Терри Гудкайнд «Воин по зову сердца»
Армия людоедов Шан-так во главе со своим Владыкой, императором Сулаканом, и владеющим оккультными силами епископом Ханнисом Арком, наступает на Народный Дворец. И поднимает за собой погосты. А Мать-Исповедница горюет о Ричарде, чья душа попала в лапы слуг Сулакана в царстве мёртвых. Ведьма Руд её последняя надежда...
Входит в:
— цикл «Вселенная Меча Истины» > цикл «Ричард и Кэлен»
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Алираэль, 16 мая 2024 г.
Последняя книга цикла под кодовым названием “Зачем ты это читаешь? У тебя же есть на полках хорошие книги!” Под конец даже герои начинают ныть, что их уже это всё достало и скорей бы всё это закончилось. Что полностью отражает чувства читателя.
Уставшие герои. Изжившая себя история. Непрерывное морализаторство. И очень много того, что вызывает моё негодование.
Последняя книга — о том, как автор пытается разрулить эту историю так, чтобы все хорошие герои остались счастливы (возможно, при этом мертвы), а все плохие — мертвы. Уже не интересно. Мы за предыдущие тринадцать книг уже поняли всё, что автор мог сказать. В последней — лишь повторение многократно пережёванных мыслей и сюжетов. Спасибо, что это закончилось.
Slimper753, 18 октября 2022 г.
Спойлеры!
Вот и кончился подцикл Вселенной Меча Истины, который, по сути, ничем особо не отличается от основного цикла, даже несмотря на название «Ричард и Кэлен», это не приключения Ричарда и Кэлен, а, как и в оригинальном цикле, приключения двух персонажей отдельно друг от друга с редким пересечением. Какая-нибудь Саманта или морд-сит больше времени проводят с Ричардом, чем его жена Кэлен. Хотя всё же логично, Ричарду всюду нужна чья-то помощь, а от Кэлен пользы, как от козла молока: мечом любой может махать, а её способность Матери-Исповедницы хоть и крутая, но одноразовая. Пойду по порядку.
Первое, что вызывает вопросы в этой книге, это столь быстрое желание Кэлен сжечь тело Ричарда. И если бы не кошечка Рэд, она бы так и сделала, но вовремя подумала, что стоит поискать способ его все же спасти, как, например, это сделал сам Ричард, когда Никки уверяла, что это просто абсолютно невозможно. Ричард пожертвовал жизнью и душой ради любимой, а та без особых раздумий решила его зажарить. А зачем тогда тело сохранили с помощью магии? Отдельно жалко солдат, которым пришлось потратить время и силы, чтобы собрать костер, но благо его потом использовали для Кары, значит, не зря старались.
Касательно Кары. Ушла кого-то убить, никого не убила, вернулась уже с духом внутри и помогла Ричарду ожить. Объяснений этому мы не увидим.
Тёмный мир ещё больше стал похож на простую тюрьму, из которой при сильном желании можно даже сбежать. «— У тебя должны быть друзья здесь, — уклончиво сказала Ная. — Духи, обладающие мощью и должными связями.» И у Сулакана там связи и подконтрольные духи, теперь и другие умершие должны обладать связями, чтобы выбить себе комфортабельную камеру, плюс одни духи могут нападать на других. Чем вообще занят вертухай Владетель? И почему плохие и хорошие духи находятся в одном месте, откуда вообще исходит всё зло в мире? Странно это. Но главное, что герои даже в аду нашли время посидеть и поболтать по душам, хотя там нет времени, так что почему бы и нет, однако демоны утаскивали душу Ричарда всё глубже и глубже, и надо было его скорее спасти, но если времени нет, зачем спешить? Мне кажется, автор сам не до конца понял, что придумал. Как и с балансом мира, и если поковыряться, можно найти кучу несоответствий.
Но всё же в книге есть и плюсы. Автор иногда придумывает действительно интересные системы и ходы, но, к сожалению, все эти оригинальные идеи размываются в огромном количестве воды в тексте. Тема с пророчествами действительно интересна. Пророчества приходят из Подземного мира, где нет времени, поэтому прошлое, настоящие и будущее слиты воедино, и вот духи посредством Машины предсказаний посылают в мир видения, которые в мире мертвых являются вечным настоящим, а в обычном мире будущим. «Пророчество уравновешивается свободной волей. Действия, основанные на свободной воле, вытесняют вечное настоящее, отталкивают от него будущее и вневременной фактор, тем самым отменяя предсказание при помощи человеческого выбора. Свободный выбор противоречит пророчеству, жизнь и смерть находятся в равновесии. Пророчество — элемент мира мертвых, тогда как свободная воля — элемент мира живых.» — как по мне, это очень круто.
Также к своеобразному плюсу можно отнести сложнейший план Сулакана, основанного на пророчествах. Он знал о шкатулках Одена, о том, что умрет, о Ричарде-Несущим смерть, о том, что тот его оживит. Даже наименование «Несущий смерть» имело, если я правильно помню, свой смысл в прошлых книгах, а теперь этот смысл поменялся, что подтверждает ранее сказанное о пророчествах, о том, что они имеют свойства повторяться, просто в измененном виде. Это довольно круто. Хотя с другой стороны это можно назвать притянутым за уши, ведь Сулакан до этого подцикла вообще не упоминался, как и полулюди всякие, а тут нате вам. Мне он несколько напомнил Айзена из манги и аниме Блич, который тоже что-то знал и всё подстроил так, чтобы заполучить силу и сразить главного героя, за которым присматривал с рождения, и даже еще до его рождения за его родителями, чтобы тот в итоге обрел необходимые для него силы. В итоге становится понятна эта одержимость всеми и самим автором пророчествами с первой книги подцикла — Ричард должен положить конец пророчеству, уничтожить его. Такое ощущение, что автор придумал всю эту историю с самого начала, но я уверен, что эта идея пришла к нему намного позже, и именно поэтому он начал писать продолжение после Правил волшебника — позволить героям начать новую золотую эпоху. Это правда неплохо.
Также можно похвалить, что, несмотря на сюжетную броню у Ричарда и Кэлен, автор не боится убивать некоторых отдельных персонажей, например Зедда и Кару, а также ее мужа Бена, что довольно трагично, хотя практически бессмертие Ричарда и Кэлен несколько портит общую картину. Автор руками Саманты убил целую деревню неплохих людей, а потом и саму Саманту, и в итоге хэппи энд оказался не столь приторным, какой часто получается и у самого Гудкайнда, и у многих других авторов фэнтези. Хотя полулюди, обретшие души и ставшие из-за этого добрыми и хорошими, как и в случае с бессмертием Ричарда и Кэлен, также портят общую картину. В общем, автор соблюдает довольно странный баланс истории.
Но всё же не сказал бы, что эта книга прям шедевр. Автор все еще делает странные сюжетные ходы, иногда противоречащие логике. Например, финал. Вроде говорилось, что полулюди не могут иметь души, особенно потому, что нынешние полулюди лишь потомки самых первых, а те давно умерли, и даже если бы души тех первых оказались в мире, тел-то уже нет; но вдруг Ричард вбирает их (их же?) души в свой меч (а так можно было, что ли?) и выпускает их перед полулюдьми, и вуаля, души влетают в тела, как в родные. Как так? И как же повезло, что количество душ оказалось равно количеству тел. Еще бы одного получеловека убили, и одна душа оказалась бы неприкаянна, и наоборот. И как Ричард вообще до этого додумался? Почему просто убежал и ничего никому не сказал? Почему бросил Кэлен, зная, что в любой момент в замок ворвутся полулюди и всех съедят? Они выживали-то на протяжении всего подцикла только потому, что у Ричарда вовремя находился союзник в лице вражеских морд-сит.
А где, кстати, правители провинций Д'Хары из первой книги, которые считали, что Ричард фиговый правитель и они хотят следовать за Ханнисом Арком? Вот он явился, выходите приветствовать! Куда они все делись-то? Устроили практически какой-то заговор, разбежались по своим домам и всё, автор про них полностью забыл.
Финальное объяснение я вообще не понял, так что даже не буду анализировать, как так всё получилось. Избавился от яда, вернул дар, вернул яд, выкричал яд, уничтожил Машину предсказаний и так далее. Трезвым не разберешься.
7/10 — относительно неплохое завершение цикла, большинство сюжетных нитей сошлись воедино, и если смотреть на подцикл в общем, как на масштабную историю, несколько со стороны, то даже неплохо, но стоит приблизиться, чтобы разглядеть детали, то понимаешь, что бОльшая часть истории шита белыми нитками, имея лишь отдельные действительно интересные элементы. Как я уже писал в отзыве к предыдущей книге: четырехтомник надо было сократить до романа-эпопеи из двух книг. Но в этом случае автор заработал бы в два раза меньше денег, а это уже недопустимо!
ZloyV, 31 марта 2021 г.
Абсолютно нелогичное и необязательное продолжение основной серии «Меч истины». Для фанатов, конечно, сойдёт, но следить на протяжении четырех романов за полным бессилием главгероев — довольно мучительно. Конечно, в конце автор попытался все рояли сдвинуть в одну большую кучу, но получилось не особо ярко.
Лара Анатольевна, 3 августа 2017 г.
Куда-то не туда повело автора... Обожаю цикл «Меч истины», но серия «Ричард и Келен» очень разочаровала... Я не буду все описывать, просто скажу, что оценку «7» я поставила только из за любимых героев. А вот книгу «Сердце войны» (и всю серию соответственно) я и вовсе вряд ли буду перечитывать, потому что