Сакё Комацу «Цветы из дыма»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика )
- Общие характеристики: Психологическое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Не определено ) | Вне Земли (Планеты другой звёздной системы )
- Время действия: Далёкое будущее
- Сюжетные ходы: Ксенофантастика
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
На далёкой планете Фальф бытует таинственное искусство: умение делать цветы из разноцветного дыма. Представитель Земли, вооружённый деньгами и властью, прибыл на Фальф, чтобы перевезти небывалое умение на Землю.
Первая публикация — в журнале «Gendai sōka» (яп. 『現代挿花』), 1963/11. В 1967-м в составе сборника «生きている穴 / Ikiteiru ana».
Входит в:
— сборник «生きている穴 / Ikiteiru ana», 1967 г.
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Орхан Бабазаде, 25 января 2022 г.
Отличный рассказ. Для меня он особо важен тем, что описывает что-то такое, что делает «искусство искусством».
Zivitas, 20 марта 2018 г.
Планета Фальфа: окраина цивилизации, таинственные улыбки аборигенов, их хрупкое искусство... А против них — самоуверенные земляне — нахрапистые, грубые, бездуховные. Столкновение культур. Фальфа вынуждена подчиниться. Земляне ничего не поняли, всё извратили.
И какова мораль? «У фальфианцев и землян разная психология... Логика землян отвергает обман, даже обман прекрасный. Для вас красота — вещь сугубо материальная».
При этом в рассказе очень много внимания уделено феномену улыбки аборигенов, которой даже посвящена статья в землянской энциклопедии. «Жители улыбаются тогда, когда хотят скрыть свои истинные чувства». Да ведь это же прямолинейная отсылка к «Носовому платку» Акутагавы (см. А.Стругацкого по этому поводу: https://fantlab.ru/article470). Ну, всё понятно, кто тут фальфианцы, а кто — земляне.
В результате — рассказ о национальных комплексах, мифах и обидах, очень условно облачённый в фантастический наряд. Прошли японцы и через это...
god54, 20 февраля 2014 г.
Хороший рассказ. В нем есть все. Оригинальная фантастическая идея о цветах из дыма. Неплохая философская составляющая о взаимоотношении религии, искусства, традиций, народного духа. А также литература, которая позволяет читать и немного грустить вместе с автором.