Лю Цысинь «О муравьях и динозаврах»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика )
- Общие характеристики: Социальное
- Место действия: Наш мир (Земля) (Не найденные (вымышленные) континенты, земли, страны | Не определено )
- Время действия: Дочеловеческие времена
- Сюжетные ходы: Техногенные катастрофы | Изобретения и научные исследования
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
Роман — финалист польской премии Книга года.
145 миллионов лет назад. Мезозойская эра. Меловой период.
Великие империи муравьев и динозавров мирно сосуществуют. Действуя сообща, они достигли больших успехов, но несмотря на это, различия между ними остаются слишком велики. Сможет ли их союз уцелеть или подозрения и межвидовая ненависть приведут к вымиранию?
Наука пытается найти ответ на глобальные философские вопросы бытия.
Расширенная (65 тыс. слов в оригинале) версия повести «白垩纪往事» («Однажды в Меловом периоде»), длинной 25 тыс. слов.
Номинации на премии:
номинант |
Книга года по версии сайта Lubimyczytać.pl / Książka Roku Lubimyczytać.pl, 2021 // Научная фантастика (678 голосов) |
- /языки:
- русский (3), английский (1), венгерский (1), китайский (1)
- /тип:
- в планах (1), книги (5)
- /перевод:
- А. Гришин (3), А. Дранка (1)
В планах издательств:
Издания:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Solonchik, 25 декабря 2023 г.
Роман это, конечно, никакой не роман, а притча. До определенной степени — научно-фантастическая притча.
Уши узнаваемых образов торчат всюду, назидательный смысл и морализаторский пафос вынесены на первый план.
Однако, как ни странно, отторжения эта не вызывает. То ли дело в писательском таланте Лю Цысиня (специфическом), то ли -- в богатой социально-философской традиции Китая, которая привыкла облекать нравоучения в подобные формы, а вернее всего -- в том и другом разом. Но читать эту историю интересно.
Итак, о чем? Пунктирная линия о цивилизации мелового периода, которая возникла из симбиотических отношений крупных хищных рептилий (хотя местами там и птеродактили со стегозаврами фигурировали, но все же основной акцент сделан на Тирано- и Тарбозаврах) и крошечных муравьев. Первые обладают фантазией, волевыми стремлениями к научному поиску и экспансии. Вторые — способностью к тонким (очень тонким!) инструментальным операциям, копированию любой информации и материальных объектов и невероятной дисциплиной исполнения. Первые — гиперпотребляют ресурсы в огромном количестве, их промышленность и искуственная среда обитания уничтожают экосистему Земли. Вторые — не выживут и не сохранят достижения цивилизации без первых. И обе цивилизации уверены в своей абсолютной исключительности и том, что именно они играют ведущую роль, но выжить друг без друга им не дано.
До кучи динозавры, кстати, расколоты на 2 сверхдержавы, не вцепившиеся друг другу в глотки лишь благодаря взаимному ядерному сдерживанию. И лишь терпеливые и трудолюбивые муравьи не участвуют в этой вакханалии насилия и изо всех сил помогают и тем и другим, пытаясь вразумить их и перейти к стратегии «нулевого роста».
Узнаваемые реалии, не правда ли?
Кхм. Вот. Понятно, теперь, почему это не роман, а дидактическая притча в лучших традициях Китая? И ху, как говорится, тут из ху?
С ходу я могу припомнить 2 нф-романа, которые мне напомнает эта история. «Дети времени» А. Чайковски. Не очень НАУЧНО-фантастический, со слащавым хэппи-ендом, но все же роман о возвышении насекомоподобного вида и установление через вражду сотрудничества с людьми. И возможный источник вдохновения «Детей времени» — цикл «Мир пауков» Колина Уилсона. И там, и там очень сильны были морализаторские посылы (правильные посылы, чего уж греха таить! Жонглировать зажжеными спичками, стоя посреди моря керосина -- так себе затея), и там и там речь шла о меж- и внутривидовом сотрудничестве. Литературно и идейно, пожалуй, «Мир пауков» посильнее будет и «Детей времени» и «О муравьях и динозаврах».
