокая в пределах возможного.

Подводя итоги литчасти, суммируем – русскость и железность от текста к тексту умаляются, доходя до минимума.

Зато на «Статьях» чувствуешь, как возвращается тонус, совсем было погашенный угрюмой «Смертью на Ганимеде». Две статьи Володихина последовательно оживляют интерес читателя к литературе и жизни, поколебленный литчастью. К фантастике эти статьи не относятся, а вот к России – очень даже, «до боли сердечной» заставляя задуматься о том, как живём, и что дальше. Может, впрямь идти к Полярной звезде, добраться до нейрокомпьютера с тентаклями, утопить его в проруби и жить собственным умом, не передоверяя свою судьбу биотехническому отродью?..

Особо выделяется ярко, даже эпатажно написанное эссе «Позвони мне прямо в печень» Евгении и Ильи Халь. В отличие от других футурологов раздела авторы не только знают, о чём пишут, но и подать свои рассуждения умеют с огоньком, метко, почти по заветам Хораса Уолпола – вести от мысли к мысли. Даже если перо иногда мелькает слишком бойко, ради красного словца. Читатель равнодушным не останется.

Общие выводы: антология, заявленная как «Русское железо», в полной мере таковой не является. Словно в бутылке с этикеткой «красное сладкое» налито белое сухое. Тоже продукт достойный, но – иной. Где-то на этапе составления произошёл сбой или дорогу перебежал зверёк попых (в попыхах всякое случается), вот и сложилось так, как сложилось.

И это следует иметь в виду, приступая к чтению.

Оценка: 7
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Очень интересная антология, прекрасно составленная. В ней есть все, что нужно вдумчивому читателю: и футурология в статьях, и НФ, и критика, и добрая сказка. Все жанры показывают вероятное будущее со всех сторон, радуя читателя. Спасибо составителю за отличный сборник!

Оценка: 10
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

По подавляющему большинству позиций готов согласиться с умной рецензией супругов Белаш. В том числе и с их критикой составительской (моей) работы, в результате которой формат книги очерчен... ну, не то чтобы как «белое сухое» вместо «красного сладкого», но, в общем, «сладкий херес» вместо «хереса фино».

Оценка: нет
– [  -2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Спасибо Александру и Людмиле Белаш за рецензию! Рад, что моя обложка этого сборника вызывает именно такое ощущение! :-)

Она для меня самого неожиданная.

Оценка: 9


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх