fantlab ru

Владимир Щербаков «Зелёный поезд»

Рейтинг
Средняя оценка:
4.42
Оценок:
77
Моя оценка:
-

подробнее

Зелёный поезд

Рассказ, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 16
Аннотация:

Крайний Север. Мир суровой красоты и бескрайних снегов. Испытатель железнодорожных путей видит Зелёный поезд — поезд о котором ходят легенды, которого не может быть, ведь он не нуждается ни в светофорах, ни стрелках, он может пробежать кое-где и по недостроенным дорогам ночью или днём, в пургу или бурю.

Примечание:

Первая публикация: В. Щербаков. Зеленый поезд: Фантастический рассказ / Рис. Е. Шукаева // Вокруг света, 1975, №9 – с.27-32.


Входит в:

— журнал «Вокруг света 1975'09», 1975 г.

— сборник «Красные кони», 1976 г.

— антологию «Фантастика, 75-76», 1976 г.

— антологию «Okno w nieskończoność», 1980 г.



Красные кони
1976 г.
Фантастика 75/76
1976 г.

Периодика:

Вокруг света № 9, сентябрь 1975
1975 г.

Издания на иностранных языках:

Okno w nieskończoność
1980 г.
(польский)
Простір Гільберта
1988 г.
(украинский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Владимир Щербаков — один из плеяды писателей, воспевавших всенародные стройки и романтику молодежных строительных бригад. Но в данном рассказе производственная тематика наложилась на поэтизированное представление о встрече с внеземным разумом: по бескрайним просторам Крайнего Севера, где советская молодежь прокладывает новую стальную магистраль, ходит легенда о «зеленом поезде». Зеленым его называют не за цвет, а за умение проскочить любой участок магистрали на зеленый свет. При этом сам поезд напрямую увидеть нельзя — он покажется каким-то размытым зеленым (или синим) облаком, опустившимся с небес. Главный герой рассказа, к примеру, увидел поезд в отражении глаз своего товарища. И тогда у них созрел план сфотографировать этот феномен и измерить его скорость...

Сейчас немного странно читать сей романтический бред, удивляясь, что 45 лет назад воспринимал его как необходимый антураж всеех комсомольских строек. Может, тогда эмоциональный фон в стране кардинально отличался от современного (мы все тогда были романтиками). а может, мне просто не с чем было сравнивать нашу фантастику (Брэдбери я впервые прочел в 1976 году). Сегодня я вижу целый ворох нестыковок и шероховатостей сюжета, что сильно мешает мне оценить всю его обоснованность и красоту. Действительно, идея организовать наблюдение за звездами, рассылая по Вселенной наблюдательные группы ученых, звучит весьма глупо и примитивно: современные телескопы спокойно следят за жизнью ДРУГИХ ГАЛАКТИК, расположенных в миллионах световых лет от Млечного Пути! Если уж так надо было потратиться, лучше было построить базу на какой-либо необитаемой планете (например, Марсе) и наблюдать за своими целями «от пуза», не боясь случайного раскрытия своего присутствия перед аборигенами. Так, как это сделали герои повести Колупаева «Качели Отшельника». Но запихивать свои измерительные приборы в поезд, мчащайся со скоростью 190 км/ч — это уж ни в какие двери не лезет... Идея, конечно, плоха и непродуманна, так что «шестерку» поставил фактически за светлую романтику комсомольских строек и возвышенный лирический слог изложения.

------------------

РеЗЮМЕ: поэтизированное изложение темы Первого Контакта, совмещенное с темой освоения Крайнего Севера. Будет интересно только тем, кто жил в те далекие времена.

Оценка: 6
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Весьма поэтически — эффемерный рассказ, как и очень многое из/или в творчистве Щербакова. Техногенный мираж, тайга и путишествие по ней, исследование аномального феномена,технологические теории постройки сверх радиотелескопов, и, кудаж ж без них... тех самых, инопланетян, вечных странников исследующих космос и несущих в той же биологической форме подобия нас самих, доброе — вечное — мудрое. Да при этом и осуществляющих контроль незаметно живущих рядом с нами. При этом мчащихся по просторам как космоса, так и тайги (зациклило их что — то в тайге, видать потеряли ориентир, что стали ездит по кругу) на чисто земнм средстве передвижения. Может это ещё и смотрелось прекрасно — романтично в 70- х, но уж как — то наивно в наш просвящённый и рациональный век.

P.S. Отчасти, лишь только отчасти, некоторыми техническими ньюансами этот рассказ мне напомнил сразу два произведения, о которых сам автор рассказа и не мог догадываться тогда, потому как срок их реализации ещё не наступил : 1) Де Ченси «Космострада» (весь смысл в путешествии с планеты на планету транспортного средства через порталы) ; 2)Дж. Олшен «Не демонтировать!» (о появлении и материализации техногенных миражей).

Только от того, что мне нравятся многие произведения об освоении Севера и Заполярья, Сибири и Дальнего Востока ставлю 4. В рассказе хоть есть небольшой смысл...А вообщем — многие произведения Щербакова расчитаны на, ну, весьма специфичного читателя.

Оценка: 4
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Несмотря на то, что рассказ содержит многочисленные описания природы, тем не менее текст оставляет ощущение, что читаешь застойную советскую политинформацию о комсомольских стройках. Особенно диалоги — так живые люди не разговаривают.

И вот, на одной из таких строек, на недостроенных железнодорожных путях начал появляться некий мистический зеленый поезд. Но так как в советской фантастике мистики быть не могло, то последовало научно-фантастическое объяснение феномена. Объяснение это какое-то глупое, скомканное и полубредовое.

Рассказ ценен только для историков развития фантастики, никаких других достоинств у рассказа нет.

Оценка: 1
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Ещё один рассказ Щербакова, кажущийся частью чего-то большего, как «Морег». В какой-то момент я даже был уверен, что это рассказ — фрагмент романа «Чаша бурь», но ошибся. Есть какая-то поэтика, но больше ничего.

Оценка: 3


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх