Леонид Резник «Магический треугольник»
- Жанры/поджанры: Фантастика (Планетарная фантастика | «Твёрдая» научная фантастика )
- Общие характеристики: Приключенческое
- Место действия: Вне Земли (Планеты другой звёздной системы )
- Время действия: Далёкое будущее
- Сюжетные ходы: Ксенофантастика | Путешествие к особой цели | Контакт | Путешественники (попаданцы) (в другой мир ) | Искусственный интеллект | Киберсети, нейросети, киборги, наномашины | Фантастические существа (Оборотни, метаморфы )
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
Неладное что-то творится на планете Таик: откуда на отсталой планете, застрявшей в эпохе средневековья, атомные бомбы? Кто уничтожил на космической орбите Таика земной зонд? Наконец, кто послал с отсталой планеты радиосигнал? На все эти вопросы должен найти ответы Матвей, крутой парень из Службы Безопасности Земли. Он должен в одиночку провести разведку странной планеты.
Впервые опубликована в специальном фантастическом выпуске белорусского молодёжного журнала «Парус» в 1989 году (журнальный вариант). По мотивам повести создана известная ролевая игра. Повесть также дала название тульскому клубу ролевых игр.
Входит в:
— журнал «Парус 1989`7», 1989 г.
— антологию «Магический треугольник», 1990 г.
— антологию «Диктатор поневоле», 2023 г.
Номинации на премии:
номинант |
Великое Кольцо, 1989 // Крупная форма |
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Manowar76, 25 ноября 2024 г.
О повести узнал из телеграм-каналов двух уважаемых фантастиковедов.
Еще один разведчик Прекрасной Земли Будущего на отсталой планете. Сюжетный наследник «Трудно быть богом», «Обитаемого острова», и, в чём-то, «Лилового шара».
На планете Таик живут люди, оборотни и духи. Духи почти всемогущи, но ими управляют маги. Есть ещё Люди Металла и человек-птица. Казалось бы, сказочное средневековье. Но кто тогда посылает сигналы в космос и взрывает атомные бомбы?
Матвей, сотрудник СБ, послан на разведку.
В мозг Матвея встроена паутинка-Надсистема — суперкомпьютер.
Будет много встреч и приключений.
Все фэнтезийные элементы получат научное объяснение и в конце перед Матвеем таки встанет моральная дилемма.
Причины и способы появления духов и оборотней смотрятся вполне адекватно и научно даже спустя тридцать пять лет после написания повести.
«Скрытый алмаз» прогрессорской фантастики.
9(ОТЛИЧНО)
Читая биографию Леонида Резника, наткнулся на любопытную хронооперу «Последний еврей». Поставил в список к прочтению.
Incnis Mrsi, 25 апреля 2022 г.
Какой «глоток свежего воздуха», что такого «нетипичного для советской фантастики», Нескорений? Что герой немножко киборг? Чего ж ещё было ожидать от второстепенного писателя во времена кино на VHS. Или обманный фэнтезийный антураж с обилием второсортной боёвки?
Темы, уже по несколько раз (на 1989 г.) пережёванные в фантастике как в советской (Стругацкие, Булычёв…), так и в западной. Небрежно прописанный вымышленный мир (пример: бездорожье якобы такое, что ГГ вынужден ломиться 240 км через лес, но духи шныряют
Могло бы ещё иметь намёки на злободневность в конце 1990-х гг. («балканская прививка» под нападение НАТО на Сербию, к примеру), но теперь читать не рекомендую ни взрослым людям, ни молодёжи.
Нескорений, 9 июня 2018 г.
Для своего времени эта повесть была глотком свежего воздуха, нетипичная вещь для советской фантастики. Настоящий приключенческий боевик, к тому же размывающий жанровые рамки фэнтези и фантастики. Причудливый, почти сказочный инопланетный мир, где за каждым кустом может ожидать встреча с оборотнями, призраками или могущественными магами, но в то же время всё это постепенно получает рациональное объяснение, когда герой больше узнает об истории этого мира. За внешней стороной, драками и перестрелками без особой глубины, но всё же можно разглядеть философский подтекст — благие намерения часто заводят совсем не туда. Борьба за общее благо и торжество прогресса не гарантируют счастье для всех, а цена может оказаться слишком высокой. В этом плане прослеживается общее направление с «Трудно быть богом».
Завязка выглядит довольно стандартно — молодой оперативник Службы Безопасности Матвей отправляется на задание — ему предстоит проверить сигнал бедствия, полученный с планеты Тайк. В ходе посадки его корабль получает повреждение, теперь ему нужно произвести ремонт, а сделать это будет непросто, ведь здешнее общество находится на феодальной стадии развития. В самом начале он попадает в плен к разбойникам от которых узнает, что местное население держат в страхе оборотни, а самых красивых женщин забирают призраки, так что теперь ему придется разбираться и с этой чертовщиной. В общем путешествие начинается — для начала неплохо было бы посетить столичный город Анас, а в идеале — найти кого-то, кто может указать хотя бы примерное направление поиска людей, способных помочь с ремонтом корабля.
