Михаил Кузмин «Крылья»
- Жанры/поджанры: Реализм
- Общие характеристики: Социальное | Психологическое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Россия/СССР/Русь )
- Время действия: 20 век
- Сюжетные ходы: Становление/взросление героя | Нетрадиционная ориентация/самоидентификация героев
- Линейность сюжета: Линейный
Ваня Смуров — студент из Петербурга, который испытывает непонятное для него самого влечение к одному из преподавателей — эстету Лариону Штрупу. Ваня пытается разобраться в своих чувствах и его мировоззрение постепенно меняется.
Первая публикация: «Весы», 1906, № 11, с. 1-81.
Входит в:
— сборник «Первая книга рассказов», 1910 г.
— антологию «Русская эротическая проза», 2003 г.
Аудиокниги:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Vindermur, 13 февраля 2021 г.
Новый человек из Васильсурска, близкая тема для гомосексуальной среды. И у этого нового человека крылья не вырастают в Петербурге, ни даже в родной Нижегородской губернии, хотя отчего же, вот же и казанские люди и даже староверские наставления, но нет Новый человек Кузмина обретает Крылья лишь в Европе, что конечно же осталось на личное усмотрение автора. Русская гомосексуальная среда претит Нового человека Кузмина, гложет, надоедает, но так ли это на самом деле?
kerigma, 25 декабря 2016 г.
Учитесь, фикрайтеры, как вместить столько эротизма в текст, в котором нет ни одного поцелуя, ни одной сколь-либо приближенной к реальной эротике сцены, зато в избытке скучных разговоров среднего петербургского семейства о том, где бы снять на лето дачу. И содомия как таковая упоминается лишь однажды, и то применительно к гомеровским героям. А все остальное — более, более чем невинно, обычные бытовые сцены, не без доли трагичности, но не играющей особой роли, правда.
«Крылья» очень импрессионистский текст. Сюжет не развивается последовательно и линейно, и каждый отдельный небольшой эпизод скорее запутывает, чем дает ключ к героям и их отношениям, не говоря уж о сюжете вообще, который сложно поймать за хвост. Но чем ближе к концу, тем яснее начинает складываться этот паззл, и появляется полнейшая ясность. Притом, что герои так ни разу и не называют вслух то, что между ними происходит или могло бы происходить. «Вы хотите, чтобы я вам сказал словами?» — очень значимая реплика, которая определяет, собственно, весь роман. Суть «Крыльев» в том, чего в них *словами* не сказано, но более чем очевидно.
Мы привыкли к довольно бесстыжему отображению «проблемы пола» во всех ее вариация в искусстве, и это не то что давно перестало шокировать, а стало наводить уже скуку — в конце концов, не так уж много вариантов раскрытия этой темы, каждый из них, от «они упали на тахту» до высокорейтинговых детализаций — были повторены тысячу раз. А в «Крыльях» в этом плане есть то же, что и в «Портрете художника в юности»: у Джойса нет рисования, у Кузмина нет «рейтинга», но при этом текст томительно, просто пронизывающе эротический и совершенно не опошленный никакими деталями.
В самом начале я думала, что мне вместо красивой прозы подсунули какие-то «свинцовые мерзости» русского быта опять, но удивительным образом от смешения этой бытовой достоверности, скрытого эротизма и разговоров об искусстве в конце действительно возникает ощущение «крыльев».