Владимир Сорокин «Памятник»
- Жанры/поджанры: Постмодернизм
- Общие характеристики: Сатирическое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Россия/СССР/Русь )
- Время действия: 20 век
- Линейность сюжета: Хаотичный
- Возраст читателя: Только для взрослых
Рассказ написан в свойственной писателю манере нецензурного, непристойного и бесструктурного изложения обрывков сюжета, разговоров и рассуждений на тему: «Зачем человеку памятник, каким он должен быть, и какими надписями на памятниках стоило бы увековечить себя».
Входит в:
— сборник «Сборник рассказов», 1992 г.
— сборник «Первый cубботник», 1998 г.
— сборник «Обелиск», 2008 г.
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Groucho Marx, 27 апреля 2016 г.
Изысканный коллаж фрагментов элитарной, массовой и андергаундной литератур советской эпохи. Своего рода компедиум мотивов, отчасти повторяющий структуру «Соловьиной рощи» в другой тональности. Этот рассказ очень наглядно подтвержает признание Владимира Сорокина в том, что на него гораздо сильнее подействовала советская нонконформистская и концептуалистская живопись, чем литература. Здесь много от Пивоварова и Кабакова, а от Ерофеева и Битова очень мало.
Забавно прослежено, как из-под брутального гопнического мычания в духе более позднего «Черного Фраера» выползает все тот же рафинированный, с оттопыренной слюнявой нижней губой, набоковский стиль. Гопники, при всей внешней достоверности, оказываются не более чем продуктом стилизации. Постепенно всё скатывается к лепету слабоумного извращенца, подглядывающего за «папой и мамой». которые «делают плохое» под одеялом — это как бы символизирует приход нового, постсоветского поколения, неспособного понять ни грехи ни добродетели неофициальной, скрытой во мраке, «под одеялом», культуры советской эпохи. В своём прогнозе Сорокин оказался прав — свидетельством тому огромное количество негативных рецензий на его творчество, довольно точно воспроизводящих завершающий дискурс этого небольшого, но семантически напряженного текста.