Роберт О'Брайен «Z — значит Захария»
- Жанры/поджанры: Фантастика (Постапокалиптика )
- Общие характеристики: Психологическое | Приключенческое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Америка (Северная Америка ))
- Время действия: 20 век
- Сюжетные ходы: Последний человек/люди на Земле
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Любой
Мира, который она знала, больше нет. Ядерная война унесла всех её близких. Шестнадцатилетняя Энн Бёрден осталась совсем одна в изолированной долине, окружённой горами... а может, и на всей планете. Ужасно, не правда ли? Но по прошествии года Энн убеждается, что ошибалась. И что даже в этом изуродованном, вывернутом наизнанку мире может быть кое-что пострашнее одиночества.
После смерти автора роман завершён и подготовлен к печати его дочерью Лесли Джейн Конли (Jane Leslie Conly).
Награды и премии:
лауреат |
Премия Эдгара / Edgar Awards, 1976 // Лучшее детское произведение |
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
kirik, 21 февраля 2021 г.
Поверхностное произведение — драма отношений молодой девушки и взрослого мужчины на фоне апокалиптического разрушения мира вследствии ядерной войны. Фантастики в книге две жменьки и пару тазиков околонаучной лапши про особый микроклимат лощины, из-за чего радиация, нервнопаралитический газ и прочая гадость обходит стороной это место. Вот просто радиоактивная пылька летела-летела, дошла до нужных предгорий, развернулась и полетела назад. Так же и с излучением похоже.
Роману явно не хватает немного магии/артефактов, которые бы увязали текущее положение с бытностью мира. А так... практически сопливая драма про отношения «я его любила, а он, а он...». Даже этой драме не очень верится, особенно когда подростку 16 лет говорят «ты должна сделать это, и это и это!» и она покорно поддакивает, а не встает в позу — «тебе нужно, иди и делай». Странно это все. С одной стороны все понятно, что хотел донести автор до читателя, с другой стороны все это так невнятно и сомнительно...
В общем, ради «фантастики/приключений» читать явно не стоит, ради постапокалиптики тоже, а вот в качестве сопереживаний молодой героине, ведущей битву с обстоятельствами и отношениями с мужчиной, на фоне глобального кабздеца — вполне себе.
Тошнотно-рвотный рефлекс не вызывает, но остается чувство, что тебя обманули.
belka_brun, 7 января 2019 г.
Неожиданно очень понравилось.
В результате ядерной войны Энн остается одна на родной ферме. Ферма находится в долине, которую чудом не затронула катастрофа, климат здесь не изменился, а девушка еще и с детства умеет ухаживать за скотом и огородом. И тут из мертвого мира приходит мужчина в антирадиационном костюме.
Казалось бы: ну что еще нужно? Рай есть, Адам и Ева есть, плодитесь и размножайтесь. К сожалению, Адам оказался со слегка съехавшей кукушкой. И понимаешь, как легко можно испортить всё властностью, желанием подчинить, привязать к себе в буквальном смысле: веревкой... Особенно когда есть что портить, когда вторая сторона изначально настроена доброжелательно.
И вот, получайте: закрытая долина, окруженная со всех сторон смертью и оружие у каждой из сторон. Книга получилась очень напряженной, даже несмотря на то, что следующее действие каждого героя, в общем-то, несложно предугадать. Но для меня это скорее было плюсом: сюжет развивался логично, без неожиданных и неправдоподобных кульбитов. Даже конец, поначалу удививший, чуть позже показался вполне закономерным.
Герои раскрываются в действиях и всяких мелочах, многое о них приходится додумывать. Но вех достаточно, можно сообразить, что из себя представляют Энн и Лумис. Я даже переживала за обоих, хотя однозначно ясно, кто тут злодей, и оправдывать его не хочется. Скорее жаль, что Лумис пришел в долину с таким моральным грузом, ведь всё по-другому могло сложиться у них с Энн. А так, получается, что человеческие чувства перевешивают даже в том случае, когда выжить одному гораздо сложнее, чем вдвоем; а о продолжении рода человеческого с человеком, внушающим только ужас, нечего и думать. Далеко не со всем можно смириться. И это правильно.
Как-то априори предполагается, что человечество, пережившее катастрофу, нужно возрождать. Это скорее инстинкт, чем расчет, особенно при маленьком количестве изначальной группы. Но так ли нужно строить новый мир в рабстве и злобе?
VovaZ, 11 января 2019 г.
На самом деле, это не НФ жанр. Автору понадобился антураж апокалипсиса, что бы реализовать тему безнадежной попытки сожительства, когда один из партнёров пострадал от моральной травмы. Можно было взять за основу катастрофу, необитаемый остров или просто, безлюдную местность. С точки зрения классической прагматики, герои должны жить вместе, «плодясь и размножаясь». Ан нет.
Роман чрезмерно женских энергий. Не смотря на приемлемый уровень драматической прозы сцен, это совершенно не мой жанр. Дочитать, к своему стыду, не смог. Однако, любителям жанра должен понравиться.
L_L_L_, 20 февраля 2017 г.
Книга прочиталась за один вечер.Почему издали только сейчас?! Послевкусие осталось противоречивым — что отличает человека от страшного и жестокого животного (хотя животные никогда не бывают жестокими). Мне страшно, неужели МЫ-ЛЮДИ ТАКИЕ. Если это так, то в истории нашей планеты люди просто неудавшийся эксперимент и планета сама решит, когда устранить эту ошибку.
Tony Ferguson, 16 февраля 2017 г.
Отличная повесть,читается легко и интересно,но порой удивляешься действиям и умозаключениям главной героини,как и почему она носит продукты этому Лумису,вместо того,чтобы снести ему голову с ружья