Владимир Щербаков «Зелёный поезд»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика )
- Общие характеристики: Лирическое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Россия/СССР/Русь )
- Время действия: Близкое будущее
- Сюжетные ходы: Контакт
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
Крайний Север. Мир суровой красоты и бескрайних снегов. Испытатель железнодорожных путей видит Зелёный поезд — поезд о котором ходят легенды, которого не может быть, ведь он не нуждается ни в светофорах, ни стрелках, он может пробежать кое-где и по недостроенным дорогам ночью или днём, в пургу или бурю.
Первая публикация: В. Щербаков. Зеленый поезд: Фантастический рассказ / Рис. Е. Шукаева // Вокруг света, 1975, №9 – с.27-32.
Входит в:
— журнал «Вокруг света 1975'09», 1975 г.
— сборник «Красные кони», 1976 г.
— антологию «Фантастика, 75-76», 1976 г.
— антологию «Okno w nieskończoność», 1980 г.
- /языки:
- русский (3), украинский (1), польский (1)
- /тип:
- книги (4), периодика (1)
- /перевод:
- Р. Вильчиньска (1)
Периодика:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Darth_Veter, 22 июня 2021 г.
Владимир Щербаков — один из плеяды писателей, воспевавших всенародные стройки и романтику молодежных строительных бригад. Но в данном рассказе производственная тематика наложилась на поэтизированное представление о встрече с внеземным разумом: по бескрайним просторам Крайнего Севера, где советская молодежь прокладывает новую стальную магистраль, ходит легенда о «зеленом поезде». Зеленым его называют не за цвет, а за умение проскочить любой участок магистрали на зеленый свет. При этом сам поезд напрямую увидеть нельзя — он покажется каким-то размытым зеленым (или синим) облаком, опустившимся с небес. Главный герой рассказа, к примеру, увидел поезд в отражении глаз своего товарища. И тогда у них созрел план сфотографировать этот феномен и измерить его скорость...
Сейчас немного странно читать сей романтический бред, удивляясь, что 45 лет назад воспринимал его как необходимый антураж всеех комсомольских строек. Может, тогда эмоциональный фон в стране кардинально отличался от современного (мы все тогда были романтиками). а может, мне просто не с чем было сравнивать нашу фантастику (Брэдбери я впервые прочел в 1976 году). Сегодня я вижу целый ворох нестыковок и шероховатостей сюжета, что сильно мешает мне оценить всю его обоснованность и красоту. Действительно, идея организовать наблюдение за звездами, рассылая по Вселенной наблюдательные группы ученых, звучит весьма глупо и примитивно: современные телескопы спокойно следят за жизнью ДРУГИХ ГАЛАКТИК, расположенных в миллионах световых лет от Млечного Пути! Если уж так надо было потратиться, лучше было построить базу на какой-либо необитаемой планете (например, Марсе) и наблюдать за своими целями «от пуза», не боясь случайного раскрытия своего присутствия перед аборигенами. Так, как это сделали герои повести Колупаева «Качели Отшельника». Но запихивать свои измерительные приборы в поезд, мчащайся со скоростью 190 км/ч — это уж ни в какие двери не лезет... Идея, конечно, плоха и непродуманна, так что «шестерку» поставил фактически за светлую романтику комсомольских строек и возвышенный лирический слог изложения.
------------------
РеЗЮМЕ: поэтизированное изложение темы Первого Контакта, совмещенное с темой освоения Крайнего Севера. Будет интересно только тем, кто жил в те далекие времена.
Error, 25 ноября 2017 г.
Весьма поэтически — эффемерный рассказ, как и очень многое из/или в творчистве Щербакова. Техногенный мираж, тайга и путишествие по ней, исследование аномального феномена,технологические теории постройки сверх радиотелескопов, и, кудаж ж без них... тех самых, инопланетян, вечных странников исследующих космос и несущих в той же биологической форме подобия нас самих, доброе — вечное — мудрое. Да при этом и осуществляющих контроль незаметно живущих рядом с нами. При этом мчащихся по просторам как космоса, так и тайги (зациклило их что — то в тайге, видать потеряли ориентир, что стали ездит по кругу) на чисто земнм средстве передвижения. Может это ещё и смотрелось прекрасно — романтично в 70- х, но уж как — то наивно в наш просвящённый и рациональный век.
P.S. Отчасти, лишь только отчасти, некоторыми техническими ньюансами этот рассказ мне напомнил сразу два произведения, о которых сам автор рассказа и не мог догадываться тогда, потому как срок их реализации ещё не наступил : 1) Де Ченси «Космострада» (весь смысл в путешествии с планеты на планету транспортного средства через порталы) ; 2)Дж. Олшен «Не демонтировать!» (о появлении и материализации техногенных миражей).
Только от того, что мне нравятся многие произведения об освоении Севера и Заполярья, Сибири и Дальнего Востока ставлю 4. В рассказе хоть есть небольшой смысл...А вообщем — многие произведения Щербакова расчитаны на, ну, весьма специфичного читателя.
Carex, 27 июля 2014 г.
Несмотря на то, что рассказ содержит многочисленные описания природы, тем не менее текст оставляет ощущение, что читаешь застойную советскую политинформацию о комсомольских стройках. Особенно диалоги — так живые люди не разговаривают.
И вот, на одной из таких строек, на недостроенных железнодорожных путях начал появляться некий мистический зеленый поезд. Но так как в советской фантастике мистики быть не могло, то последовало научно-фантастическое объяснение феномена. Объяснение это какое-то глупое, скомканное и полубредовое.
Рассказ ценен только для историков развития фантастики, никаких других достоинств у рассказа нет.
ArtTrapeza, 13 июля 2015 г.
Ещё один рассказ Щербакова, кажущийся частью чего-то большего, как «Морег». В какой-то момент я даже был уверен, что это рассказ — фрагмент романа «Чаша бурь», но ошибся. Есть какая-то поэтика, но больше ничего.