Но есть у романа Лю Цысиня один плюс, который перевешивает. Он... короткий. 174 страницы. Никакой воды. Никаких влажных сексуальных фантазий автора (вспомним время, в которое писал Уилсон и поймем, почему так). Никаких долгих описаний, ни строчки лишних диалогов. На 174 страницах Цысинь развернул конспект фантастической исторической хроники протяженностью несколько долгих то ли миллионолетий, то ли тысячелетий. Уважаемо.
В общем, 9 цысиней из 10. Это не «Темный лес», и не «Аччелерандо», бьющие своей концептуальностью, но история, которую я с удовольствием прочитаю и обсужу с 12-летним сыном.
Нортон Коммандер, 3 января 2024 г.
От этого романа не стоит ждать правдоподобного описания иных разумных цивилизаций. Действительно, это скорее притча, чем научная фантастика. И она гораздо ближе, наверное, к «Скотному двору» Оруэлла, чем к «Эдему» Гаррисона.
Жаль, что Лю Цысинь не уделил больше внимание достоверности, это могло бы сильно обогатить роман.
Перечислю некоторые нелепости данного произведения:
- Не понятна датировка описываемых событий. Действие первых глав происходит 145 млн. лет назад, в начале мелового периода. Конец истории это, соответственно, конец мелового периода. Но, судя по сюжету, цивилизация муравьёв и динозавров существует тысячи, но никак не миллионы лет.
- Тираннозавров 145 миллионов лет назад не было, они жили только в конце мелового периода.
- Все, кто хоть раз видел изображение тираннозавра, понимают, что он не мог достать лапами до зубов или глаз. А тираннозавры в романе запросто так делают.
- Тираннозавры и тарбозавры не могли жить в одном месте, они обитали в разных частях света.
- Стегозавры вообще жили в юрском периоде.
- В одном из эпизодов муравьи, находясь в желудке динозавра, видят то, что их окружает, потому что туда сквозь кожу пробивается свет (!).
- Разумными по версии Лю Цысиня становятся не один какой-то вид динозавров или муравьёв, а почему-то все динозавры и муравьи.
- В одном из эпизодов муравей в диалоге с другим муравьём упоминает в речи сигарету (!): «Даже если такая штука вспыхнет прямо на голове императора динозавров, он пострадает не больше, чем от случайного ожога сигаретой!». При этом курящие тираннозавры больше ни разу не упомянуты.
- Почему-то все динозавры в романе гигантские. Они метают копья по 40 метров длиной, машины у них размером с многоэтажку, а самое крупное здание настолько большое, что там свой микроклимат — образуются облака и идут дожди под потолком. Всё-таки в реальности динозавры были не настолько огромными. А почему в цивилизацию динозавров не вошло множество видов относительно небольшого размера автор никак не объясняет.
Таким образом, складывается впечатление, что книгу с таким количеством несуразностей мог написать первоклассник, но никак не всемирно известный фантаст. Но, тем не менее, читается роман с интересом. Интереснее всего наблюдать за тем, куда же дальше вывернет авторская фантазия. Лю Цысинь уникален умением сочетать нелепое и мудрое.
Если рассматривать эту историю как притчу, то нетрудно провести аналогии. Две сверхдержавы динозавров — Лавразия и Гондвана — это СССР/Россия и США, а Формиканская федерация муравьёв — Китай. Запад есть Запад, Восток есть Восток, но вместе они дополняют друг друга и выходят на новый уровень. И, достигая больших результатов, цивилизация в то же время ставит под угрозу весь мир.
Xocotl, 13 ноября 2024 г.
Да, соглашусь, что мини-роман скорее притча, чем фантастикма. Идея симбиоза разумных динозавров и муравьев интригует, но реализация показалась мне несколько наивной.
С одной стороны, читается легко и быстро. Нет затянутых описаний или сложных научных терминов. Автор сосредоточен на взаимоотношениях двух цивилизаций, их конфликтах и попытках сотрудничества. В этом легко увидеть аллегорию на современное человечество с его проблемами перенаселения, экологического кризиса и гонки вооружений.
С другой стороны, сама история кажется довольно простоватой, даже детской. Персонажи не вызывают особого сопереживания, а мораль слишком прямолинейна. Кроме того, некоторые научные неточности (уопмянутые в других отзывах) немного режут глаз. Хотя, возможно, это просто не стоит принимать слишком близко к сердцу, ведь перед нами всё-таки притча.
В целом, книга оставила приятное послевкусие, но без какого-то яркого впечатления. 7 из 10 – за оригинальную идею и легкий слог, но с минусом за простоту сюжета и некоторые научные ляпы. Пожалуй, рекомендовал бы её тем, кто ищет незатейливое чтение с философским подтекстом.
majj-s, 28 ноября 2023 г.
Фантастическая история, в основу которой положено допущение, что на тех глубинах истории, которые скрыты от нас, на Земле вполне могли развиваться цивилизации, ничего общего не имеющие не только с человеческой, но и с концепцией единственного доминирующего вида. Например параллельное сосуществование и симбиоз громадных динозавров и крохотных муравьев. Масштабы сопоставимы с людьми и наноботами, как они видятся футурологам, с почти тем же набором функций: лечить, утилизировать отходы, играть ключевую роль в информационных процессах. На самом деле этот симбиоз в действии очарователен, а наблюдать за конфликтами, в том числе военными, интересно и нестрашно.
Хотя понимаешь, что речь не о динозаврах с муравьями (удавах с кроликами, журавлях с карликами), а о нас сегодняшних, варварским потреблением губящих планету и затевающих войны, вместо того, чтобы умерить аппетиты и начать уже что-то делать для ее спасения. Можно еще подверстать различие в менталитете у азиатских наций, ориентированных на коллективизм и индивидуалистов-европейцев, но я думаю, что не стоит, тем более, что плодятся и размножаются китайцы куда активнее последних, а потребляют никак не меньше.
Но есть еще одна штука, о которой не могу не сказать, отмечая, с каким изяществом автор решает проблему интеллект-размер. У антрополога Тейяра де Шардена в «Феномене человека» рассматриваются причины, по которым эволюция не двинулась по пути прирожденных выживальщиков насекомых, и основной причиной он считает как раз размеры, которые не позволяют нарастить достаточный объем мозга. В то же самое время, внешний хитиновый экзоскелет при увеличении размеров становится ломким, в то время, как его упрочнение потребовало бы чрезмерного увеличения веса. То есть, в реальности все очень прочно связано и Лу Цысинь, не противореча физическим законам, делает муравьев симбионтами существ с большим мозгом, решателями тактических задач, в то время, как стратегические отданы динозаврам. Ну браво же!
fail of reality, 23 августа 2024 г.
Детская «О муравьях и динозаврах» Лю Цысиня.
Здравствуйте. Хочу рассказать вам про недавно прочитанную повесть «О муравьях и динозаврах» китайского фантаста Лю Цысиня. Я мало знаком с его творчеством, но в печатном виде у меня есть много его сочинений, выходивших на русском языке, и я потихоньку их осваиваю и также докупаю новинки.
Любителям современной НФ Лю Цысинь известен как минимум благодаря наградоносной трилогии «В память о прошлом Земли». Трилогия популярная и кассовая, местами идеологически спорная (особенно вторая часть: «Тёмный лес»), по ней выходят сериалы и адаптации, о ней говорят и пишут, а журнал «Мир фантастики» публиковал отличные статьи.
В общем-то, мы живём в одно время с вроде топовым фантастом, вероятно даже — будущим классиком НФ (куча всяческих наград и литературных премий говорят за себя), мастером опытным и уже умелым… Это всё так, наверное. Но я всё равно хочу отметить, что конкретно повесть «О муравьях и динозаврах» 2004 года меня совсем не впечатлила. Почему? Попробую объяснить.
Я не стремлюсь никого оскорбить по какому-либо признаку или принадлежности, так как делаю оценочные суждения, выражающие исключительно моё субъективное мнение как автора текста.
***
Вкратце я сформулирую своё недовольство так: «О муравьях и динозаврах» — это простенькая басенка для самых маленьких, завёрнутая в условный фантастический антураж, эдакий учебник по типу «что такое хорошо и что такое плохо». Рискну утверждать, что для взрослого читателя книга сия покажется на вкус гречкой, сваренной на обычной воде: безвкусной и невыразительной пищей.
