Серж Брюссоло «Запретная стена»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика | Планетарная фантастика )
- Общие характеристики: Приключенческое
- Место действия: Вне Земли (Планеты другой звёздной системы )
- Время действия: Далёкое будущее
- Сюжетные ходы: Путешествие к особой цели | Становление/взросление героя | Генетические эксперименты, мутации | Стихийные бедствия, природные катаклизмы | Обмен разумов, перемещение разума | Экспедиция/подготовка к экспедиции
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
На севере царят голод, грязь и чудовищное тяготение, которое беспощадно давит на людей, превращая их в жалких монстров.
На юге… никто не знает, что скрывается за ужасной экваториальной стеной. Легенды говорят, что там лежит страна чудес, богатая и прекрасная. Но можно ли верить этим легендам?
Нат живет на севере, на бескрайней грязевой равнине, где правят ящеры-людоеды, тираны Дозорные и каменные облака — настоящие летучие айсберги, способные погубить целые города. Устав от этого мрачного мира, Нат отправляется на поиски легендарного рая. Но великая стена скрывает немало тайн… одна другой страшнее.
Входит в:
— роман-эпопею «Запретная стена»
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
primorec, 11 января 2016 г.
У меня так же, как и у автора романа, генетически модифицированные продукты, более известные, как ГМО, вызывают здоровую подозрительность. Как то противоестественно, когда долгоносик перестает жрать урожай. Сразу встает вопрос: если долгоносику это вредно, то почему должно быть полезно мне?
Но мы забежали несколько вперед, а пока вернемся к роману. Во-первых, не надо обманываться обложкой. Это ни разу не фэнтези, а «мягкая», очень-очень-очень «мягкая» фантастика, настолько «мягкая», что научности в ней ноль помноженный на ноль. На практике это значит, что автор постоянно путается, что он имеет в виду: гравитацию или давление, а потом, вообще, забрасывает какие-либо логические объяснения царящих в его мире физических законов.
Во-вторых, от «гуманитарного» в этом романе столько же, сколько и от «научности». Т.е, опять же на практике, это значит, что никакой глубокой философии, психологии, проработки образов, социальных идей не будет в принципе. Это чистое, не замутненное логикой или идеями о сущности бытия, приключение.
В-третьих, это приключение очень европейское, со своими пацифистскими и толерантными заморочками, отчего моей испорченной социальными потрясениями русской душе герои и их поступки казались странными и, по большей, части забавными. Как следствие, я видела комедию и мелодраму там, где автор, подозреваю, описывал драму или трагедию.
В-четвертых, этот роман инфантильный до изумления. Такой мог бы написать подросток, лет пять читавший все подряд, и решивший, что он так тоже может. В результате, весь, даже не смешанный, коктейль из расхожих фантастических сюжетов, фэнтезийных монстров, пиратов, динозавров, наивной мистики, приправленный подростковыми секс-грезами, выплескивается на неподготовленного читателя.
Теперь немного о мире, в котором живут и борются за существование герои. Планета, на которую мы попадаем, когда-то была колонизирована землянами, которые долгое время процветали. Пока не случилась катастрофа, приведшая к резкому росту тяготения. От этого половина планеты превратилась в огромное болото, а оставшиеся люди выживают на маленьких островках, которые медленно и верно погружаются в вязкую жижу. И. как всегда, приближение гибели плодит разные радикальные культы, насилие и прочие безобразия.
Вот в таком мире обитает наш герой Нат-очень толерантный идеалист, романтик, пацифист и любитель малолетних тупых идиоток(простите за выходку, но женские персонажи, это нечто невообразимое), жаждущий найти спасение для себя и других людей в легендарном Раю за высокой стеной. Ну, и далее, естественно, поиски и обретение этого самого рая.
Само действие строго разделено на три части, которые вполне могли бы стать отдельными повестями. Первая — самая проработанная и интригующая за счет множества плохо реализованных, но все-таки небезынтересных находок. Это и сам мир болот, бурь и измененных законов природы, быт находящихся на грани гибели различных человеческих племен, странные обычаи, которые появились в столь необычных физических условиях, заговор религиозных фанатиков и еще множество привлекательных фантастических деталей. Автор ли так задумал, или так повлиял пересказ переводчика, но драма маленького городка превратилась в этой части едва ли в комедию с элементами пародии, что скрасило противоестественную антинаучность.
Вторая часть/повесть целиком посвящена полету на пиратском айсберге(нет, я не ошиблась) из мрамора(да, именно так и написано) к загадочной стене. Тут даже минимальная «научность» и логика оставили страницы, и мы оказываемся в компании чистого приключения: алчные, тупые и жестокие пираты, секс, наркотики и...(если бы, но вы, не о том подумали) птеродактили.
