Вячеслав Рыбаков «Великая сушь»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика )
- Общие характеристики: Психологическое | Философское
- Место действия: Вне Земли (Планеты другой звёздной системы )
- Время действия: Далёкое будущее
- Сюжетные ходы: Терраформирование
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Любой
«Тридцать лет выбиваясь из сил губить то о чем мечтали спокон веков...» Люди искали разумную жизнь во Вселенной и не могли найти. Они осознали свою уникальность и неповторимость. И вот судьба преподносит им подарок — планета Сола, на которой зарождается жизнь.
опубликован в «Знание — сила», 1979, № 1.
авторецензия
Тема ответственности за непредвиденные отрицательные последствия поступков, совершенных пусть даже и с благими целями. Рассказ был переведен и опубликован в Болгарии.
Входит в:
— журнал «Знание-сила 1979'1 (619)», 1979 г.
— антологию «НФ: Сборник научной фантастики. Выпуск 21», 1979 г.
— журнал «Literatura Soviética № 1, 1982», 1982 г.
— сборник «Пробный шар», 2001 г.
— сборник «Письмо живым людям», 2004 г.
- /языки:
- русский (4), испанский (1)
- /тип:
- книги (3), периодика (2)
- /перевод:
- Ф. Пита (1)
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
amak2508, 12 апреля 2016 г.
Далеко не самая удачная вещь автора. В ней практически отсутствует сюжет, а весь текст направлен всего лишь на разъяснение и обоснование основной мысли произведения: чем выше уровень человеческой цивилизации, том все более серьезные ошибки она способна совершать. И что самое печальное — совершает. Мысль, кстати, довольно спорная и толком в рассказе так и не аргументированная (описываемая ситуация отнюдь не есть аргумент, скорее просто частный-несчастный случай).
Построение произведения тоже не самое удачное: повествование ходит как бы кругами, с каждым разом все более подробно освещая происходящее и подводя читателя к главной мысли рассказа. То есть в какой-то степени все время повторяется.
И последнее — о названии. Конечно же, если поднапрячься, аналогии между великой сушью и одиночеством человечества во вселенной провести можно. Но, все же, название рассказа так далеко от того, о чем в нем говориться...
demihero, 16 февраля 2010 г.
Первая журнальная, а потом и первая книжная публикация Вячеслава Рыбакова.
Как рассказывает сам Рыбаков, идею ему подал Борис Натанович Стругацкий. «В ту пору у любителей возвышенных материй было на слуху столкновение мнений Лема и Шкловского, — пишет он в комментарии к рассказу, — одиноки мы во вселенной или нет? Шкловский, пересмотрев свои прежние взгляды, утверждал, что одиноки. Борис Натанович, как я теперь понимаю, умело и тактично подзадоривал нас, недоумевая: вот ведь две равноправные точки зрения, но почему-то одна стократно отыгрывалась в фантастике, а на другую фантасты практически не обращают внимания. Я тут же клюнул: мол, легко, приятно и плодотворно размышлять о том, что ЕСТЬ, — но как писать о том, чего НЕТ? И Борис Натанович мигом подсёк, сказав: а вот вы и попробуйте придумать, как об этом можно написать. И я придумал. И написал».
Идея хороша: человечество далёкого будущего, уже уверенно знающее о своём одиночестве — об «исключительности, уникальности, быть может даже патологичности не только разума, но и жизни вообще» — и одержимое идеей если не найти иную жизнь среди сухих мёртвых звёзд, то хоть помочь её зарождению, человечество, готовое ради создания жизни распылять планеты и сжигать звёзды. Идея интересна. И язык, как везде у Рыбакова — живой, образный. Но...
...Но после прочтения рассказа остаётся впечатление, будто кто-то полчаса плакал у тебя на плече и промочил всю жилетку. Никакого действия: весь рассказ от начала до конца — это диалог двух героев, иногда переходящий во внутренний монолог. Герои сожалеют; герои вздыхают; герои страдают о совершённой ошибке и невозможности её исправить — а сквозь этот поток ненастроения медленно, нехотя проглядывает идея. Герои рефлексируют во всех рассказах Рыбакова, но здесь кроме этой рефлексии почти ничего и нет.
Так что, невзирая на идею и язык — ставлю семь баллов.
Yazewa, 14 января 2008 г.
Безусловно, этот рассказ должен чрезвычайно дорог автору как первая публикация. Скучновато для любителей динамичных сюжетов. Коротковато для любителей психологических. Ощущение отрывка из какой-то большой вещи, или из цикла.