Борис Акунин «Другой Путь»
- Жанры/поджанры: Реализм | Историческая проза
- Общие характеристики: Философское | С ярко выраженной любовной линией | Социальное
- Место действия: Наш мир (Земля) (Россия/СССР/Русь )
- Время действия: 20 век
- Сюжетные ходы: Становление/взросление героя
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Для взрослых
«Другой Путь» – продолжение романа Акунина-Чхартишвили «Аристономия». Это вторая, и не последняя, книга серии «Семейный альбом».
«В серии «Семейный альбом», начатой три года назад романом «Аристономия», я сначала выстраиваю некую концепцию, а затем испытываю ее двойной проверкой. Во-первых, пропускаю ее через опыт, характер и внутренний мир другого человека, своего героя – я сам, может быть, подошел бы к теме иначе. Во-вторых, я отдаю теорию на растерзание жизнью – это способен совершить только художественный текст. И пишу я его без поддавков, без заранее разработанного плана – в отличие от архитектурно расчетливой беллетристики. Я бросаю своих персонажей в воду и смотрю, как они будут барахтаться, выплывут или утонут, и если выплывут, то к какому берегу прибьются. Я никогда в начале не знаю, чем всё закончится. Мне интересно, а иногда страшно. Думаю, при прочтении это чувствуется». Акунин-Чхартишвили
Эта книга описывает историю последнего российского столетия через жизнь одной московской семьи.
Действие романа происходит в 1920-е годы.
Входит в:
— цикл «Семейный альбом»
Лингвистический анализ текста:
Приблизительно страниц: 362
Активный словарный запас: высокий (3179 уникальных слов на 10000 слов текста)
Средняя длина предложения: 64 знака, что гораздо ниже среднего (81)
Доля диалогов в тексте: 31%, что немного ниже среднего (37%)
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
majj-s, 8 марта 2023 г.
Все начинается с любви
«Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится.»
И пусть апостол Павел говорил о любви божественной, но отблеск ее есть во всякой человеческой. Любя, мы приближаемся к состоянию Бога, хотя бы в отношении тех. кого любим. Потому неудивительно, что вторая часть цикла «Семейный альбом», который суть трактат, обобщающий, суммирующий и выражающий взгляды автора на различные сферы человеческой жизни, посвящена любви.
А в беллетристической составляющей «Другой путь» привал измученного путника, место и время, когда можно передохнуть от житейских штормов Революции и Гражданской «Аристономии» и зарядиться оптимизмом, жизненной силой, верой в возможность светлого будущего перед репрессиями третьей части «Счастливая Россия». Время действия романа середина двадцатых, когда НЭП уже свернут и к власти пришел Сталин, но до лютых репрессий еще есть время, и трудности кажутся временными и преодолимыми, и даже с ленинской гвардией тиран еще не расправился.
А герои молоды, полны сил, и хотят любить. Антон Клобуков, сквозной персонаж шестикнижия, состоит анестезиологом при светиле хирургии, профессоре Логинове, и достаточно неплохо по тем временам устроен. В пору, когда кругом уплотнение и люди живут в страшной тесноте, у него своя квартирка в мансарде, даже и с душем и биотуалетом, которые герой, оказавшийся неожиданно рукастым, соорудил себе. В «Аристономии» таких талантов за ним не наблюдалось. Хотя, если не сам соорудил, а спроектировал и нашел дельных исполнителей — честь ему и хвала.
Мирра Носик, дитя кишиневского погрома от еврейской матери и неизвестного отца, учится на хирурга, истово верит в идеалы марксизма и любит свою советскую родину. А еще, она считает некрасивость жизни личным врагом, с которым намерена бороться. Как анестезиолог Антон воюет с болью, так Мирра нашла свое призвание в пластической хирургии. Исправлять дефекты внешности, которые делают людей несчастными, не менее важно, чем врачевать внутренние органы. Героиня влюблена в героя, а он в нее, хотя думал было, что эта часть жизни умерла для него. Следующий абзац про других сквозных персонажей серии, Которых Акунин, верный привычке иллюстрировать тезисы живыми людьми, заставляет проживать деструктивные отношения, в противоположность главным и любимым героям. Если не читаете эпопею подряд, то пропустите.
Филя, бывший филер охранки, ныне порученец при большом человеке, наркоме Рогачеве, любит поповну Сонечку и они счастливы. До поры, пока некий чекистский начальник не объяснит Филиппу, что классово чуждый элемент — неподходящая для приличной карьеры партия. А Панкрат Рогачев любит свою революционную музу Веру, но вынужден расстаться с ней по идейным соображениям — она из эсэров, видите ли, и считает товарища Сталина хитрым жестоким властолюбцем. А подруга Мирры, красавица Лида, «из бывших», влюбляется все в неподходящих людей, и когда погибает последний объект ее поклонения Тео, кончает с собой. На самом деле немного не так, кроме товарища Теодора Нетте. парохода и человека, в следующие два дня случилось еще две смерти людей, которые много значили для девушки. Хотя ни Лариса Рейснер, вдохновившая Всеволода Вишневского на «Оптимистическую трагедию», а Алексея Иванова на «Бронепароходы», ни бывшая княжна Оболенская, проститутка и морфинистка, о Лидке думать не думали и не могли бы предположить, что сыграют в ее судьбе такую роковую роль .
Обычно мне нравится конспективно излагать акунинские взгляды, но что касается любви, то я все-таки думаю, что чувственная живет, по Бегбедеру. три года, а что до прочих видов — то они скорее не любовь, а дружба, товарищество, сочувствие, уважение, понимание, сотрудничество. Именно в части любви и именно сейчас все изменяется по многим причинам, для изложения собственных взглядов на которые мне пришлось бы написать свой ученый труд.
Ах да, аудиокнгига, прочитанная Александром Клюквиным, бесподобно хороша. Может быть в исполнении главная причина, по которой я вернулась к шестикнижию.
Никтонигдеиниког, 3 мая 2023 г.
«Самый сложный вопрос для меня – вопрос семейный»
Один из моих давних студенческих приятелей, на тот момент молодой яппи, политикан,
несчастливый в любви
Что сказать, второй роман цикла «Семейный альбом» для меня не уронил планки первого романа. При этом, проецируя на себя, признаю, что тема любви является более тяжелой, чем тема совершенной личности аристонома. Встать на путь саморазвития, избрать свой путь, миссию, посвятить свою жизнь Делу всей жизни – это все же держать ответ только перед самим собой. Переживать свои неудачи сложно, но можно. Алкоголь, к примеру, в помощь. Переживать за любимого человека – Господи, как это тяжело, как дать ему частичку своих сил, как уберечь его от бед…Легко возлюбить дальнего своего, и как тяжело ближнего. Для автора, как мне кажется, эта тема так же представляется сложнее первой, недаром главное его детище – Эраст Фандорин по жизни идет одиночкой. Да и сам Акунин – информация о его личной жизни крайне скудна: женат вторым браком, детей нет…Большой вопрос, есть ли в его жизни та самая «Настоящая настоящая любовь». Думаю что нет, зато есть богатый материал для рефлексии по этому поводу, итоги которого тоже нашли свое место на страницах романа.
Ну да ладно, по поводу книги непосредствено: чудесно показана эпоха (этот всеобщий энтузиазм, первомай, эта вера в светлое будущее – с одной стороны; и кремлевское закулисье – уже начавшее свое шевеление, выплетающее из себя паутину начало кровавых репрессий, борьба с заговорами, инакомыслием, шпиономания. Уже мелькает где то там вдалеке САМ, пока еще как один из лидеров одной из кремлевских групп, но уже скоро...Эх, а что было бы, если он проиграл. Жалко Рогачева и рогачевых, которые посвятили свою жизнь борьбе во имя Светлого будущего, а сами будут съедены бляхиными (уверен, что в третьем романе цикла случится что то подобное). Яркие и запоминающиеся образы героев. Какая замечательная Мирра! И еще понравилась тихая и уютная сожительница Бляхина – несмотря на свою приземленность, тоже хорошая женщина, нашла в себе силы ответить «нет» подлецу. Надеюсь с ней и ее ребенком все будет хорошо. Очень рад был снова встретиться с Иннокентием Бахом, его понимание мира как то даже созвучно моему мироощущению. Тихое служение Господу, молитва за сирых и убогих, переживание всеобщей травли и подлинного величия, которое и может быть только таким – униженным, поруганным и оплёванным. Спасибо автору за радость от встречи с ним. И, конечно, Антон Клобуков. Жалко, вот вот было обрел он тихое, светлое счастье, чудесную девушку – энергичную, смелую, честную. Но, понимаю, что закончиться на этом сага не может, а значит не дано ему прожить эту спокойную радостную жизнь вместе с любимым человеком. Тяжело. Тревожно.
Понимаю недостатки романа, и все же от меня 10! Понимаю, что молодого читателя (а именно он наше будущее, мы же не забываем об этом) практически невозможно побудить прочесть «Анну Каренину», «Госпожу Бовари» или «Любовь во время чумы», ну так есть хоть какая то надежда, что он может увлечься этим, более легким, увлекательным и развлекательным, но вместе с тем очень важным и нужным романом. Надеюсь на это и рекомендую его молодым читателям.
