Ирвин Уэлш «Порно»
- Жанры/поджанры: Реализм
- Общие характеристики: Социальное | Чёрный юмор
- Место действия: Наш мир (Земля) (Европа (Западная Европа ))
- Время действия: 21 век
- Сюжетные ходы: Становление/взросление героя | Конфликт отцов и детей
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Только для взрослых
«На игле» — десять лет спустя…
Герои романа, принесшего Ирвину Уэлшу славу культовейшего из культовых «альтернативных» писателей нашего времени, — возвращаются! Изменились ли они? Ну, разве что — «от хорошего к лучшему«!
Входит в:
— цикл «На игле»
Экранизации:
— «Т2 Трейнспоттинг» / «T2 Trainspotting» 2017, Великобритания, реж. Дэнни Бойл
- /языки:
- русский (4), английский (6), французский (1), итальянский (1), эстонский (1), польский (1)
- /тип:
- книги (12), самиздат (1), цифровое (1)
- /перевод:
- Я. В. Рыбский (1), Н. Гордеева (4), Т. Мухина (4)
Самиздат и фэнзины:
Электронные издания:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Avex, 30 ноября 2017 г.
Долго откладывал первый роман, поскольку смотрел экранизацию, но прочитав, тут же докинулся третьим (со вторым пока не клеится, но, как и Езда, на заметке).
Лучший, на мой взгляд, стартовый Трейнспоттинг — социальная сатира, отличающаяся раскованностью манер и неправильным языком эдинбургских торчков. Написано вжильно, резво, напомнило молодость, вот только мата в кварталах наших дальних и печальных было поболе, да спидом до полного обвала мы не закидывались. Несмотря на прилизанность, перевод Кормильцева удачен, в плюс также компактность и лучшая редактура.
Наконец, Порно: те же герои десять лет спустя, такой же неоправданный оптимизм, такая ж, блин, вечная молодость. Очередной день, афера номер эн... Если у Бендера было четыреста сравнительно честных способов отъёма денег у населения, то у шотландских отмазных ребят их намного больше. Возьмём, скажем, порно — отличный бизнес-проект с минимумом вложений и высокой маржой. Подобное излечивается подобным. Почему бы не совместить приятное с полезным?
Но случается непредвиденное, полный каюк. Тип, о котором все и думать забыли, выходит на свободу...
Та же интонация, что и в первой книге, но потенциал производственного романа не раскрыт. Привлечение студентов-киношников вселяло некоторые надежды на крен в сторону артхауза, ввод скрытой (анти-)рекламы — но они схлопнулись пузырём: никакого Роттердама, банальный Каннский порнофест. Ну и ладно.
Лексикон ближе к просторечию, структура проще. Редактура недотянута. Например, цепанули «трусы», хотя подразумевались женские трусики, не боксёрские трусы. Возможно, пустые придирки. Плотность кантов повыше, чем в первой книге, помянуты и Кольридж, и наш Фёдор Михайлович, но по большей части всё ж cunts, никаких философских откровений (vs dct evh`v), никакой романтики. В плюс наличие комментариев, раскрывающих игру слов.
В целом приемлемо, но с первой не сравнить: рыхловато, именно то, что и ожидалось. Такие вот цветохуечки, такое вот звёздное небо.
MaynardArmitage, 18 ноября 2015 г.
Внеочередная колченогая коммерческая книжонка от Уэлша.
После тягомотного, пресного «Преступления», моралин которого и близко не стоял с «Filth» ясно стало окончательно: Ирвин исписался, очевидно, теперь уже бесповоротно. Задающие тон повествованию маргиналы, сыплющие направо-налево жаргонизмами отныне лишены индивидуальности, и симпатии, как некогда небезызвестный Рентон (который свое девиантное поведение читателю хотя бы обосновывал), уже не вызывают абсолютно.
Про быт университетских блядищ (которым — вернее, которой — страничного времени, к моему вящему неудовольствию, уделено чрезмерно) лучше расскажет Эллис с его «Rules of Attraction», где состоящая из пресытившихся всеми существующими на этом свете наркотическими средствами и извращениями студенческая когорта заигрывать с читателям не пытается, и чье моральное разложение не вызывает ничего, кроме ужаса.
О буднях героиновых торчков Шотландии со много большей искусностью молвит ранний Уэлш. Своеобразный возврат к истокам последнего наглядно иллюстрируют тенденции рынка, который, кажется, готов пожирать истории об ублюдках рода человеческого, не особо заботясь о качестве их исполнения. А сама книга зеркально отражает интенции самого Уэлша, отчаянно пытающегося повторить проторенный уже путь «На Игле» и «Filth», чего не сделает уже, кажется, никогда. Занавес.
Kniga, 11 мая 2010 г.
А вот хочется начать издалека. Ирвин Уэлш давно и с успехом (коммерческим, конечно, литературных успехов я чего-то у него не заметил) пишет в жанре «производственный роман». Жанр хороший, маститый, с традицией, даже это не жанр а какой-то, грубо выражаясь, метажанр: он может охватить собой и вместить в себя и приключения, и любовную историю, и философскую притчу, и все подряд. Соцреализм обожал этот жанр (все жизненные вопросы человек может и должен решать без отрыва от производства и без ущерба для народного хозяйства), на западе тон задавал Артур Хейли. Все просто – основой для повествования становится быт каких-нибудь работников, раскрываются тайны профессии, скрытые от непосвященных детали. Но быт и секреты всяких хлеборобов и отельных служащих («Отель» Артура Хейли, 1965) довольно быстро вышел из моды, у народа появились новые герои: маньяки, проститутки, алкоголики и, конечно, безумно популярные наркоманы. Самое забавное, что авторы романов о новых героях поперли структуру и все возможные штампы у авторов «производственных романов», но родство признавать отказываются, да и вообще вроде как «контркультурные» такие. Так вот, «Порно» — худший из производственных романов, что я читал.
А есть еще один жанр: «тупая американская молодежная комедия», и именно его напоминает «Порно», где речь идет собственно о порно, Уэлш собрал кучку анекдотов и школьных фантазий о производстве порнографии и все это выдал за тайны — все как положено: и перелом пениса, и увиденные героями легенды порнографии, и споры об анальном сексе с приплетением феминизма, и секс, за который еще и платят. Очень блекло, очень убого и разбавлено диалогами персонажей со стандартным набором шуток и грубостей.
На мой взгляд, со времен «На игле» Уэлш стал писать куда хуже. Он выбирает легкий путь, так сказать, «человеческий документ», в смысле — повествование от первого лица. Легкий-то легкий, но с массой скрытых ловушек. Проблема в том, что персонажи у него говорят одним и тем же языком, нет, слова у них могут быть и разными, но стиль один и тот же, даже у очень разных, что у Бэгби, что у Никки. Вообще-то, просто по стилю, с первых слов должно быть ясно, кто сейчас излагает свои мысли, но не так в «Порно», тут все становится ясным, только когда повествование доходит до какой-то смысловой точки. Сравним с мастерами: в древних эпистолярных романах (в лучших, хотя бы взять Т. Смоллета или Шодерло де Лакло) или у Джойса просто невозможно спутать, кто из героев сейчас самовыражается. Уэлш же просто добавляет или убавляет количество слэнга, мата, жаргонизмов и некоторых характерных фраз. Но интонации, структура предложений, вообще весь стиль один и тот же. И стиль этот скучноват, предполагается, что такое количество всяких веселых словечек и едких характеристик будут развлекать читателя, но что-то не развлекают, может быть и потому, что так пишут уже давно и очень многие, Чарльз Буковски, например, этим успел поднадоесть с конца шестидесятых.
Аморфный и вялый роман, попытка вписать новые модные темы в мир старых героев знаменитого «На игле», обилие обсценной лексики и «маргинальные» главные герои как преданное следование самым ширпотребным модам.
Скууууууучно!
roman_lenko, 13 июня 2012 г.
Не могу сказать, что это хорошая книга. Радостное предвкушение продолжения «На игле» обернулось, как здесь написали — «тупая американская молодежная комедия».
Sanches1986, 13 января 2010 г.
Они вернулись! Да они изменились, но изменился и мир вокруг. Здесь, как и раньше, нет героев, есть обычные люди с их обычными страхами, пороками. Саймон с его аферами и безудержным самолюбием, наивный Картошка, псих Бегби, ну и, конечно же, Рентон с его философией. Читая этот роман, уже не чувствуешь той безнадежности 90-х. Наоборот, у героев появляется надежда на будущее и выбор. Браво, мастер!:pray:
plat0n, 24 марта 2008 г.
между строк этой книги проскальзывает невероятно усталый человек, который не очень любит людей и не слишком им верит. это нормально, что писатель создает свой собственный мир, отделяя его границы мерой условности и глубиной воображения. только вот сидеть в пыльном чулане ирвина уэлша захочет не каждый.