Уж прошу не обижаться тех взрослых, кому данная работа Лю пришлась по душе. Но я так действительно считаю, и подчеркну, что всё это сугубо моё отдельное мнение, частный опыт восприятия данного текста. Но да отставим в сторону болтологию и перейдём к конкретике. Итак, пройдусь по нескольким пунктам-минусам «О муравьях и динозаврах»:
*Мораль, ставшая морализаторством.
Банальщина меня никогда особо не отталкивает, и к простеньким историям я отношусь чаще снисходительно, признавая их роль в, так скажем, пропаганде добра. Но вот почему-то именно эта книжка меня оттолкнула. Думаю, причина здесь в том, что у Цысиня это не столько мораль, сколько примитивное и надоевшее морализаторство в духе бабушек у подъезда: а вот в наше время, а вот мы, а вот надо было так...
В чём заключается основная мысль произведения? Всё просто: мол, ребята, давайте жить дружно, давайте сотрудничать и вместе достигать каких-то вершин и прочее бла-бла-бла. А если мы сотрудничать не будем, то будет нам всем осень-осень бо-бо и сина-сина плак-плак. Всё. Лично для меня такое оказалось слишком пресно, скучно и неинтересно. К переводу никаких претензий нет, текст читается легко (за что спасибо всем причастным), но он так и остаётся безвкусной кашей.
Этой каше не хватает перчинки и солинки, соуса и подливки, если вы понимаете, о чём я. И каша сия ничем толком и не запоминается после прочтения, вызывая желание только проветрить комнату (ибо автор местами прямо-таки душит, как какой-нибудь Конфуций в «Беседах и суждениях»). Лет в шесть или семь текст Цысиня мне зашёл бы на ура (я тогда фанател по динозаврам и мечтал стать палеонтологом), но на четвёртом десятке читать подобное если и нужно, то не для себя, а для детей. Иных причин браться за «О муравьях и динозаврах» я больше не вижу.
*Душная сказка.
Томик в печатном виде занимает 175 страниц. И пусть он читается легко, как я уже сказал, но сами эти страницы, на мой взгляд, всё-таки лишние принципиально и изначально. Это слишком раздутый объём для такой истории, её максимальный уровень — десятиминутный рассказ (да это и был всего лишь рассказ, который Лю Цысинь написал в том же году и почти сразу переработал в повесть, — но зачем он повторился?).
Как по мне, так совсем не стоило растягивать короткий текст в жвачную жвачку, состоящую из тонны непрописанных деталей местного мироустройства, пустопорожней болтовни муравьёв с муравьями, динозавров с динозаврами, муравьёв с динозаврами, и так далее, и тому подобное. Из-за объёма это выглядит как очень затянувшаяся сказка, понимаете? Так почему бы ещё раз не обратиться к сказкам Андерсена или Гримм вместо сей китайской душноты?
А если вам больше нравится фантастика, то предлагаю рассказы Брэдбери: там нет заунывного морализаторства, ведь Рэй подавал всё без навязчивой авторской оценки, позволяя нам сделать свои выводы, порой совсем неоднозначные и спорные, двуликие (что придаёт ценность его текстам). Но с Лю Цысинем у вас так не получится: в «О муравьях и динозаврах» авторская позиция чёткая и ясная, не допускающая разногласий и дидактичная до отторжения. Для детей сойдёт, для взрослых — вряд ли.
*Безликие герои и их неинтересные судьбы.
Этот минус прямо вытекает из предыдущего. Я не заметил интересных персонажей и глубины их раскрытия, у меня не возникло эмоциональных привязок к действующим лицам, я не смог сопереживать несчастным динозаврам (у которых болели зубки и они начали дружить с муравьями, что в конечном итоге вылилось в глобальное сотрудничество, а потом и противостояние), так же не удалось мне проникнуться и к муравьям.
Да, сопереживать здесь кому-то сложно. Динозавры и муравьи — это чуждые нам виды, и мне сложно увидеть в их истории какую-то драму (допускаю, что это мои личные головные тараканы). Кроме того, Лю Цысинь не удосужился сделать так, чтобы мы могли эмоционально и психологически привязаться к героям повести. Он предпочёл создать притчевую сказку с картонными героями. Ладно там непохожесть видов (на это ещё можно закрыть глаза), но и сам автор тоже описал всё неинтересно с точки зрения психологии взаимоотношений, из-за чего история выглядит неубедительно.
