fantlab ru

Фольклорное произведение «Незнайко»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.83
Оценок:
12
Моя оценка:
-

подробнее

Аннотация:

Жил-был молодец. Надел он на голову пузырь, а на тело шубу навыворот, и в таком непотребном виде пошёл служить царю. А прозвали его Незнайко.

Случилась война. Обернулся Незнайко чудо-богатырём, вышел в поле и стал сражаться...

Входит в:

— антологию «Финист — ясный сокол», 1981 г.



Издания: ВСЕ (6)
/языки:
русский (6)
/тип:
книги (6)

Народные русские сказки А.Н. Афанасьева. Том 2
1957 г.
Финист - ясный сокол
1981 г.
Народные русские сказки А.Н. Афанасьева. Том II
1985 г.
Сказки. Том 2. Книга 2
1989 г.
Народные русские сказки
2008 г.
Народные русские сказки
2010 г.




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Есть два фольклорных «Незнайки», и оба непохожи на коротышку из книг Николая Носова. Один — сибирской сказочницы Корольковой (отзыв на него я уже писал, так что повторяться не буду). Второй — более известный, Афанасьева.

Так вот, собственно, о втором... Поначалу оторопь берет, когда читаешь: добрый молодец, богатырь — не просто начинает свою карьеру у царя с самой нижней ступеньки, в качестве «мерзкого холопа» (это было бы хоть как-то понятно) — он еще и специально уродует свою внешность, чтоб не догадались раньше времени о его геройских качествах.

«Иван купеческий сын отпустил коня на волю, нарядился в бычью шкуру, на голову пузырь надел и пошел на взморье. По синю морю корабль бежит; увидали корабельщики этакое чудище — зверь не зверь, человек не человек, на голове пузырь, кругом шерстью обросло... Привезли Незнайку во дворец, сбежалось народу видимо-невидимо на него глазеть. Стал царь его выспрашивать: «Чьего роду-племени?» — «Не знаю». Царь плюнул и отправил Незнайку в сад: пусть-де наместо чучела птиц с яблонь пугает!»

Но потом, когда вчитаешься повнимательнее — становится по-настоящему жалко и бедного парня, и его невесту-царевну. Несколько раз Незнайко спасает царство от врагов; невеста знает, что это был он, но никому не говорит (очевидно, оттого, что не поверят!) Царь же отправляет их обоих жить в хлеву... Казалось бы — ну плюнь ты на такого дурного тестя. Посади невесту на коня, и поезжай домой (тем более, там тебя любящий отец ждет). Ан нет — Незнайко раз за разом терпит, и (так же, раз за разом) приходит на помощь государю в трудную минуту. Чувство долга, понятно, превыше всего.

В сказке, правда, противостояние честного парня и глупого царя кончилось хеппи-эндом. Но в жизни... в жизни такое, как мы знаем, нечасто бывает.

Оценка: 8
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Сказка про Незнайку. Но не про того, который, щеголяя в желтых штанах и синей шляпе, ходил всякому делу учиться — например, как быть художником и музыкантом — а в итоге заработал много-много шишек, и решил с горя бросить. Нет, — совсем-совсем про другого... «Ростом он всех больше, туловом толще, кудри словно золото по плечам рассыпаются...» В сказке — не то, что в жизни; если уж ггерой так выглядит, то понятно — на самом деле он не дурачок (как все думают), а добрый и храбрый молодец, который несказанно щедр на благородные поступки — например, спасает своего коня, коему грозила верная смерть.

Спасает он и царевну; правда, все-таки не обошлось без того, чтобы «колотить понты»: как положено у серьезных парней, не дает ей разжалобить себя — сперва притворяется совсем одуревшим от еды и питья, и даже на ее вопросы адекватно не реагирует. Но, когда наступает время биться со Змеем, Незнайка стряхивает с себя всю напускную лень и выходит в поле, как настоящий богатырь. (Ясно, что и лень и насмешки над бедняжкой царевной — это так, чтоб не упрекнули в излишней сантиментальности. Как ни жаль девушку — а чувства все-таки положено скрывать... И, конечно, это только добавляет Незнайке уважения в наших глазах).

«Она пришла опять, глядит — четверть выпита и разбита.

— Незнаюшко, это ты покушал? — Не знаю. — Кто выпил? — Не знаю. — Кто четверть разбил? — Не знаю.

Так и ушла. Вот она приходит утром в беседку, он спит».

Зато потом, как и положено настоящему герою, в конце концов отказывается от лавров: «Они (= царь с дочкой) садятся в карету, его тоже приглашают.

— Нет, спасибо, я нахожусь на службе, я запоздал на несколько часов, мне надо было явиться.

Сел на коня-сокола и скрылся за облаками. Приехал в беседку, не стал раздеваться, лег и спит».

Но царская дочка — под стать своему избавителю: тоже хитра, умна и вычислила-таки, КТО скрывается за маской дурачка-«плешивого». Само собой, дело идет о свадьбе, да не так-то все просто:

«Конь ему говорит.

— Ты проверь, если она тебя любит, то пойдет за любого. Если она любит богатство, так не пойдет с тобой.

Все было готово, горели люстры, зажигали свечи. Но она не едет, ждет. Он в борону коня запрег, соломы настелил. Сели, поехали венчаться.

Ну, правда, она его всю жизнь любила, никогда не изменила».

Типично крестьянская мораль. Неважно, что жена — благородного рода. Важно на деле только одно: будет ли она тебе верна (и хорошие ли пойдут дети). Еще одна пленительная черточка, которой так мила эта история. И уж, конечно, более чем пленяет идея сказки (по-народному лукавая, с ехидной усмешкой высказанная):

«Можно мало знать, да много думать, можно много знать, да мало сделать».

Оценка: 8


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх