Этьен Кабе «Путешествие в Икарию»
Англичанин лорд Керисдолл узнает об открытии новой страны — Икарии. Человек, побывавший там ранее, описывает ее, как государство, в котором господствуют справедливость, демократия и здравый смысл. Лорд решает побывать в Икарии и увидеть все своими глазами.
Входит в:
— антологию «Библиотека фантастики в 24 томах. Том 15. Зарубежная фантастическая проза прошлых веков», 1989 г.
— антологию «Билет в детство. Проблемы воспитания и образования в русской и зарубежной фантастике», 2005 г.
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Петров Эдуард, 26 октября 2011 г.
Читая, сейчас, «Путешествие в Икарию» порою трудно удержаться от улыбки. Энтузиазм, с которым ее жители хором распевают хвалебные гимны основателю республики и другим выдающимся личностям; стандартизация покроев одежды для представителей разных специальностей; нежелание Икарии торговать с соседями («ибо мы не продаем ничего... ибо мы ничего не покупаем»); излишняя регламентация всех сторон жизни. Кое-что из перечисленного, вызывает не просто улыбку, но и психологический протест.
Однако, социальные принципы, изложенные в романе, не устарели и по сей день. Подлинное народовластие, справедливость, честь, долг и ответственность (полезно было бы прочитать слугам народа разных мастей и чиновникам). Необходимость уделять воспитанию детей самое пристальное внимание, как в семье, так и образовательных учреждениях. Забота общества о каждом его члене (в Икарии нет «лишних» людей, выброшенных государством на обочину или на свалку).
К сожалению, человечество совершенно не готово к тому, что бы организоваться в социум, живущий по этим правилам. Достигнуть абсолютного равенства всех людей, вряд ли когда-нибудь удастся. Слишком уж люди отличаются друг от друга физически, интеллектуально, психологически, морально, в конце концов. В наших генах слишком глубоко заложены инстинкты, доставшиеся нам от наших человекообразных предков. Стремление урвать кусок получше, доказать и закрепить свое лидерство в группе, отдать поменьше, а получить побольше — все это еще много поколений будет доминировать, если не во всех людях, то уж в некоторых представителях человечества точно. А значит, Утопия, Икария или город Солнца, неминуемо погибнут, разрушенные изнутри. Что и доказал опыт самого Этьена Кабе, пытавшегося построить жизнеспособную коммуну, основанную на нормах, описанных в романе.
Всегда будут существовать более престижные, и, наоборот, менее приятные профессии. При любом уровне механизации, будут люди, которые распределяют материальные блага, и люди, которым приходится чистить канализацию (или вытаскивать из канализации сломавшихся роботов, которые эту канализацию чистят). И обществу нужно будет решать, как ограничить возможность злоупотреблять своим положением, первых; и как стимулировать желание заниматься «грязной» работой вторых.
Кроме того всегда найдутся индивиды, получившие власть из рук народа, попробовавшие ее вкус, и уже не желающие эту власть отдать назад. Они будут коверкать букву и дух Конституции, только бы остаться у кормила власти.
Так что, в обозримом будущем, Икария невозможна. Однако не стоит забывать, что из этой книги, как и из книг Томаса Мора и Кампанеллы выросла вся социальная фантастика и западная демократическая традиция. Оценка «9».
Весьма удивила глава посвященная религии. Священники — как психологи, не имеющие ни светской, ни духовной власти над людьми. Они не могут ни проклинать, ни прощать, их миссия и задача — помогать людям. Священники выбираются на пять лет, и если не оправдывают доверия, общество отказывается от их услуг. Очень смело для начала девятнадцатого века, да и для нашего времени, идея выглядит очень привлекательно.