Вячеслав Морочко «Там, где вечно дремлет тайна…»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика )
- Общие характеристики: Приключенческое
- Место действия: Вне Земли (Открытый космос | Планеты другой звёздной системы )
- Время действия: Далёкое будущее
- Сюжетные ходы: Вторжение «Чужих» | Становление/взросление героя
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Любой
Стоило Старику, лицо которого пересекал глубокий шрам, появиться в кают-компании грузового космического лайнера «Байкал», как все разговоры сами собой увядали. Чингиз не знал, что это ещё не самое страшное существо, с которым ему придётся столкнуться на борту лайнера. Совсем даже наоборот.
Входит в:
— антологию «Фантастика, 1969-1970», 1970 г.
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Tullma, 21 декабря 2022 г.
Идея очень и очень хороша, но подача более чем странная. Вообще ощущение, что события развиваются слишком стремительно, не хватает разъяснения некоторых событий, что-то получается каким-то волшебным образом, концовка могла бы быть сентиментальной, но увы не вышло.
Что не так с существами? Это разумные «нечто» поглощенные жаждой размножения и поглощения, но их мысли слишком пафосные для этого. Если у астридов есть цель — жрать и размножаться, то почему они думают о собственном величии? Им должно быть несколько плевать на то, кто великий и разумный, а кто нет, главной темой их размышлений должна быть охота, как мне видится. Кроме того существо думает о том, что они все связаны, они все одинаковые, действуют как единое целое и чувствуют друг друга, в этом залог их успеха и тут же — сначала сожру людей, а потом своих собратьев, потому что я тут самый великий. Ощущается в этом какая-то нестыковка.
Главный герой — бортмеханик, определенно уже не подросток, но его поступки именно поступки подростка. Такое ощущение, что у него гормональный всплеск, поэтому он то рыдает, то ярится. Похоже на биполярное расстройство. То у него мужик со шрамом вызывает отторжение, а потому значит он враг (почему? каким образом он пришёл к мысли, что человек играет на стороне совершенно не человекоподобных существ? это вызывает недоумение!), потом понимает ошибку — кается, злится на себя и пытается заставить всех признать себя виновным, откровенно ноет. Его успокаивают насильно — делай свою работу! Я понять не могу сколько главному герою лет? Почему его допустили с такими психическими проблемами к настолько ответственной работе?
Дальнейшее описание событий — вообще сложно воспринимать. Что происходит не понятно, почему это происходит тоже не ясно, очевидно нам описывают события с точки зрения главного героя, который большую часть событий в отключке, т.е. события мы видим урывками. Получается какое-то рваное повествование, когда «нет выхода, мы все умрем, нам до дома никак не долететь» неожиданно превращается в «мы вдруг долетели, мы спасены, тот лысый мужик всех спас».
Хочется ругнуться плохим словом, ведь идея действительно хороша, очень жалко потерянный потенциал этой истории. Концовка так совсем подкачала. Сама по себе идея встречи этих персонажей и их связь могла бы получиться, если бы автор уделил этому чуть больше внимания. Мы видим воспоминания главного героя в самом начале, но в течение всего последующего повествования ни слова о том, что ГГ есть хоть какое-то дело до этого человека из своего прошлого (отчаянно пытаюсь не спойлерить). Если бы проявлял попытки в течение рассказа действовать, как Он, или, например, противопоставлял бы себя Ему, то финальный твист был бы к месту. А так всё мимо. Увы и очень жаль. Только за идею 7 из 10.
god54, 10 марта 2015 г.
Сама по себе идея рассказе очень даже оригинальная и мне пока еще не встречались аналоги. Неизвестные, но разумные существа, пытаются напасть на космический корабль землян, которые отчаянно сражаются за свою жизнь. А вот описание битвы по сравнению с нонешними боевиками, конечно, здорово уступает. К тому же концовка в виде конечного предложения, как мне кажется, вообще притянута за уши, это было лишним. В целом для того времени это было почти революционное произведение в советской фантастике.