Юрий Мамлеев «Трое»
Кот Валентина Юрьевича, Кружок, умирал. Валентин Юрьевич разговаривал с умирающим котом и нежно, женственно гладил чёрную шубку уходящего. А дальний родственник Коля Родимов сидел в соседней комнате и слышал весь разговор...
А что было потом? Вы узнаете, если посвятите полчаса своей жизни рассказу «Трое».
Входит в:
— цикл «Конец века»
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
fail of reality, 13 мая 2021 г.
«...Между тем в соседней комнате происходило нечто из совсем другой сферы: кот умирал, кот Валентина Юрьевича — Кружок...» — так начинается вторая, самая сильная часть рассказа «Трое», который давным-давно написал Юрий Мамлеев.
Но давайте по порядку: если есть вторая часть — есть и первая, верно? Да. В этом рассказе читатель становится очевидцем событий из жизни Коли Родимова — алкоголика без прошлого, и его родственника, Курганова Валентина Юрьевича — преподавателя эстетики. Две разных сюжетных линии развиваются последовательно. Сначала идёт линия Коли, которая сложноподчинена линии Валентина Юрьевича и умирающего кота.
Родимов Коля с большого бодуна просыпается между рельс, когда над ним с адским шумом проносится товарный поезд. «...Да, конечно, я умер и попал в ад... Господи, Боже, за что? За что?» — так думает похмельный Коля, пока товарняк окончательно не покидает Колю и не оставляет его наедине с вечным-бесконечным синим небом: «Отходил часа два, валяясь в траве, то засыпая, то нюхая цветы, то вглядываясь в просторы»...
Далее Коля будто бы приходит в себя, идёт куда-то, разговаривает со своей бодрой тенью, напоминает суровой буфетчице, что он тоже человек (а значит, достоин доброй кружки душистого пива) и, наконец, через все тернии наш алкоголик добирается до квартиры родственника — Валентина Юрьевича. Тут и начинается главная часть рассказа.
У Валентина Юрьевича умирает кот, которого Валентин Юрьевич очень любит. У одинокого преподавателя эстетики больше нет никого на этом свете — Колю мы в расчёт не берём; хоть он и родственник, но всё-таки дальний, да к тому же ещё и алкоголик. Валентин Юрьевич сидит подле умирающего кота и беседует с ним — и эта беседа выворачивает читательскую душу наизнанку… Не хочу приводить доказательств и цитат — просто прочтите текст внимательно, проживите его, и тогда вы почувствуете дух рассказа.
fail of reality, 1 мая 2021 г.
Я не знаю, как ещё объяснить вам чувства, которые возникают при чтении «Трое» Мамлеева. Сколько раз я уже читал эту историю, и всегда нахожу что-то новое, замечаю какую-то мелкую деталь: удачно выбранное слово, интересный фразовый оборот... Язык рассказа очень простой и фактически похож на что-то среднее между библейскими притчами и книгами Достоевского — однако за этой простотой чувствуется глубина. Иначе и быть не может, ведь автор рассказа, писатель-философ Юрий Мамлеев, был невероятно образованным и чувствующим человеком.
Возможно, я совсем не понимаю того смысла, что Мамлеев закладывал в рассказ — но это и не важно. Каждый поймёт «Трое» по-своему. Каждый увидит в рассказе что-то особенное. Что вижу я? Я вижу историю трёх потерянных душ (хотя, конечно, их на самом деле больше), которые считают себя отдельными единицами бытия — и в этом заключена их трагическая ошибка. Прямо-таки по Густаву Майринку с его «Големом».
Потерянные души бродят по миру, сталкиваются и расходятся в стороны, ругаются и мирятся — но не знают, что они пребывают в великой иллюзии подлунного мира, в иллюзии, где каждое живое существо — это будто бы что-то отдельное, что-то само по себе, хотя бытует мнение (и нам о нём известно), что всё живое — лишь обеденный сон Будды, крепко спящего под раскидистым деревом Бодхи.
А когда Будда проснётся — тогда и наступит другая реальность. Верней, тогда начнётся настоящая реальность, а сон исчезнет навсегда. Возможно, грядущее будет чуть более справедливым, красивым и честным, чем долгий сон Будды. И, возможно, все мы наконец-то объединимся в нечто цельное и настоящее, и поймём, как сильно мы ошибались сотни и тысячи лет.
Кот Валентина Юрьевича, Кружок, умирал. Валентин Юрьевич разговаривал с умирающим котом, и нежно, женственно гладил чёрную шубку уходящего. А дальний родственник Коля Родимов сидел в соседней комнате и слышал весь разговор... А что было потом? Вы узнаете, если посвятите полчаса своей жизни рассказу «Трое».
В заключение скажу так. Этот рассказ даёт надежду таким Ни-Во-Что-Не-Верящим (но, скорей всего, желающим бы поверить) существам вроде меня. И потому я его люблю — ни одно из читанных мной произведений Мамлеева не достигает той же лиричности и светлой грусти, ни одно не даёт такую же надежду — пусть даже и скромную, неуверенную.
Прочтите «Трое» Юрия Мамлеева, если и Вы — потерянный в бескрайних просторах России простой человечек, а тем более — если у вас дома живёт милый пушистый котик, который поёт вам песни, согревая и жалея.