Антон Орлов «Только для просмотра»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика )
- Общие характеристики: Приключенческое | Психологическое
- Место действия: Другой мир, не связанный с нашим
- Время действия: Неопределённое время действия
- Сюжетные ходы: Спецслужбы | Вторжение «Чужих» | Киберсети, нейросети, киборги, наномашины
- Линейность сюжета: Линейный | Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Любой
Что будет, если при использовании виртуальной реальности человеческий мозг подхватит компьютерный вирус?
Входит в:
— антологию «Русская фантастика 2005», 2005 г.
Лингвистический анализ текста:
Приблизительно страниц: 54
Активный словарный запас: средний (2896 уникальных слов на 10000 слов текста)
Средняя длина предложения: 75 знаков, что немного ниже среднего (81)
Доля диалогов в тексте: 34%, что близко к среднему (37%)
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Darth_Veter, 21 мая 2021 г.
Насчет компьютеризации сознания фантасты писали достаточно много — достаточно лишь вспомнить созданный Гибсоном киберпанк. Среди отечественных писателей в данной теме отметились Ливадный и Головачев — фигуры тоже довольно заметные на нашем небосклоне. Но в общем и целом ничего нового (в сравнении с шаблоном) они не добавили, а просто экспериментировали с масштабами и глубиной «цифровизации». Новизна данного произведения в последствиях описанной технологии: если компьютеры (точнее, их операционные системы) не видят разницы между полезными и вредоносными программами, какова окажется реакция на «вирусные» программы со стороны человеческого мозга? К каким внешним эффектам это приведет и чем грозит носителю этого самого мозга? На мой взгляд, вышло немного авантюрно и в чем-то даже наивно, зато весьма смешно. Тонкая ирония чувствуется как в действиях главного героя, замаскированного шпиона Мерклоя Вермеса, так и в авторском описании вымышленного мира Биану, обреченного каждые 43 года «сближаться» с континуумом неких Хозяев. С изрядной долей сарказма автор описывает мораль этих самих Хозяев, которая представляет собой вывернутый наизнанку здравый смысл: всё разумное и хорошее объявляется ими «мерзким» и «отсталым», зато до небес превозносятся разного рода пороки и откровенные глупости. Тут явный немек на нашу современную идеологию: 70 лет народу внушали одно, а с 1991 года — уже прямо противоположное. Любой здравомыслящий человек задумается и не будет «пороть горячку», а вот у подрастающего поколения выбора нет — налицо конфликт интересов и морали в стиле «Отцов и детей». Но у главного героя повести, в отличие от схожих персонажей других авторов, появляется шанс переосмыслить внушенные Хозяевами идеалы: управляющий его мозгом компьютер перестал нормально функционировать из-за подхваченного с дискеты «вируса» и уже не влияет на мышление и поведение своего носителя. Тут-то и должно заговорить его некогда подавленное естество.
-----------------
РЕЗЮМЕ: забавная история про инопланетного шпиона, поверженного обычным компьютерным вирусом. Как ни забавно это прозвучит, но название повести одновременно и является моей рекомендацией (а также и мемом).
Marsianin-2000, 30 октября 2017 г.
Рассказ тяжел для понимания, но замысел и сюжет становятся ясны лишь в конце, что дает произведению определенный плюс. идея вируса подхваченного с компьютера, лично для меня нова и это еще один плюс. Из минусов слишком много вопросов по сюжету. Кто такие хозяева? почему они воюют с астраницами? Как и где астранийцы приобрели свое могущество? Зачем и тем и другими эта планета? И так далее. Но в целом из сборника, на мой взгляд одно из лучших произведений, по целостности.
Kabir, 7 августа 2016 г.
Как это регулярно бывает в произведениях Ирины/Антона, основная идея высказана прямым текстом: «Никого нельзя пускать к себе в мозги» (то есть всё те же личная независимость и личностный рост, которые проповедуются и в других произведениях автора). Почему (точнее, как) победили астранийцы, рассказывается в романе «Жёлтые небеса»; собственно, если исходить из сюжетных событий, эту (очень) короткую повесть следует отнести к циклу «Мартин Паад» (хотя Паад здесь появляется только в виде упоминания, и то как Олвен Сентил; с другой стороны, он и в «Антираспаде» герой даже не второго, а третьего плана).
irish, 4 января 2010 г.
Проходной рассказ, без особых идей, конфликта и оригинальности (зато вполне в духе «Последнего приюта» — параллельные миры и долгая интриганская борьба за власть в них). Была ли это попытка написать юмористический рассказ в качестве разминки перед очередным романом? Если да, то не особо удачная — для юмора не хватает, как минимум, веселой неожиданной концовки. Забавны и примечательны, пожалуй, только колоритная начальница-бюрократка и сюрреалистическое описание действия вируса на мозг главного героя. Напомнило классика: «Нечаянно поворачивается он в сторону и видит другую жену, тоже с гусиным лицом. Поворачивается в другую сторону — стоит третья жена. Назад — еще одна жена. Тут его берет тоска. Он бросился бежать в сад; но в саду жарко. Он снял шляпу, видит: и в шляпе сидит жена»... :lol:
elent, 5 апреля 2009 г.
Человек — биокомпьтер — это не ново, но человек — биокомпьютер, подхвативший вирус и постоянно перезагружающийся — такого не помню. Неплохой рассказ, хотя так и неясно, где прячутся хозяева и почему победили астранийцы.