Третья часть рассказывает об обретении Рая и о том самом вреде от ГМО, с которого мы и начали сей разговор. Все было ничего, если бы меня не мучили два вопроса. Почему именно Рим? Чем он так досадил автору, что стал образцом падения и порока? Даже обидно, куда там Риму тягаться по части грехов с нашим-то временем! А о нас ни слова! Ну, и вторая обида: столько красочных описаний, что можно делать с телами одной девочки и одного мальчика, а как дело дошло до трех мальчиков и одной девочки, так сразу и оборвали. А моя фантазия, между прочим, уже начала подсказывать варианты.
Вы будете поражены, но прочитала я все это очень быстро и легко, не приходя в себя от удивления, что такие находки оказались ТАК реализованы, и постепенно погружаясь во все большую веселость. Ну, ведь забавно, как Нат «спас» горожан. Или, как жители Рая откушали яблочков. Ха-ха. В одном автор прав: ГМО, действительно, вредны.
Rins, 25 декабря 2015 г.
Первый отзыв, не судите и т.д. Купил эту книгу по сиюминутному желанию, а почему бы не попробовать? Интересная аннотация, незнакомый автор и серия, в которой выходили прекрасные книги Мьевиля.
Не везёт жителям королевства Алмоа. Тут тебе и усиленное притяжение, и каменные облака-убийцы, и злобные ящерки, и сумасшедшие фанатики, и грязевые моря, и каменные дожди, и люди-злодеи. Вот от всего этого и пытаются спастить наши герои за огромной каменной стеной.
Книга разочаровала полностью.
Меня сразу встретил какой-то сухой, скупой и скучный язык (насколько я могу судить). Читать совершенно неинтересно, никаких ярких образов и картин в голове не возникает.
Герои неинтересные, но что совсем напрягает, они все одинаково разговаривают. Речь одного персонажа совершенно не отличается от речи любого другого.
Мир непонятный. У них там король видимо, раз королевство? А хрен его знает.
Все завлекательные интересности из аннотации в итоге оказываются никакущими.
Пересечения с нашим миром натыканы как-то невпопад, они не вызывают должного эффекта, какой был, например, в Тёмной Башне Кинга.
Но самая большое разочарование- это та самая стена.
Что же она из себя представляет? Как герои переберутся через неё? Что будет на той стороне?
Я был уверен, что это книга начинающего автора, но оказалось, что Брюссоло довольно известный французский фантаст. Удивился и сбросил пару баллов.
4/10
osipdark, 9 января 2016 г.
Думал, что работу изрядно занижают, ан нет — все правильно делают...
Полностью согласен с остальными мнениями — «Запретная стена» Брюссоло выглядит слишком черновой, с чересчур быстро развивающимся сюжетом без особых интриг, без прописанных интересных героев, которым хочется сопереживать, зато с кучей нелогичностей, шаблонов, ляпов и фиговеньким, откровенно говоря, финалом (я-то надеялся, что последний все изменит к лучшему — что там, только еще сильнее снизил балл, который я выставил этому роману).
Заострю свое внимание на минусе, связанным с ляпами и нестыковками. Если каменные облака, болотистые земли и т.д. автор в итоге объясняет научным образом из уст отца главного героя (кроме главного сюжетного элемента — повышения гравитации. Последнее осталось без ответа), то именно этот «научный образ» и вызывает вопросы. С самого начала Брюссоло описал современный Альмоа как мир, скатившийся по знаниям и технологиям к самому раннему Средневековью, а местами к еще более низкому уровню развития. И все выглядит логично — вот и население, которое вновь вернулось к легендам и суевериям, да не тут-то было — то один герой, то другой, то третий неожиданно вспоминают о том, что такое химия, какие-то подробности земной истории (
Так что дела обстоят не лучшим образом — произведение-пустышка, недоделанное, чем-то напоминающее постапокалиптическим миром «Рельсы» Мьевилля, ну и стеной с монстрами всякими первую книгу из трилогии Олдриджа «Освободитель». Последнее, конечно, так, лишь одной деталью схоже с данной работой. А итог простой — время тратить на эту фигню не стоит. Прочтите тот же роман Чайны — «Рельсы». По-настоящему добротная вещь. Книженция эта вообще пример того, что верить аннотациям не стоит — примерно так же обстояли дела у меня с «Ночными проповедями» Маклеода. Как воспевала аннотация о величии его книги, и какой в итоге далеко не добротной она оказалась...
k2007, 30 сентября 2019 г.
Книга сумбурна и схематична, при этом еще и не логична. Мир странный, такой, в который не веришь, и в развитие поселения землян до такого общества не веришь тоже. Плюс герои тоже не вызывающие симпатии и желания узнать, что с ними будет дальше. В общем, роман, после прочтения которого остаешься в недоумении. Действительно, книга производит впечатление дебюта, при этом не самого удачного.
platoon, 4 января 2016 г.
