Р. Л. Стайн «Парень с того света»
Добро пожаловать на Улицу Страха... Вы ведь не боитесь? Да, люди слышали по ночам завывания странных существ, видели темные силуэты, блуждающие в лесах, где даже птицы, похоже, не отваживаются обитать. Возможно, вы наслышаны о злом роке, довлеющем над улицей и преследующем тех, кто на ней живет. Но... Разве может обычная улица быть пристанищем зла? У Кэйтлин никогда не было парня. До того, как она встретила Блэйда. Кэйтлин влюбляется по уши, не слушая своих подруг, которые говорят, что Блэйд может обманывать ее. Когда Кэйтлин действительно видит Блэйда с другой девушкой, она теряет голову. В глазах темнеет. Опомнившись, она осознает, что Блэйд мёртв, и это она убила его. Но даже мёртвый он не оставит ее в покое...
Входит в:
— цикл «Улица Страха» > цикл «Fear Street Relaunch»
Номинации на премии:
номинант |
Мастера Ужасов, 2022 // Лучшее издание для детей/подростков |
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
magistr201, 17 февраля 2023 г.
Старшеклассница Кэйтлин — обычная девушка с обычными подругами и мечтами. Не замухрышка, гонимая сверстниками, но и не самая популярная девушка школы. «На личико не то чтобы отпад — так, на семерочку».
Она увлекается писательством, сочиняет неплохие эссе, ведет дневник. Однажды, болтая с подружками в чизбургерной, Кэйтлин замечает молодого человека, не сводящего с нее глаз. Будучи не робкого десятка, она подходит к незнакомцу и выясняет, что причина его любопытства… лист салата.
Тут-то все и завертелось.
Повесть написана в форме дневника, но воспринимается как монолог. Кэйтлин делится пережитым, только роль слушателя играет «дневничок». Происходящее показано ее глазами, она знакомит дневничок с персонажами, делится мыслями о том, кто враг, а кто друг.
В отношениях с парнем с того света почти нет места рефлексии. События развиваются стремительно и перетекают в мистический триллер с детективным уклоном.
Дневничок знает, кто убийца, но не знает развязки. Убийца попадает в классические детективные перипетии и частенько находится на волосок от поимки.
Позже на страницах дневничка начинают активничать другие герои, и тогда рождается вопрос: кто же на самом деле убил? Восставший мертвец ведет себя как маньяк, добавляя триллерную составляющую.
Во всем этом чувствуется неправдоподобность: убийцу не находят по горячим следам, хотя улик вдосталь; сцена в часовне олицетворяет пророчества о конце света, но не резонирует; родители не замечают странностей в поведении дочери. Особенно удивляет реакция преподобного на прощание с усопшим. А тут еще сгоревший особняк, его пропавшие взрослые хозяева и библиотека с гримуарами.
Впрочем, размышлять о логике сюжета времени нет. Короткие главы проглатываются легко, обрываясь на самом интересном.
Дина, соперница Кэйтлин, показана ярко и узнаваемо. Кэйтлин почти сразу признается дневничку, что Дина — девочка со странностями; со странностями место, где она живет, и вся ее семейка. Когда наступает час визита в зловещий особняк, опасения подтверждаются.
Однако и здесь все непросто. Дина и Кэйтлин напоминают врагов, скованных наручниками. Сюжет становится настолько острым, что оставляет порезы. Кровотечение останавливает пресловутая недостоверность, словно Кэйтлин что-то недоговаривает.
Парень с того света в этой истории не главный герой. После того, как его потревожили, он почти не говорит, лишь неотступной тенью следует за Кэйтлин, загоняя ее в угол.
Кэйтлин мечтала об идеальных отношениях, но получила их обратную, темную сторону. Словосочетание «любовь до гроба» на страницах дневничка обретает иной смысл.
История вышла остросюжетная и динамичная, но в этой динамике не хватило пространства для атмосферы: действие, действие, действие. Даже когда Кэйтлин облегченно выдыхает и спрашивает у дневничка, что может случиться, если она сходит с подружками на баскетбол, становится ясно: лучше остаться дома.
Атмосферные шепотки и скрипы, учитывая мистичность происходящего, смотрелись бы выгодно. В сцене на пустой автостоянке саспенс чувствуется: «чвяк-чвяк» липких подошв и крадущиеся шаги за спиной выглядят эффектно. Но экшн уверено лидирует.
Градус насилия сбалансирован. Спойлер: с животными в конечном итоге все будет хорошо, телесных подробностей нет. Жаль, что не раскрыты нюансы о сестрах, найденных в лесу без костей. Но книга — часть цикла, и сестры могут быть отсылкой.
Концовка неоднозначна, ее можно считать ахиллесовой пятой произведения. Чем меньше остается страниц дневничка, тем больше рождается версий, только вот ни одна из них (скорее всего) не окажется верной.
У читателя, преодолевшего все виражи, не исключен синдром завышенных ожиданий, а финальное пламя, издалека смахивающее на ядерный гриб, на поверку оказывается бенгальским огоньком. Становится ясно, чем вызвано ощущение гротеска в описанных событиях.
Относится ли подобное завершение книги к ее достоинствам или недостаткам — вопрос открытый. Чтение напоминает сплав по горной реке со множеством порогов и водоворотов, после которых течение успокаивается и приводит к удобной стоянке на солнечном берегу.
Но что это маячит там, в зарослях? Почему оно прячется? Так ли спокоен берег? Дневничок об этом умалчивает, ибо воспоминания закончились и началась реальность. И эта реальность кричит: «Нам пора в могилу!»