Владимир Сорокин «Кисет»
- Жанры/поджанры: Постмодернизм
- Общие характеристики: Психологическое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Россия/СССР/Русь )
- Время действия: 20 век
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Только для взрослых
Как же это все-таки славно — сесть в пятницу до солнца в электричку и выехать в лес, встречать рассвет. А есть люди, для которых это — работа. Травники, например. И вот, встретились однажды двое в рассветном лесу. Сидели, говорили, ан глядь — у травника кисет из тонкой кожи, по всему видать — басурманский.
Но кисет-то это не простой, с ним много чего в жизни травника связано...
Входит в:
— журнал «Родник №11 1989», 1989 г.
— антологию «Видимость нас», 1990 г.
— сборник «Сборник рассказов», 1992 г.
— журнал «Птюч № 4, 1997», 1997 г.
— сборник «Первый cубботник», 1998 г.
— сборник «Утро снайпера», 2002 г.
— антологию «Премия Андрея Белого», 2005 г.
— сборник «Обелиск», 2008 г.
Периодика:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
martinthegod9, 18 января 2017 г.
Рассказы Сорокина из сборника «Первый субботник» всегда оставляют читателя в замешательстве. Но нередко это замешательство разного рода. Бывает замешательство с ужасом, бывает — с улыбкой, бывает — с омерзением. Рассказ «Кисет» — это то, где замешательство замешательное.)
Да, стилизация выполнена на высоком уровне, Сорокин такой деревенской прозе просто вспарывает брюхо. Но здесь есть еще кое-что. На примере классической формулы расставания в связи с началом войны и последующих долгих поисков, автор демонстрирует искусственность умножения сюжетных линий при разговоре о простой и понятной мелочи. Затем он демонстрирует, насколько эти линии могут сплестись в единый клубок, который уже не получается распутать. А ведь упомянутые линии (если всё же постараться в каждом предложении найти адекватность) могли бы умножаться и дальше, протягиваясь до бесконечности. Человеческий мозг — он такой, накручивает сущности без необходимости, вопреки заветам Оккама. И в итоге начинающаяся как душевная история завершается мощным издевательством, которое зачеркивает всё то, что было упомянуто душевно и всерьез.
Прокопий Антемий, 24 мая 2017 г.
Неплохая стилизация под писателей-«деревенщиков» и... всё. Больше тут и нет ничего. Вся вторая половина рассказа просто бессвязный бред с элементами чернухи. В общем, типичная постмодернистская игра — заинтригованный и поверивший автору читатель остается ни с чем.
Что же касается «деревенщиков», то с началом перестройки они сами кинулись писать такую чернуху, что многим постмодернистам и не снилась.
Groucho Marx, 27 апреля 2016 г.
Этот рассказ был одной из первых официальных публикаций Владимира Сорокина, в журнале «Родник».
Прекрасная стилизация прозы «деревенщиков», какого-нибудь Солоухина или Астафьева, но рассказ не исчерпывается стилизацией. Здесь речь идёт о вскрытии одной из самых заповедных, строго хранимых мифологем советской культуры, ныне именуемуой малопристойным словечком ВОВ. Эти мифологема как бы ведёт за собой рассказчика заставляя его почти автоматически нанизывать повествовательные штампы, создавая иллюзию связной истории.
Но в истории разрывы и провалы и сюжет не выстраивается, потому что для слишком многих сюжетных связок в рамках советской литературы просто не было слов. Обрыв дискурса — и Сорокин указывает на линии этого обрыва.