*Запашок проходной фантастики.
Я понимаю, что «О муравьях и динозаврах» вовсе не позиционируется как творение уровня какого-нибудь Достоевского или Толстого, и глупо ожидать от подобных текстов чего-то невероятного. Всё же перед нами фантастика, что как жанр до сих пор занимает достаточно низкое место в литературной иерархии (об этом писал ещё Станислав Лем, и вряд ли с тех пор что-то сильно изменилось). И если даже лучшие авторы золотого века НФ не столь уж величественно монументальны, как классики прошлых веков, — то чего тогда ждать от современных литературных бизнесменов?
Пускай последние лет 30 многие издатели активно пытаются это всё исправить и вывести фантастику на уровень чуть ли не главного жанра (потеснив признанных динозавров вроде Достоевского или Диккенса с Гюго), но у них это слабо получается. Что-то модно, а что-то вечно, знаете ли. И вот «О муравьях и динозаврах» — прекрасный образчик проходной и пустоватой НФ, вместо которой гораздо полезней вспомнить старую сказку на десяток страниц, где та же самая мораль изложена лучше. Или набраться духу и взяться за, например, «Отверженных» Гюго: сложное блюдо, а не кашицу, симфонию, а не дворовую мелодию в три аккорда.
Да и вообще, язык у Лю Цысиня в этом тексте эмоционально и стилистически сухой. Насладиться у вас не получится, зацепить взгляд тут не за что. И также у меня не возникло эмоционального восприятия истории, о чём я уже написал выше. В целом всё это похоже на затянутую-перетянутую душную сказку про простые и верные истины, сказку, погубленную автором из-за неопытности или прочих факторов (примечательно, что уже в 2006 году Цысинь написал первую часть знаменитой трилогии, — вот так скачок в мастерстве!).
***
Перейду к итогам. Возможно, книжка китайского фантаста всё-таки достойна вашего прочтения, но знайте, что она одноразовая. Это не та вещь, что пропишется на вашей полке как великое явление культуры, к которому захочется возвращаться в мыслях и иногда перечитывать. То есть «О муравьях и динозаврах» — это примитивное, банальное чтиво, своего рода бульварщина, неспособная впечатлить более-менее взрослого и начитанного человека.
На вкус и цвет все фломастеры разные, и потому я тут ничего не пытаюсь объективно разобрать и претендовать на какую-то истину в последней инстанции. Я лишь поделился своими впечатлениями. Если вам понравился Лю, тогда я очень рад. Если же понравился мой отзыв, то я обрадуюсь ещё больше. Вот так. И простите меня за сравнения с классикой: её я почитываю, ей пропитываюсь, а потом выхожу из берлоги и поглощаю новинки фантастики, от чего получается своеобразный контрастный душ.
Замечу, что текст китайского фантаста хорошо разобрали на сайте Лаборатория Фантастики. Там пользователи накидали справедливых претензий по поводу упоминаний автором сигарет и сигаретных ожогов (!), солнечного света, пробивающегося сквозь толстую кожу динозавра и освещающего путь муравьям (!!), тираннозавров, бегающих у Лю Цысиня и не живших на Земле 145 миллионов лет назад (!!!), странную хронологию сюжета, где проходят то ли тысячи, то ли миллионы лет… А Вы точно научный фантаст, господин Лю?
Один из пользователей ФантЛаба написал следующее:
Здесь-то и дан короткий ответ, ради которого я наплодил бесполезных букв: «О муравьях и динозаврах» написана для детей младшего и среднего школьного возраста, и не более того. Можно смело рекомендовать её случайным подросткам или разбирать со своими юными палеонтологами, потому как для всех них история о неудавшейся дружбе динозавров и муравьёв окажется поучительной и интересной.
Но, полагаю, другим категориям читателей вряд ли стоит тратиться на текст китайского фантаста. Впрочем, каждый человек волен решать сам, на что и как ему расходовать оставшееся время короткой жизни. Спасибо за ваше внимание.