Изенгрим, 2 августа 2019 г.
Начну оригинально: книга состоит из двух частей — художественной и э... типа как философской. Качество философской ниже плинтуса — что-то важное и оригинальное вы там найдете, только если учитесь в школе или последние полвека просидели в югославском бункере; написано это с апломбом доморощенного колумба и не тянет даже на науч-поп, настолько все обобщенное. Не понятно, зачем в принципе нужны были эти крайне поверхностные и наивные рассуждения на плохо изученную автором тему. Читать было неизбывно скучно, в какой-то момент всю эту псевдофилософскую дребедень я стал прочитывать по диагонали, и стало значительно лучше. Для школьного сочинения годится, но по большей части зияющая пустота, причем без Чапаева.
Главгерой сравнивает любовь с голодом. Пуркуа бы и не па? Можно сравнить с голодом. Или с авиационным бензином. Или сериалом. Или папоротником. А еще лучше — с Гитлером, нет ничего лучше сравнения с Гитлером, сейчас все с Гитлером сравнивают. Аргументация в любом случае будет примерно как в акунинской книжке, смысла тоже ненамного меньше, ну засорится у вас еще одна извилина, извилиной больше или меньше — не принципиально. Скучные все эти сравнения и попытки сотворить якобы оригинальную теорию всего.
Кажется, Акунин решил, что ему не удалось художественными средствами объяснить свою мысль (хотя она выражена настолько в лоб, что поймет даже младенец), и он решил разжевать все прямо, на всякий случай, вдруг читатель дебил. По видимому привычка пошла с «Истории российского государства», написанной языком школьного учебника. В противном случае сложно понять, зачем надо было одно и то же повторять два раза — эхо, что ли сильное в кабинете Бориса Шалвовича? Или не знаю, объем нагонял, а то часть с беллетристикой очень уж куцей получилась. К художественной-то части особых претензий нет — классический акунинский стиль, необычный исторический сеттинг, колоритные персонажи, неплохие повороты сюжета; читать было интересно, и если б не философские вставки, перебивавшие темпоритм повествования, можно было бы похвалить автора. А так, похоже, что на цикле стоит ставить крест.
Manowar76, 10 мая 2022 г.
Нейтрализовав вкус «Аристономии» французским криптодетективом и парой НФ-рассказов, возвращаюсь к «Семейному альбому» Акунина. Очень уж интересно узнать, что было с Антоном дальше. По диагонали пробежал пару отзывов. Посмотрим, какие у меня будут впечатления о романе, где акцент сделан на любви и внутреннем мире, а не на революционных масштабных событиях в духе «Неуловимых мстителей» и «Конармии».
1926-й год. Кстати, редко встречающийся в худлите период борьбы за власть Сталина против Троцкого и компании.
Опять философские заметки, на этот раз о Любви, перемежаются собственно романом. Повествование идёт про вузовку Мирру Носик, еврейку и ярую комсомолку. Мирра проходит через все стадии влюблённости в главного героя цикла — Антона Клобукова.
Встроенные истории о эпизодических героях цикла и о пациентах Клобукова показывают нам весь спектр любовных трагедий и драм. Расставание из-за несходства политических взглядов, расставание из карьерных соображений, самоотверженная любовь, любовь к богу и прочее прочее прочее.
Временной промежуток романа — всего несколько месяцев. Событий, как в жизни героев, так и в жизни страны, происходит немного, но все они крайне важные.
«Трактатную» часть книги читал не без интереса. Акунин, конечно, задаёт в трактате невероятно высокую планку Настоящей Любви, и сам в этом признаётся. Тем интересней проверять, насколько твои отношения соответствуют Анамнезу Акунина.
Прекрасный роман. О Любви без соплей. Интересен будет всем.
9(ОТЛИЧНО)
deti, 12 октября 2015 г.
«Другой путь» Акунина-Чхартишвили, вторая книга заявленной семейной саги, прямое продолжение «Аристономии». Если в первой книге автор исследует саморазвитие личности, то новая посвящена Любви, как движущей энергии существования человека. С претензией на беспристрастность исследования различных аспектов Любви писатель пытается собственное понимание вопроса проиллюстрировать сценами из повседневной жизни героев история любви, которых разворачивается в Москве времен НЭПа. И Акунину, на мой взгляд, удается совместить философский трактат с художественно — лирическим повествованием.
Насколько спорны и неоднозначны выводы автора в разделе «Клетчатой тетради», настолько ярки и насыщены эмоциями образы героев «Фотоальбома».
Книга читается на контрасте.
Отлично выписан у Акунина образ главной героини «Другого пути» — Мирры Носик. Уже неоднократно замечал, что женские персонажи у автора получаются на порядок лучше, зачастую схематичных мужских.
