Еремей Парнов, Михаил Емцев «Уравнение с Бледного Нептуна»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Твёрдая» научная фантастика )
- Общие характеристики: Производственное
- Место действия: Наш мир (Земля) | Вне Земли
- Время действия: Далёкое будущее
- Сюжетные ходы: Изобретения и научные исследования
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Любой
Земляне направили космический корабль в район Фомальгаута с целью экспериментальной проверки гравиконцентраторов. В ходе эксперимента один из приборов записал весьма странное сообщение в виде изображения нескольких листков бумаги с формулами, которые явно писал человек. Формулы несли новые знания неизвестные людям…
Входит в:
— антологию «Фантастика, 1963 год», 1963 г.
— сборник «Уравнение с Бледного Нептуна», 1964 г.
— антологию «Marsmenschen», 1966 г.
— антологию «New Soviet Science Fiction», 1979 г.
- /языки:
- русский (3), английский (1), немецкий (2), литовский (1)
- /тип:
- книги (6), самиздат (1)
- /перевод:
- Х. Джейкобсон (1), М. Дикманн (2)
Самиздат и фэнзины:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
zotovvg75, 6 августа 2023 г.
Очень глубокое произведение, требующее для себя подготовленного читателя. Масштаб идей просто завораживает, тут вам философия, эзотерика, классическая и специальная физика, космогония-все вместе. Сюжет построен на предположении единства бесконечно малого и бесконечно большого, мира элементарных частиц и мира космоса. Впервые я столкнулся с подобным взглядом в «Голубятне на желтой поляне» Крапивина. Кто читал, тот помнит там живительную искорку вмещающую в себя микро и макро мир. Еще тогда, в детском возрасте меня просто захлестнуло ощущение бесконечности, ее тайна дающая существование времени и пространству. Здесь авторский тандем Парнова и Емцева попытался преподнести эту фундаментальную проблему на серьезной научно-фантастической основе, даже с помощью формул и математического анализа. Лично я очень ценю подобную научно-фантастическую привязку к неким строгим основам, пусть даже в виде версий, предположений и ожиданий. Ну а тем кто любит образность дана прекрасная аналогия диалектического единства в виде собаки, кусающей собственный хвост.
Я уже встречался с подобным взглядом, правда иллюстрированным в виде свернутой в кольцо змеи, представляющей бесконечность не как безразмерную прямую, а в форме круга. Так закольцовано все-пространство, время, существование Вселенной и отдельная человеческая жизнь. Все выходит из небытия и возвращается туда же, повторяясь в бессчетном количестве циклов. Авторы очень тонко почувствовали подобное, может быть с помощью им самими прочитанного, может быть используя интуицию и собственные взгляды на бесконечное. В любом случае чувствуется не банальная выдумка, а нечто зрелое, идущее из самой сердцевины природы сущего. В повести Виктору Мандельблату удалось проникнуть за запретную грань, найти кратчайший взаимопереход микромира в макромир.
Это может показаться очень сложным, но по другому и не может быть учитывая всю глобальность вопроса. Подобное чтение не может быть легким, можно перечитывать произведение раз, второй, десятый, чтобы понять красоту передаваемых автором взглядов. В этом и заключается подлинный интерес, чтобы прочитанное оставило какой-то след, либо в эмоциональном плане, либо в интеллектуальном увлечении грандиозностью темы. На мой взгляд таковой и должна быть научная фантастика, совмещающая в себе привлекательность художественного образа и масштабность рассматриваемых идей.
Etamin, 4 июня 2022 г.
Это, наверно, было первое прочитанное мною произведение Емцева-Парнова. В том самом сборнике «Фантастика-1963», который мне попался в 11 лет, и я зачитал всю книгу до дыр. Тогда я уже решил заниматься физикой (времена были такие, героические), и действительно занялся. Впрочем, речь не обо мне. Как раз «Уравнение с Бледного Нептуна» я понял не очень — да и маловат был. Но при последующих прочтениях, будучи уже «опытным читателем НФ», увидел несколько странное и не очень умелое с литературной точки зрения совмещение нескольких мало совместимых тем. Космический полет на звездолете нового типа с попыткой подробного объяснения принципов его движения (увы, откровенно непонятной). Обычная академическая жизнь со всякими там защитами и авторефератами. Размышления о структуре микромира и мегамира. Тяжелая судьба гениального физика в нацистской Германии, не оставляющего попыток завершить свои исследования, несмотря на все творящееся вокруг (самая впечатляющая и хорошо написанная сюжетная линия).
Что ж, у авторов тогда было мало опыта. Но вот что интересно: сюжет о «побеге» при помощи своего открытия ученого от фашистов они повторяли вновь и вновь: в тогда же написанном рассказе «Падение сверхновой», через пару лет — в романе «Море Дирака», и в некоем более глобальном смысле — в последнем большом совместном романе «Клочья тьмы на игле времени». Думается, у кого-то из них с этим поворотом событий было связано что-то очень личное...
Кропус, 6 августа 2018 г.
Идея о слиянии бесконечно большого и бесконечно малого хороша и достаточно оригинальна. Я смог припомнить только две вещи в которых она используется: «Линская диалогия» Ван Вогта и «Голубятня на жёлтой поляне» Крапивина. Но последния книга скорее фэнтези, отражение нашей галактики на макроуровне создаётся там путём некой магической манипуляции.
А вот сюжет подкачал, в обоих линиях. Тут тот редкий случай, когда фантастическое допущение не является сюжетообразующим (Я могу тут привести в пример только «Мир нуль А» того же Вогта). В исторической линии, что бы показать преследование нацистами еврейского учёного никакое фантдопущение попросту не нужно, не нужно, и на сюжет оно никак не влияет. В линии будущего если и влияет, то очень косвенно. Произошло, что-то непонятное при исследовании одной из планет и герои пытаются разобраться, что именно. Но не меняя сюжета этой линии, там вполне могло оказаться и что-то другое. Например гений из другой сюжетной линии случайно создал какой-нибудь гипер-луч. Обидно, авторы использовали хорошую идею, но не смогли создать вменяемый сюжет (Ван Вогту и Крапивину это, между прочим, удалось. ). Впрочем для них это типично.
eollin6, 25 марта 2012 г.
Прочитав отзыв уважаемого god54, я был слегка удивлен. Ведь перечисленные им «стандарты жанра» (см. ниже) в точности описывают... замечательный фильм Земекиса «Назад в будущее». Ну и хорошо, тем более, что фильм заслуживает всяческих комплиментов. А я позволю себе сказать несколько слов в защиту «Уравнения...». Да, это классическая советская фантастика. Как и вещи Стругацких, Ефремова, Снегова и т.п. Что в этом плохого — убей не понимаю. В ней нет ни грана фальши, заигрывания с читателем. Зато есть много интересной информации, оригинальная (пусть и несколько легковесная) научная гипотеза, простой и при том глубокий смысл. И много хороших людей. Куда больше, чем в современной фантастике. А ведь так хочется иногда провести время именно с хорошими людьми. Хотя бы ради разнообразия.
god54, 27 июня 2011 г.
Классическая советская фантастика — научно-познавательная и политически воспитательная. Написана повесть в строгом соответствии со стандартами жанра — наукообразные рассуждения, приключения хорошего ученого, зло и добро, великое открытие, которое так легко сделать на лабораторных приборах, купленных за карманные деньги и т.п.