Л. Пантелеев «Маруся Фёдоровна»
- Жанры/поджанры: Реализм
- Общие характеристики: Психологическое | Социальное
- Место действия: Наш мир (Земля) (Россия/СССР/Русь )
- Время действия: 20 век
- Сюжетные ходы: Становление/взросление героя | Обучение в школе/академии/ВУЗе
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
Эта хрупкая барышня даже не умела сердиться, но на её уроках ботаники все сидели смирно и слушали про мотыльковые и губоцветные растения. Знакомство с ней, увы, было недолгим.
Входит в:
— цикл «Республика ШКиД» > цикл «Шкидские рассказы» > цикл «Последние халдеи»
— сборник «Избранное», 1967 г. > Рассказы о детях > цикл «Последние халдеи»
— сборник «Живые памятники», 1966 г.
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Mishel78, 25 апреля 2021 г.
В рассказе из цикла «Республика ШКиД», с которым я знаком по одноимённому фильму, речь идёт о том, как в школу-интернат для детей-сирот, которые сплошь мальчуганы сорвиголовы, приходит девочка, к которой сходу прицепилось имя Маруся Фёдоровна. И не зря автор описал любовь Маруси к ботанике. Она сама являлась нежным цветком — красивым и приятно благоухающим, способным своей кроткой красотой усмирить довольно буйный нрав воспитанников и смягчить их ожесточённое невзгодами сердце.
Помимо яркого образа героини, в произведении есть ещё и общий образ всех воспитанников — детей послереволюционной поры. Сам дух детского коллектива, который являлся очень сплочëнным из-за тяжёлых условий в стране, охваченной пожаром октябрьской революции, незримо витает в каждом предложении рассказа. И по ходу повествования становится понятным, что взрослым доступ к внутреннему миру детей запрещён. И общая беда — тяжёлая болезнь Маруси, сплотила детей ещё больше и обнажила самые лучшие их качества.
Рассказ достаточно короткий, но дающий, тем не менее, достаточное представление о цикле в целом. В нём нет сентиментальностей, а финал очень грустный, однако, всё же полезно его прочитать и детям и взрослым. Детям рассказ поможет пробудить эмпатию, а взрослые вспомнят, каково это — искренняя поддержка всего коллектива в трудной ситуации. А самое главное, что как бы не тяжела была наша жизнь, необходимо иногда вспоминать, что кому-то может быть ещё тяжелее, а значит не нужно уставать проявлять лучшие человеческие качества.