Фольклорное произведение «Незнайко»
Жил-был молодец. Надел он на голову пузырь, а на тело шубу навыворот, и в таком непотребном виде пошёл служить царю. А прозвали его Незнайко.
Случилась война. Обернулся Незнайко чудо-богатырём, вышел в поле и стал сражаться...
Входит в:
— условный цикл «Фольклор народов мира» > цикл «Фольклор народов Европы» > цикл «Славянские сказки» > цикл «Русские народные сказки»
— антологию «Финист — ясный сокол», 1981 г.
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
glupec, 9 сентября 2015 г.
Есть два фольклорных «Незнайки», и оба непохожи на коротышку из книг Николая Носова. Один — сибирской сказочницы Корольковой (отзыв на него я уже писал, так что повторяться не буду). Второй — более известный, Афанасьева.
Так вот, собственно, о втором... Поначалу оторопь берет, когда читаешь: добрый молодец, богатырь — не просто начинает свою карьеру у царя с самой нижней ступеньки, в качестве «мерзкого холопа» (это было бы хоть как-то понятно) — он еще и специально уродует свою внешность, чтоб не догадались раньше времени о его геройских качествах.
«Иван купеческий сын отпустил коня на волю, нарядился в бычью шкуру, на голову пузырь надел и пошел на взморье. По синю морю корабль бежит; увидали корабельщики этакое чудище — зверь не зверь, человек не человек, на голове пузырь, кругом шерстью обросло... Привезли Незнайку во дворец, сбежалось народу видимо-невидимо на него глазеть. Стал царь его выспрашивать: «Чьего роду-племени?» — «Не знаю». Царь плюнул и отправил Незнайку в сад: пусть-де наместо чучела птиц с яблонь пугает!»
Но потом, когда вчитаешься повнимательнее — становится по-настоящему жалко и бедного парня, и его невесту-царевну. Несколько раз Незнайко спасает царство от врагов; невеста знает, что это был он, но никому не говорит (очевидно, оттого, что не поверят!) Царь же отправляет их обоих жить в хлеву... Казалось бы — ну плюнь ты на такого дурного тестя. Посади невесту на коня, и поезжай домой (тем более, там тебя любящий отец ждет). Ан нет — Незнайко раз за разом терпит, и (так же, раз за разом) приходит на помощь государю в трудную минуту. Чувство долга, понятно, превыше всего.
В сказке, правда, противостояние честного парня и глупого царя кончилось хеппи-эндом. Но в жизни... в жизни такое, как мы знаем, нечасто бывает.
glupec, 9 сентября 2015 г.
Сказка про Незнайку. Но не про того, который, щеголяя в желтых штанах и синей шляпе, ходил всякому делу учиться — например, как быть художником и музыкантом — а в итоге заработал много-много шишек, и решил с горя бросить. Нет, — совсем-совсем про другого... «Ростом он всех больше, туловом толще, кудри словно золото по плечам рассыпаются...» В сказке — не то, что в жизни; если уж ггерой так выглядит, то понятно — на самом деле он не дурачок (как все думают), а добрый и храбрый молодец, который несказанно щедр на благородные поступки — например, спасает своего коня, коему грозила верная смерть.
Спасает он и царевну; правда, все-таки не обошлось без того, чтобы «колотить понты»: как положено у серьезных парней, не дает ей разжалобить себя — сперва притворяется совсем одуревшим от еды и питья, и даже на ее вопросы адекватно не реагирует. Но, когда наступает время биться со Змеем, Незнайка стряхивает с себя всю напускную лень и выходит в поле, как настоящий богатырь. (Ясно, что и лень и насмешки над бедняжкой царевной — это так, чтоб не упрекнули в излишней сантиментальности. Как ни жаль девушку — а чувства все-таки положено скрывать... И, конечно, это только добавляет Незнайке уважения в наших глазах).
«Она пришла опять, глядит — четверть выпита и разбита.
— Незнаюшко, это ты покушал? — Не знаю. — Кто выпил? — Не знаю. — Кто четверть разбил? — Не знаю.
Так и ушла. Вот она приходит утром в беседку, он спит».
Зато потом, как и положено настоящему герою, в конце концов отказывается от лавров: «Они (= царь с дочкой) садятся в карету, его тоже приглашают.
— Нет, спасибо, я нахожусь на службе, я запоздал на несколько часов, мне надо было явиться.
Сел на коня-сокола и скрылся за облаками. Приехал в беседку, не стал раздеваться, лег и спит».
Но царская дочка — под стать своему избавителю: тоже хитра, умна и вычислила-таки, КТО скрывается за маской дурачка-«плешивого». Само собой, дело идет о свадьбе, да не так-то все просто:
«Конь ему говорит.
— Ты проверь, если она тебя любит, то пойдет за любого. Если она любит богатство, так не пойдет с тобой.
Все было готово, горели люстры, зажигали свечи. Но она не едет, ждет. Он в борону коня запрег, соломы настелил. Сели, поехали венчаться.
Ну, правда, она его всю жизнь любила, никогда не изменила».
Типично крестьянская мораль. Неважно, что жена — благородного рода. Важно на деле только одно: будет ли она тебе верна (и хорошие ли пойдут дети). Еще одна пленительная черточка, которой так мила эта история. И уж, конечно, более чем пленяет идея сказки (по-народному лукавая, с ехидной усмешкой высказанная):
«Можно мало знать, да много думать, можно много знать, да мало сделать».