Александр Эртель «Гарденины, их дворня, приверженцы и враги»
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Moloh-Vasilisk, 9 февраля 2025 г.
Дворня на перепутье
09.02.2025. Гарденины, их дворня, приверженцы и враги. Александр Эртель. 1889 год.
В глухой степной усадьбе, окруженной бескрайними полями и тихими реками, разворачивается история о том, как старый мир медленно, но неумолимо уступает место новому. Здесь живут люди с их неразрешимыми противоречиями: одни цепляются за прошлое, другие рвутся в будущее, а третьи просто пытаются выжить среди этих перемен. Управляющий с важным видом распределяет обязанности, конюший молча страдает от новых порядков, а его сын, полный дерзновения, готов бросить вызов всему укладу жизни. В воздухе витает дух свободы — недавно освобожденные крепостные ищут свое место в мире без господ, где старые правила уже не действуют, а новые еще не написаны.
Случилось наткнуться на роман «Гарденины, их дворня, приверженцы и враги» Александра Эртеля. Никогда про него не слышал и как-то нигде не встречал. Закончив читать, был удивлен: почему такая мощная книга затерялась среди других? Это не просто история — это погружение в эпоху перемен, где старое и новое сталкиваются лбами, а люди ищут свой путь в новом мире.
Роман рассказывает о жизни усадьбы Гарденино после отмены крепостного права. Здесь бывшие крепостные и дворовые люди пытаются освоиться в свободной жизни, а их господа медленно привыкают к новым реалиям. Каждый день для них — это маленькая битва между традицией и прогрессом. Например, конюший Капитон Аверьяныч с трудом принимает перемены, тогда как его сын Ефрем мечтает о будущем и образовании. Их отношения — это живой пример того, как разные поколения сталкиваются с одним миром по-разному.
Особенно интересна тема коннозаводского дела. Автор подробно описывает процесс создания новой рысистой породы лошадей. Это не только профессиональная тема, но и символ стремления к улучшению жизни. Однако здесь же возникают конфликты между старыми и новыми подходами. Капитон Аверьяныч видит в этом свое призвание, а молодые люди, такие как Ефим Цыган, относятся к делу совсем иначе. В этих спорах чувствуется дух времени: кто прав, кто адаптируется быстрее, а кто остается верным старому?
Тема духовного кризиса тоже занимает важное место. Например, Иван Федотыч постоянно задумывается о смысле жизни, о том, что такое счастье и какова роль человека в мире. Его мысли передаются с такой эмоциональной глубиной, что невольно начинаешь сопереживать. Он переживает кризис веры, который знаком многим в ту эпоху перемен.
Личные и семейные отношения добавляют еще больше драматизма. Браки, дружба, родственные связи — все это окрашено внутренними конфликтами и социальными предрассудками. Возьмем хотя бы Николая Рахманного. Он хочет быть образованным, но боится потерять связь с традициями. Его внутренние метания отражают общую проблему переходного периода.
Персонажи в романе имеют ярко выраженные черты, которые делают их какими-то ближе к реальной жизни, а не к идеализированным образам. Вот, например, Мартин Лукьяныч Рахманный — управляющий усадьбы, который всеми фибрами души цепляется за старые порядки. Он такой важный и суровый, но при этом видно, что он тоже человек, со своими сомнениями и внутренними метаниями. Особенно забавно наблюдать, как его представления о долге сталкиваются с тем, что на самом деле происходит вокруг. Он осознает, что «народушко как просыпается,« и это выводит его из равновесия. С одной стороны, он пытается сохранить свою власть и значимость, а с другой — начинает понимать, что время меняется, и вместе с ним нужно меняться ему самому.
Николай Рахманный, сын Мартина Лукьяныча, вообще отдельная история. Он явно тянет вперед, хочет учиться, развиваться, быть частью нового мира. Но вот проблема: общество вокруг него все еще привязано к старым традициям, и это ограничивает его возможности. Он постоянно колеблется между желанием следовать новым идеалам и необходимостью оставаться верным тому, что было заведено отцами. В какой-то момент он даже задумывается о том, что «никакого страха перед смертью быть не должно.» Честно говоря, такое размышление больше похоже на попытку найти себя среди всех этих перемен, чем на настоящий вызов судьбе.
Капитон Аверьяныч, конюший, вообще живой пример того, как можно быть одновременно строгим и заботливым. Этот типаж такой серьезный, что даже страшно подойти, но если разобраться, то за его грозным видом скрывается настоящая любовь к лошадям и делу, которым он занимается. Его строгости и преданности старым порядкам можно только позавидовать, но она же и порождает конфликты. Ведь Капитон мечтает о величии своего завода, а мир вокруг уже не тот, что прежде. Иногда кажется, что он боится новых реалий, хотя на словах всегда стоит за свое. Как он там говорит? «Новое время — не наше время!» Хотя, конечно, его достижения в деле выведения рысистых лошадей — это просто высший класс.
Ефрем Капитоныч, сын Капитона, прямо противоположность своему отцу. Этот молодой человек дерзкий и решительный, и именно эти качества так раздражают старика. Ефрем хочет независимости, свободы выбора, и даже задумывается о том, чтобы покинуть родные места ради чего-то большего. «Не лучше ли мне уйти, чтобы не быть обузой?» — вот такие мысли его тревожат. Конечно, отец считает его бунтарем и безумцем, но разве молодежь когда-нибудь шла в ногу со старшим поколением?
А Татьяна Ивановна — вдова, которая проводит зимы в Петербурге, а лето за границей. Это ее «высшая жизнь», где она окружена светскими удовольствиями. Но в глубине души она явно тоскует по простоте деревенской жизни, где есть свои старые слуги, спокойствие и тишина. Она часто вздыхает: «Мне гораздо более нравилась покойная и безмятежная жизнь в деревне.» Хотя внешне она играет роль благородной госпожи, внутри она чувствует себя немного потерянной.
Все эти персонажи — они как будто живут рядом друг с другом, но каждый в своем мире. Их конфликты, метания, решения — это как маленькие камушки, которые бросаются в один общий пруд, создавая круги, иногда пересекающиеся, иногда нет. Они все пытаются найти свой путь в новом мире, где старые правила уже не работают, а новые еще не совсем ясны. Такое чувство, что каждый из них — это маленький герой своей собственной истории, которая вписывается в общую картину романа.
А вот описание природы — это отдельная песня. Степь, река Гнилуша, окруженная густыми камышами, зимние пейзажи, летняя зелень — все это создает живую картину мира, в котором действуют герои. Особенно запоминается, как через описание природы автор передает чувства одиночества и простора. Эти моменты заставляют буквально раствориться в тексте.
Что до стиля написания, то он весьма живой и реалистичный. Диалоги полны местных говоров и выражений, которые сразу раскрывают характеры персонажей. Например, беседы Николая с Федоткой или разговоры Капитона Аверьяныча с другими обитателями усадьбы — это настоящие живые голоса того времени. Иногда диалоги кажутся даже чересчур резкими, но именно в этом их сила. Они показывают, как люди действительно говорили и думали.
Правда, событий в романе немного. Если ожидать ярких поворотов сюжета, то можно разочароваться. Но вместо этого получаешь глубокий взгляд на внутренние переживания героев и их изменения. Это не динамичный экшен, а скорее философское погружение в душу каждого человека.
Подведя итог, скажу, что «Гарденины, их дворня, приверженцы и враги» — это не просто историческое произведение. Это книга о людях, их надеждах, страхах и поисках себя в новом мире. Она достойна внимания всех, кто любит русскую литературу XIX века. 8 из 10.
strannik102, 15 июля 2017 г.
Какая коварная книга. Тихой сапой прокрадывается в сознание читающего и, казалось бы, поначалу читаешь с некоторой ленивой скукой и неторопливой истомой, а потом вдруг оказывается, что ты уже весь целиком и полностью в Гарденине и среди дворни и бывших крепостных Гардениных — не то в конюшне помогаешь, не то на полях работаешь. И так потом уже и не можешь (да и не хочешь) вырваться из скромного обаяния этого великолепного романа.
Мы знакомимся с семейством Гардениных примерно в конце 60-х — начале 70-х годов XIX века. Однако знакомство это происходит в самом начале романа накоротке и мы быстро перемещаемся в их родовое имение Гарденино — сами Гарденины нам были нужны только для входа в пространство книги, в эту энергетику постреформенного времени. И почти половину этого неспешного плавного романа почти ничего не происходит и мы просто проникаемся деталями быта и взглядов всей этой усадьбы и жителей близлежащих деревень. И кажется, что, хотя после отмены крепостнических отношений прошло уже с десятилетие, ничего не изменилось ни в деревне, ни в отношениях между управляющими имением людьми и дворней. Те же зуботычины, то же ломание шапок, те же розги за «заслуги».
Однако мало-помалу мы видим, что есть признаки изменений и в сознании отдельных жителей деревни, да и среди дворни и даже в семьях управляющих имением людей проявляются и вольномыслие и вольнословие, и даже непокорность. Однако, честно говоря, даже и не знаешь, как относиться к этим капиталистическим нововведениям — вроде как, с другой стороны, управляющие имением и к деревенским стараются относиться по людски, насколько могут — то скидку делают, то отсрочивают выплату долга, то барскую земельку под покосы дают, то овсом выручают — в долг, конечно, но всё же.
Всё меняется во второй половине романа — в деревню приезжают на лето сами Гарденины и ход событий ускоряется. Тем не менее, в центре романа всё равно не члены семьи Гардениных, а парни из бывших крепостных слуг Гардениных. Тянущиеся к образованию и свободе мысли и слова молодые люди и сами меняются в прогрессивную сторону, и окружающих помаленьку подвигают туда же, смущая при этом старый привычный уклад отношений и в своих родительских семьях.
А в последней четверти романа появляются уже совсем новые стопроцентно капиталистические персонажи — фигуры весьма противоречивые и не особо приятные в своём буквалистском и пунктуальном (практически немецком) следовании интересам господского хозяйства. И меняются и отношения в деревне и с деревенскими, и семьи рушатся, и начинается великое переселение на свободные земли российские — на Амур да в Сибирь — приходит капитализм.
И в эпилоге мы видим уже тех же персонажей, но уже спустя десятилетие, т.е. уже в 80-е годы столетия — кто-то нашёл личное счастье, но кто-то и потерялся в новых временах и в новых отношениях.
Вообще роман очень удачно сопрягается в одно целое с романами Дмитрия Мамина-Сибиряка и Николая Задорнова — примерно об одних и тех же временах, об одних и тех же проблемах и о следствиях из реформ 1861 года.