Владимир Сорокин «Свободный урок»
- Жанры/поджанры: Постмодернизм
- Общие характеристики: Эротическое | Сатирическое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Россия/СССР/Русь )
- Время действия: 20 век
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Только для взрослых
Сережа Чернышев — хулиган и троечник, недостойный высоко звания пионера. После очередного инцидента в школе завуч Зинаида Михайловна отводит его в свой кабинет, дабы провести там воспитательную работу...
Входит в:
— сборник «Сборник рассказов», 1992 г.
— сборник «Первый cубботник», 1998 г.
— сборник «Утро снайпера», 2002 г.
— сборник «Обелиск», 2008 г.
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
martinthegod9, 13 июня 2016 г.
Отличный отзыв с анализом воздействия морали и нормативов на отдельного индивида оставил лаборант saddlefast. Мне остается сказать о других положительных вещах рассказа.
Сорокин не раз удивлял и, думаю, еще сто раз удивит правдоподобностью и реальностью картины. Его диалоги настолько живы и полны быта, что создается ощущение полного присутствия. Чрезвычайно сильна и эротическая сторона рассказа. Без розовых очков эротизма каких-то заезженных выпуклых форм, а лишь с постижением тайны, со внезапными действиями, с едва заметной решимостью всё же согласиться и сделать это, и т.д. А что самое лучшее в рассказе с эстетической точки зрения — это достоверность и точность управления беседой Зинаидой Михайловной, прямо в цель, с разных углов обстрела, и всё-таки додавливая в конце концов до нужного градуса.
saddlefast, 23 ноября 2009 г.
Человек стыдится того и осуждает то, что мешает ему стать «идеальным гражданином» «любящей матерью», «верной женой», «образцовым отцом», «послушным сыном», «настоящим человеком» — то есть, винтиком Левиафана, огромной принудительной машины общественных отношений.
Человек сам порицает то, что ненужно начальству. Человек становится рабом – когда добровольно принимает мораль такую, которая выгодна хозяевам. Да и сами хозяева – это тоже рабы, только более сильного хозяина. Так и выстаивается пирамида, где рабы повелевают еще более слабыми рабами.
И такая пирамида называется государство и общество. А опирается эта пирамида на стыд. Ведь, если лишить человека стыда – то пирамида дрогнет. Все вздохнут свободно – все начнут делать, что хочется. А не то, что надо, не то, что велит «долг» – и пирамида закачается и падет.
Об этом и рассказы Сорокина – о том, какие механизмы лежат в основании общественных отношений. Он деконструирует реальность, показывая полную отчужденность моральных ценностей от подлинных потребностей человека. Вот человек – он знает, как надо себя вести. А вот – как он хочет себя вести.
Но, благодаря диктатуре нормативов, человек весь измучен противоречиями между своими репрессированными и подавляемыми желаниями, и критериями «общественной нормы», «правил благопристойности», «долгом человека и гражданина». И нереализованное желание репрессируется и загоняется в скрипт, образуется задержка, следствие ее — невроз. И однажды оно прорвется.
И желание, уже прошедшее школу «морали и нравственности», задавленное реперессией нормы, станет неузнаваемым — диким воплем запытанного естества. Свои истинные желания человек уже может реализовать только, как бунт, как спазм, когда словно бросаешься в пучину с головой, словно идешь на преступление.
lemur, 14 сентября 2012 г.
Ну что тут скажешь?
Какая-то искорка в этом рассказе всё же есть — впечатление прозводит, запоминается...
Однако до Овидия далеко — ничего не поделаешь, поэтому и перечитывать рассказ желания не возникает...
Я бы охарактеризовал этот рассказ как «смелый эротический эксперимент» на достаточно неплохом уровне — искусством диалога автор, несомненно, владеет...
Теххи, 22 февраля 2009 г.
Думаю, я поняла,почему так мало отзывов или вообще ни одного на эти рассказы. Потому что можно долго рассказывать о мастерском слоге и языке Сорокина,но определить свое отношение к этой мерзости как положительное невозможно. После прочтения остается чувство глубокого стыда и брезгливости. И, честно говоря, никуда не девается спустя год или два. Надеюсь, эта, прости Господи, литература не попадет в руки среднестатистического человека с неокрепшей психикой. Лучше бы ставить маркер «Детям до 18 читать не рекомендуется».