Михаил Раскатов «Из потока»
Авантюрно-приключенческий роман с элементами фантастики. Вокруг Антона Кречета и его подельников сжимается кольцо облавы. Несмотря на это, благородный разбойник стремится воссоединиться со своей женой Ниной и сыном. И помогает ему в этом подземный ученый-отшельник Роснов, который изобрел летающую лодку…
Входит в:
— цикл «Антон Кречет»
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Walles, 23 декабря 2017 г.
С трудом (по две главы за вечер) дочитал вторую книгу о разбойнике Кречете. Интересно, но скорее как образец для знакомства с жанровой литературой начала прошлого века. А так- сюжетные ходы бесконечно повторяются-облава, трюк с переодеванием, верные друзья, спасение и т.д. Противники Кречета тугодумы и вдобавок неповоротливы, передвигаются как будто с гирями на ногах. Отмечу неплохие рисунки художницы (в изданиях ПБ). Следующий томик возьму почитать с полки через три-четыре года.
stax, 5 ноября 2017 г.
Я не большой любитель «бульварного» чтива типа Пинкертона и Путилина — всего того, что Горький назвал когда-то «ванькиной литературой». Поэтому и с циклом раритетных романов про похождения благородного разбойника Антона Кречета знакомиться не собирался.
Однако прочитав сборник мистических рассказов Михаила Раскатова «Кошмары», выпущенный, к сожалению, только в электронном виде, по достоинству оценил литературный дар автора. Чего только стоит его пронзительный рассказ «Человек и собака», пробуждающий не меньшую гамму эмоций, чем чеховская «Каштанка«! Молва говорит о Максиме Михайловиче Ассе (настоящая фамилия Раскатова) как об отчаянном забулдыге. Но, как говорится, «талант не пропьешь». Недаром издателю «Газеты-Копейки» Бенедикту Катловкеру (который и сам баловался написанием мистических романов под псевдонимом Борис Реутский) не удалось продолжить роман об Антоне Кречете, когда автор ушел в очередной запой.
Роман «Из потока» стоит особняком в «кречетовском» цикле, потому что имеет в сюжете еще и научно-фантастическую составляющую. Именно поэтому я и выбрал его для чтения.
Начинается роман... с гибели Антона Кречета в бурном речном потоке. Но утопленника чудесным образом откачивают. После чего он попадает на заброшенный остров, где проваливается... нет, не в тартарары, — а в тайную подземную лабораторию ученого Роснова, который долгие годы конструирует летающую лодку. Владения изобретателя, уже шесть лет живущего в одиночестве под землей («Одиночество обостряет мысль!»- гениально подмечает Роснов) обширны, хорошо оборудованы и не до конца обследованы. Раскатов дает намек, что эти мощные и запутанные подземные владения на самом деле обустроены сотни лет назад загадочным древним народом. И героям по ходу романа придется еще не раз столкнуться в подземных лабиринтах с тайными ходами, механизмами, чудесами и сокровищами...
Впрочем, линия, связанная с изобретением Роснова — не главная в сюжете. На Антона Кречета объялена облава. И если бы не добрые женщины, встречающиеся на пути красавца-разбойника, ему бы не удавалось каждый раз так легко уходить от ищеек и жандармов. Женщины смиренно и безответно любят его и выступают в роли ангелов-хранителей разбойника. Иногда связанный с этим мелодраматизм сюжета мешает основной интриге, но автору удается не скатиться в откровенную оперетту, где «страсти в клочья».
Писателю хорошо удаются образы людей из народа. Они и говорят у него на реальном разговорном языке, присущем разночинной и купеческой среде, видимо, хорошо знакомой автору. Диалоги — вообще, его конек. Особенно хочется выделить важный разговор между Антоном Кречетом и отцом его невесты Огиным: он психологически выверенный и достаточно напряженный. Хорошо удаются автору и описания природы, благодаря которым возникает «эффект присутствия».
В итоге роман прочитан мною легко и с интересом. Но читать продолжения уже не хочется: пожалуй, и этого достаточно для знакомства с Антоном Кречетом.