Насколько заинтриговала аннотация, настолько же разочаровало содержание. Уже после прочтения нескольких страниц мой читательский пыл угас. Однако из-за того факта, что я вхожу в число тех несчастных, которым противна сама мысль оставить книгу недочитанной, я собрал свою волю в кулак и продолжил чтение, надеясь на лучшее. Надежда умерла еще через несколько страниц.
Если для отзыва о данном произведении нужно было использовать всего одно слово, то я бы выбрал слово «плоский». Плоский сюжет, плоские персонажи, плоский мир. Нет каких-либо «уступов», за которые можно было бы ухватиться. Описание мира скучное. Все эти чудеса-чудовища-дозорные выглядят размыто и притянуто. По отношению к главному герою не возникает никаких эмоций, ни положительных — ни отрицательных. Герой и читатель — две параллельные линии, которые, к тому же, находятся на большом расстоянии друг от друга. Лишь его поступки и мотивация изредка могут вызвать недоумение,
Второстепенные персонажи тоже блеклые, хотя некоторые и выглядят поинтереснее ГГ.
Вообще, книга очень похожа на черновик некоего произведения, в котором автор наспех набросал сюжетную линию, но не счел нужным уделять внимание деталям и психологии героев, оставив все на потом.
Снова взял с себя обещание не вестить на аннотацию, спасибо автору за урок.
Angvat, 12 июня 2018 г.
Решил я тут, значит, почитать что-нибудь из современной французской фантастики. И как это часто бывает, кривая случайного выбора опять завела меня куда-то не туда.
Знаете, я как-то привык разделять личность автора и его произведения. Ну мало ли чем там человек прославился/ославился, главное ведь, что и как он написал. И все же некоторые биографические данные того или иного демиурга могут примерно намекнуть, чего же от него ждать. Например, если автор в свои лучшие, так скажем годы, выдавал по десять книг за год, то это явный повод насторожиться. Поэтому по поводу данной книги у меня были несколько мрачные предчувствия. И, увы, они меня не обманули.
С самого начала автор будто бы начинает соревноваться с отечественными метростроевцами в незнании элементарных наук. Ладно, я понимаю, другой мир и все такое, но зачем пытаться привязывать все его нелепости к законам физики и биологии, а не списать все на магию? Инсинуации автора по поводу того, как низкая гравитация будет действовать на живых существ, выглядят достаточно бредово. Ровно как и многие другие опасности этого мира, например затвердевающие облака. Тут либо тщательнее мир стоило прорабатывать, либо объяснять все совсем уж какими-то мистическими законами. Но видимо демиург, учитывая его плодовитость, просто уже перестал задумываться над такими «мелочами».
Ну да Бог с ним, с миром. Может здесь есть увлекательный сюжет, который позволяет закрывать глаза на огрехи местного мироописания? Как бы не так. Лично у меня заглавный герой, уже пару лет живущий в грязи среди отсталых дикарей и пардон совокупляющий с девушкой, которая даже имени своего запомнить не может, сразу вызвал какое-то отторжение. Сюжет развивается по многократно обкатанным рельсам: уничтожение деревеньки, где обитает герой, его приход в город, где он подвязывается на опасное путешествие и все далее в том же духе. Засим свои попытки осилить свой опус я прервал достаточно быстро, всего несколько глав спустя. Надеюсь, в следующий раз при попытке ознакомиться с фантастикой родом из краев мадам Гиль и господина Бонапарта мне повезет больше.
arni555, 27 апреля 2016 г.
Интересный и необычный роман.
Когда начинал читал, впечатления были очень яркими, хотел поставить 10. Яркость вызвана необычностью мира, разделенного стеной на 2 половины,
одна из которых страдает от тяготения (причины сего явления спишем на проклятие Алканека), увязла в грязевых морях и океанах, а
также испытывает проблемы от нападений ящеров, борется с каменными облаками, и имеет еще много всякого рода заморочек. Подпоритило впечатление лишь то,
что люди мрут, как мухи. Много, везде и постоянно. Как до этого времени удалось сохраниться хоть какому-то населению, не ясно. Огорчило то, что ни у кого и нигде нет счастливой жизни. Даже за этой самой стеной.
Ближе к завершению все же роман порадовал, идея про духов, в которых превратились люди, евшие специальные яблоки, довольна интересна. И конечно, финальная сцена, когда Нат улетает в надежде вернуться и всех спасти с Алмоа, внушает некую надежду.
Автору спасибо за абсолютно непредсказуемый сюжет.
Есть в романе кое-какие нестыковки, но они несущественны, и на общее впечатление от прочтения практически не влияют.
Ставлю 9. Считаю, что здесь оценка романа занижена