Невзирая на сознательные субъективные оценки и старательное игнорирование или перевирание смысла Любви, Акунин не уходит далеко от Истины, считая Любовь — Божественной энергией. Бесценным Даром человеку от Бога.
Я бы рекомендовал эту книгу даже школьникам старших классов, (за исключением ряда излишне откровенных, по моему мнению, мест) за важность и нравственность предмета исследования. И еще за прекрасный русский язык, являющийся визитной карточкой писателя.
VovaZ, 8 декабря 2015 г.
Прекрасно, на мой непритязательный вкус. Увы, роман низко оценён моими уважаемыми коллегами, вероятно по причине чрезмерного выбивания из любимого нами жанра, а так же, по причинам политических предпочтений.
Должен признаться, уяснив, что во второй части цикла речь идёт отнюдь не об исторической, а о романтической драме, чуть было не закрыл книгу. Однако, понадеялся на литературный гений Акунина, и не прогадал. Роман понравился.
Итак, перед нами ещё одно «двулинейное произведение», совмещающее публицистическую линию с романтической прозой. Автор, однако, оставил в покое загадочную категорию «благородства» или аристономию, и занялся не менее загадочной, но куда более благодарной для исследования проблемой — любовью.
Как и в первой части мы поолучаем увлекательный экскурс по известным философам, от античных времён, до 20-го века. Их отношения, определения, личная жизнь в любви, как телесной, так и духовной категорий. В конце автор, устами героя, пытается как-то привести в порядок своё понимание любви. И должен сказать, оказывается близок моему взгляду на эту сторону жизни.
Романтическая часть построена по не сложному, и даже банальному сюжету и интриге. Однако, высокий сценизм, и захватывающая историческая конва событий делают чтение увлекательным.
Образы героев, как главные, так и второстепенные, хороши, живы и продуманы. Встречается некоторая нестабильность мотиваций, но речь о романтике, в конце-концов.
В исторической канве автор избенает принимать чью-либо сторону, и не привлекает излишнего трагизма. Романтика вышла отнюдь не слезливой, а занятной и увлекательной.
В отличии от первого романа, у Акунина вышла вполне очевидная кореляция между двумя линиями. Публицистическая теория «из тетради» подтверждается событиями прозы «из фотоальбома».
strannik102, 26 июня 2017 г.
Во втором романе цикла Акунин-Чхартишвили переключает себя (вместе с читателем) на исследование проблем любви и Любви. По сути, в этом романе-исследовании две составляющие (как и в первой книге цикла — «Аристономии») — 1) философский трактат о любви и Любви и 2) продолжение истории жизни одного из главных героев «Аристономии» Андрея Клобукова по прошествии 5-6 лет.
Роман повторяет и продолжает «Аристономию» и структурно — главы художественного текста перемежаются выкладками из так называемой «Клетчатой тетради», в которой автор (не сам А-Ч, а тот персонаж, который волею Акунина-Чхартишвили представляется читателю автором если не всей книги, то хотя бы заметок в Клетчатой тетради) плотно и углублённо исследует феномен любви. Исследует добротно, с погружением в тьму веков и в глубины философии, с препарированием любви на все и всякие возможные составляющие и смысловые аспекты — физическая и физиологическая любовь, любовь возвышенная, родительская, любовь к Родине, ну и так далее. И естественно, что основное внимание уделено любви между людьми — в основном между мужчиной и женщиной (гомосексуальные чувства и отношения автор упоминает для статистики, но упор на них не делает).
А художественные главы по сути являются как бы иллюстрирующим трактат материалом, своеобразными примерами из жизни. Но даже если выдернуть из этого романа-трактата всю философскую составляющую, то всё равно читать будет интересно, потому что и люди симпатичные и привлекательные, и события не рядовые, да и Акунин умело литературствует и щедро прикармливает своего читателя, стремясь заручиться его согласием на чтение книги следующей.
Ну, что ж, не будем кобениться и последуем в книгу третью — до встречи в «Счастливой России«!
порубеж_ник, 12 октября 2015 г.
Надо отдать должное Григорию Чхартишвили: он атакует читательский рынок с разных сторон, стараясь сформировать новые ЦА вместо разочаровавшихся прежних. Скверно то, что каждая очередная попытка оказывается в литературном плане все более ужасной. Он вроде бы пытается зажечь национальную тему, но делает это так занудно и пошло, что убивает свою идею хуже махрового антисемита. Ну никак здесь цель не оправдывает литературные средства! Словом, про «Другой путь» Акунина надо сказать, что «как важно быть серьезным» это вообще-то ироничное название комедии, а не правило для буквосочетаний под «серьезную литературу».