Джеймс Ганн «Ведьмы должны гореть»
Входит в:
— роман «Гори, гори ясно!», 1972 г.
— антологию «Die große Uhr», 1977 г.
Номинации на премии:
номинант |
Премия итальянского журнала «Nova SF» / Premio «Nova SF», 1972 // Малая форма. 6-е место (США) |
- /языки:
- русский (1), немецкий (1)
- /тип:
- книги (1), самиздат (1)
- /перевод:
- Л. Макарова (1), Б. Ресс-Богуш (1)
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
vfvfhm, 10 октября 2021 г.
Итак, «Ведьмы должны гореть»...
Где-то на Среднем Западе гибнет от огня университет вместе с накопленными знаниями и работающими там учеными. Разъяренная толпа неолуддитов не щадит никого и ничего. Выживает в этом холокосте случайно только один — физик и психолог Джон Уилсон. Его единственный шанс — выбраться за границу, где еще привечают таких, как он, Яйцеголовых. Теперь он встал на горький, опасный путь изгнания и одиночества. Сумеет ли он спастись от общества, охваченного яростью бездумного разрушения? И если спасется, то во имя чего?
Джеймс Ганн, замечательный фантаст, меня в очередной раз удивил и несколько обескуражил. Судя по названию, я ожидал прочитать «городское фэнтези», а нарвался на социальную фантастику «среднего» прицела.
Эта короткая повесть, несомненная реакция интеллектуала на Холодную войну, взрывную скорость НТР, ею спровоцированную, и разгул «маккартизма» в США. Даже самый темный и недалекий читатель поймет, почему ученые сравниваются с ведьмами, а главный враг прогресса — сенатор.
Но на самом деле, не зная того, почти семьдесят лет назад Ганн описывал скорее нашу эпоху и наше ближайшее будущее. (Впрочем, может и знал. Действие-то происходит в начале 21 века! Может, он сам был вещим колдуном)) Время эскалации незримых угроз, коллапса общества, перманентного экономического кризиса и совершенно неопределенного будущего (горизонт прогноза любого тинк-тэнка или госструктуры сейчас — несколько месяцев). Во время написания повести наука была востребована власть предержащими, ввязавшимися в противостояние двух систем, поэтому ни о каком антисциентистском бунте и речи быть не могло. Общество наркотизировалось плодами культуры потребления, а идейно настраивалось на войну с помощью новейших технологий. Зато сейчас...
Помимо острого увлекательного сюжета о противостоянии одиночки и обезумевшего общества в ритме бешеной погони, Ганн выдает на-гора очень яркие и интересные образы социальной антиутопии. Однако выводы делает несколько странные и неверные. Это единственный минус сего увлекательного произведения, но очень жирный.
Мол, ученые сами виноваты в том, что отгородились от «простецов» и те им теперь нещадно мстят за собственные страхи и неврозы от неведомого будущего. И высокоорганизованному обществу постиндустриальной эпохи грозит неизбежный распад. Тогда многие писатели поколения Ганна размышляли в том же ключе от Азимова до Воннегута.
Вот только Ганн мечет стрелы социальной сатиры не в ту цель. Критикует науку, идеи, а не материальную базу их генерирующую. База у нас простая сейчас — глобальный финансовый империализм. Он определяет, каким быть науке, культуре, социуму. Ему вся эта НТР и свободное развитие свободной мысли не зачем. Все человеческие ценности, идеалы, устремления, чаяния и надежды он свел к неутолимой жажде наживы. Отсюда все эти ограничения — законы об авторском праве, система грантов, сознательное снижение стандартов образования. Ученые такие же рабы системы, как и обыватели, а не злокозненные эгоисты. Когда эта система рухнет, а она рухнет по законам энтропии, то под ее обломками будут погребены все одинаково — и университетские кампусы, и барбершопы, и кофейни, в которых сейчас заседают уникальные снежинки, накапливающие социальный капитал в мечтах об умных выборах.
Но можно ли избежать самого страшного? Ганн все сводит к социальному дарвинизму. Мол, нужно примириться и приспособиться к распаду общества и превратить ученых в реальных деревенских колдунов, в такой вот незавидной роли продолжив служение человечеству. То есть выживут не сильные, а приспособленные. Но ведь общество — это социальная материя, а не биологическая и у нее другие формы существования, выживания и развития. Поэтому я убежден, что есть более конструктивные способы решения наших насущных проблем и осуществления далеко идущих планов.
Впрочем, это только начало цикла, вылившегося в роман «Сожжение». Поэтому будем посмотреть, куда автор вырулит.
А пока я скажу большое спасибо Андрею Бурцеву сотоварищи за возможность ознакомиться с этим увлекательным произведением очень умного и талантливого писателя.