Главный герой изначально прокачан в «лучших» традициях «попаданцев» — в черепную коробку встроен чип с гипнопедией и навигатором, в объемном рюкзаке помимо прочего лежит мощный пистолет, а сам Матвей обучен всевозможным приемам и в случае чего может хорошенько навалять любому супостату. Однако не спешите принимать известную позу капитана Пикара, на деле всё оказывается не так плохо — уровень подготовки здешних противников не уступает, а часто даже превосходит возможности Матвея, так что даже рукопашный поединок с подростком-оборванцем может стать серьезным испытанием на прочность. Хотя по законам жанра за героя особо не переживаешь, какие бы трудности не встречал Матвей, он их в итоге благополучно разрулит, это вам не Дж. Мартин, хотя второстепенных персонажей Резник особо не жалеет, но и никак не раскрывает.
Зачем вообще автор стал собирать пати в помощь герою непонятно, разве что так по законам жанра положено. Намек на романтическую линию тоже присутствует по канону, но только намек, ведь повесть ориентируется на мужскую аудиторию. Надо ли говорить о том, что при каждом удобном и неудобном случае на сцене появляется «бог из машины», думаю, нет. География мира также очерчена предельно грубыми штрихами — вся территория планеты разделена на сферы влияния Духов, у каждого из них свой цвет, эти сферы заменяют привычные страны и государства, хотя есть интересные независимые области, которые Матвею также предстоит посетить во время своих странствий. Финал оставляет ощущение незавершенности, выглядит даже не смазанным, а срезанным, как будто автор вдруг устал писать и решил, что пора сворачивать лавочку — явный минус.
Всё же при всех означенных недочетах повесть не хочется разносить в пух и прах, здесь есть определенные достоинства, которые нивелируют недочеты, частично хотя бы. Из хорошего — как ни крути, а это одна из первых ласточек жанра в нашей стране, а историю знать полезно. Читается «Треугольник» легко и быстро, но главное — помогает сэкономить уйму времени и денег, которые могли быть потрачены на тонны макулатуры современных авторов приключенческого фэнтези и фантастических боевиков, выдающих по десять романов за год. Всё что можно найти у них, есть и здесь, а может даже больше. Чем-то удивить современного читателя «Треугольник» не в состоянии, однако, не каждое произведение становится основой для проведения ролевых игр, это достоинство первопроходцев, а ругать сегодня даже «Властелина колец» умудряются, согласитесь.
Vladimir aka Bra, 18 ноября 2015 г.
Мне было тогда 8 лет. Шёл 2002 год. Разгребая книжные завалы в шкафу у бати, я случайно наткнулся на потрёпанный, без нескольких страниц журнал «Парус». Не знаю чем, но в тот момент он меня зацепил, и я отложил его в сторону. Вечером, когда отец пришёл с работы, я спросил у него, что, мол, этот потрёпанный журнал делает на полке? Папа молча открыл «Магический треугольник» (у которого в начале недоставало пары страниц), и вручил мне. Улёгся спать я далеко за полночь — повесть читалась на одном дыхании и не оставляла шансов оторваться.
Позже этот номер журнала потерялся, но сама повесть запомнилась хорошо. И когда в 2007 у меня наконец появился интернет, я отыскал, наконец, её полный вариант. С тех пор иногда перечитываю, и, несмотря на солидный читательский опыт, могу сказать — «Магический треугольник» лично для меня стал эталоном приключенческой фантастики, с которым я сравниваю все остальные произведения этого жанра.
andron 666, 19 декабря 2014 г.
Это одно из первых фантастических произведений, которые я прочитал. Тоже в журнале «Парус». Тоже «зачитал» до дыр страницы, на которых была напечатана повесть. Не могу о ней судить объективно, хотя, даже если бы впервые прочитал сейчас, не сказал бы, что повесть слабая. Действие в ней развивается динамично, читается легко, какая-никакая интрига есть,главным героям сопереживаешь. А тогда это вообще был «улёт».
И, вообще, прав Вертер де Гёте, книги,понравившиеся в детстве, перечитываешь с удовольствием.
ksGhost, 20 июня 2010 г.
Хоть и с разрывом на год, но тем не менее не могу не поддержать Вертера де Гёте в его оценке. Буквально сегодня в чулане нашел старый потрепанный экземпляр того самого «Паруса» и в нем, конечно, тот самый «Магический треугольник». Зачитанный в свое время до дыр мною и друзьями. Ставлю твердую девятку — на тот момент это был открыватель жанра.
Вертер де Гёте, 23 февраля 2009 г.
Конец 80-х. Второй фантастический спецвыпуск белорусского журнала «Парус»: всего таких спецвыпусков было три, у меня есть первые два и они до сих пор являются для меня чуть ли не эталоном отечественного фантастического журнала. А уж тогда мои юношеские впечатления были просто восторженными. Так вот, самым ярким произведением второго спецвыпуска был, конечно, «Магический треугольник». Сейчас повесть многим, наверно, покажется средней, но тогда таких боевиков, да ещё и в жанре технофэнтези, и не писал почти никто. Повесть я перечитывал несколько раз — так она мне понравилась. По «старой памяти» ставлю очень высокую оценку, хотя сейчас приключения Матвея выглядят порой простовато. Но недавно я опять перечитал повесть с умилением и большим удовольствием: наверно, тут уже даже не в тексте дело, а в ностальгии по детству.