Надежда Тэффи «Авантюрный роман»
Русская эмигрантка Маруся, работающая «манекеном» в парижском модном ателье, случайно встречает странного молодого человека, который то пропадает, то появляется, то лжёт и крадёт её деньги, то становится мил и обходителен. Маруся увязает в этом странном романе всё глубже и глубже.
Впервые публиковался с августа по декабрь 1930 в парижской газете «Возрождение». В 1931 вышел отдельным изданием.
Входит в:
— журнал «Мы 1990/11-12», 1990 г.
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Igor_k, 19 января 2022 г.
Тэффи (Надежда Александровна Лохвицкая) ассоциируется, прежде всего, с короткими едкими и смешными рассказами. Да, действительно, она публиковалась в легендарном «Сатириконе» и прославилась именно такими рассказами, хотя на ее счету есть и драматургия, и поэзия. А еще она однажды написала роман. Назвала его без затей «Авантюрный роман» (хотя на самом деле название более чем затейливое). И вот с чем в нем напряженка, так это с юмором, пусть смешных эпизодов и хватает. Чем ближе к финалу, тем трагичней становится история. А в финале вам точно не найдется, над чем посмеяться. Вот такой вот поворот.
Авантюрными называют романы приключенческие. В них должны быть всяческие тайны и загадки, действие обязательно стремительное, а декорации — экзотические. Идеальный герой такого романа — искатель приключений и пройдоха, который отправляется на край света за какими-нибудь сокровищами. А по дороге: джунгли, ягуары, разбойники, всяческие туземцы и прочие препятствия, чем больше, тем лучше. Ничего подобного в «Авантюрном романе» не наблюдается. А есть в нем скучненькая русская девушка-иммигрантка, которая умудрилась в Париже начала 1930-ых втрескаться в подозрительного молодого человека. Тот, конечно, вполне себе авантюрист, но тоже скучненький. Он явно запутан в каких-то мутных делишках, но они мелкие и пошлые, сокровищами и ягуарами здесь и не пахнет. Тем не менее, для главной героини эта влюбленность — натуральная авантюра. Обывательская такая авантюрка, ровно по ее мерке. Но, как говорится, какие герои, такие и приключения. В этом отношении Тэффи могла бы назвать свою книжку «Авантюрненький романчик». И это была бы ее наиточнейшая характеристика. Потому будем считать, что при всем при том название романа вполне можно считать и жанровой характеристикой. Но в названии побольше смыслов, чем кажется на первый взгляд.
Основная тема «Авантюрного романа»: любовь. Его стержень — сложная гамма чувств, которую испытывает главная героиня по отношению к своему избраннику. У нее роман, и этот роман иначе, как авантюрным не назовешь. Знакомятся они при очень двусмысленных обстоятельствах. Ей достаточно быстро становится ясно, что он — тот еще тип. Но даже когда он начинает предлагает ей заниматься воровством и мошенничеством, ее это не останавливает, она все так же преданно его любит, хотя для нее подобные вещи предельно дискомфортны. Но сердцу не прикажешь. В этом отношении можно сказать, что главная героиня крутит роман. И лучше всего его характеризует прилагательное «авантюрный». Таким образом получается, что название является не только жанровым определением текста, оно еще и обозначает характер взаимоотношений героев.
Более того, героиня порой ощущает себя персонажем какой-то бульварной книжонки. Она частенько погружается в грезы, в которых с ней и ее возлюбленным происходит дикое количество каких-то безумных приключений. Воспринимая происходящее как выдуманную историю, она теряет связь с реальностью. В общем-то, она и спасается этими фантазиями, что, конечно, ничем хорошим закончиться не может. Авантюрный роман в ее голове, в реальности же — бытовуха и банальный криминал. Таким образом, называя свою книгу «Авантюрным романом», Тэффи словно выносит обвинительный приговор эскапизму и самообману, которыми тешутся такие вот слабые души. Критика не высказывается прямым текстом, автор просто демонстрирует предельно нездоровую ситуацию, которая сама по себе является прекрасным примером того, как не надо делать. И при таком рассмотрении название становится чем-то вроде предупреждающего знака, маркером тревожности.
«Авантюрный роман» написан Тэффи в иммиграции про иммигрантов и для иммигрантов. В нем она демонстрирует те навыки, которые когда-то принесли ей славу и успех на родине, а именно — удивительно точно и безжалостно описывает нравы. Тут достается всем: и главной героине, и ее мужчинке, и всем, кто встречается на их пути. Порой Тэффи достаточно нескольких фраз, чтобы дать убийственную характеристику, очертить персонажа так, что читатель его практически увидит. Писательница работает словом, как хирург скальпелем. При этом она остается практически бесстрастной. Возможно, Тэффи и сочувствует главной героини, но демонстрировать это и не подумает.
Социальный контекст социальным контекстом. Задний план может быть сколь угодно колоритным, но устареет же. В книге важна ее сердцевина, ее нерв, иначе она быстро окажется забыта. В «Авантюрном романе» это история любовных отношений главной героини, и она универсальна, понятна и через девяносто лет. Их можно смело назвать токсичными, коль это слово сейчас в такой моде. Тэффи подробнейшим образом фиксирует переживания главной героини, показывает то, как она эмоционально привязывается к человеку, который, в общем-то, ее не заслуживает, как тот ею крутит и вертит, мучает, использует, даже не думает проявлять хоть какую-то заботу. «Авантюрный роман» можно смело брать в качестве демонстрационного материала на занятие по психологии на тему «Зависимые отношения». Вот только он не дает руководства по тому, как из них выйти. Перед нами картина болезни без рецепта подходящего лекарства. И в этом отношении «Авантюрный роман» выглядит сейчас актуальней не придумаешь. Ну, и безнадежней, чем хотелось бы.
Да, этому тексту не хватает дополнительных сюжетных линий. Нет в нем того размаха, который ждешь от романа. Тэффи сконцентрировалась исключительно на истории главной героини, показывает происходящее только ее глазами. Писательница могла бы рассказать о том, чего главная героиня не знает, показать всю подоплеку происходящего, но она отправляет все это в поле умолчания. (Кстати говоря, сейчас это тоже выглядит актуальным и прогрессивным). Все-таки сказывается то, что Тэффи была мастером именно короткого рассказа, в котором не должно быть ничего лишнего и отвлекающего от основного замысла. Будь по-другому, то, наверное, «Авантюрный роман» стал бы похож на, прости Господи, «Анну Каренину». Учитывая сколько уже написано больших и толстых романов о тяжелой женской доле, то и слава Богу. А этот маленький и тоненький вполне может многие из них заткнуть за пояс, чем и ценен.