Джефф Вандермеер «Город святых и безумцев»
Город вне времени и пространства Амбра, в котором переплелись черты, реалии и легенды Константинополя, Венеции, Лондона и Парижа.
Здесь юный священник, измотанный запретной любовью к таинственной незнакомке, становится невольной причиной чудовищной резни...
Здесь ехидный историк создает изумительные комментарии к весьма сомнительной летописи об основании Амбры...
Здесь безумный писатель отрицает реальность окружающего мира — но слишком охотно признается в совершении крайне своеобразного убийства...
В редакцию сборника 2004 г. добавлены рассказы «The Exchange» и «Learning to Leave the Flesh».
В произведение входит: по порядкупо годупо рейтингу
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
Входит в:
— цикл «Амбра»
Награды и премии:
лауреат |
Лучшие книги года по версии SF сайта / SF Site's Best Read of the Year, 2002 // НФ/фэнтези книги - Выбор Редакторов (сборник 2002 года) | |
лауреат |
Финская премия "Звезда фэнтези" / Tähtifantasia-palkinto, 2007 // Книга фэнтези (США; сборник) | |
лауреат |
Опрос сайта "Космический таракан" / Prix du Cafard Cosmique, 2007 // Книга года (США; сборник) |
Номинации на премии:
номинант |
Лучшие книги года по версии SF сайта / SF Site's Best Read of the Year, 2002 // НФ/фэнтези книги - Выбор Читателей. 3-е место (сборник 2002 года) | |
номинант |
Всемирная премия фэнтези / World Fantasy Award, 2003 // Сборник | |
номинант |
Премия «Италия» / Premio Italia, 2018 // Зарубежный роман (США) |
FantLab рекомендует:
— Джефф Вандермеер «Город святых и безумцев»
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Г. Л. Олди, 11 августа 2018 г.
О Вандермеере был наслышан давно – как о писателе культовом, но не слишком популярном (ага, такое бывает). Как об авторе странных и необычных книг. В общем, много чего я слышал и читал о Джеффе Вандермеере.
Практически всё подтвердилось. «Город святых и безумцев» – книга более чем странная. Навевает отдаленные ассоциации с творчеством Курта Воннегута и Эдварда Уитмора, Лорда Дансени и Говарда Филлипса Лавкрафта, Чайны Мьевиля и Джонатана Свифта – но при этом свое, по большому счету, ни на кого не похожее.
«Город святых и безумцев» – это цикл рассказов и повестей, выдержек из «исторических хроник» и монографий, справочников, словарей, эссе и зарисовок, и все это объединено загадочным и притягательным, жестоким и величественным, грязным и утонченным городом Амбра, что вырос в рожденной буйной фантазией Вандермеера некой «nowhere land». Город грез и кошмаров, плотских удовольствий и странных культов, мрачных тайн и политики, город художников и писателей, драматургов и архитекторов, торговцев и банкиров, священников и рыбаков, грибов и кальмаров, построенный беглыми пиратами и китобоями на крови древней таинственной расы... Здесь повседневная рутина незаметно и исподволь трансформируется в гибельное безумие, сны оборачиваются реальностью, а реальность – плодом чужого воображения; черная ирония и едкая сатира соседствуют с искусной вязью инфернально-поэтических образов, калейдоскоп которых засасывает и не отпускает, как илистые глубины великой реки Моль, где неосторожных путешественников уже поджидают объятия Королевского Пресноводного Кальмара – культового существа для большинства жителей Амбры. Здесь все взаимосвязано, внешне разрозненные истории и фрагменты причудливо переплетаются, создавая общее психоделическое пространство единого гипертекста, где автор уже неотделим от своего мира и персонажей, а логика – от безумия.
Сильная книга. Страшная и ироничная, причудливая и притягательная. Ни на что не похожая.
Книгу, кстати, предваряет предисловие Майкла Муркока – такое же психоделическое, как и само творение Вандермеера. И отдельное спасибо Анне Комаринец за отличный перевод, который дает читателю возможность погрузиться в пучины неповторимо образного языка и вязко-затягивающего стиля Вандермеера, наполненного аллюзиями и аллегориями, метафорами и намеками, неожиданными параллелями с нашей реальностью и загадочными недомолвками.
Книга непростая и необычная. Медленная книга – ее не прочтешь «залпом» за один день. Любителям легкого развлекательного чтения и зубодробительных боевиков лучше за нее не браться. Остальным же – рекомендую.
Но будьте осторожны: здесь водятся кальмары. И не только...
drugndrug, 6 июля 2021 г.
На мой взгляд — превосходный образец сплава фантастики и постмодернизма (короче говоря, того самого, что я так люблю читать). Амбра не просто фантастический город, Амбра в причудливом коктейле изображает множество сторон и граней деятельности человеческого общества (даже если и на примерах отдельных индивидуумах), намеренно иногда искажая (а то и извращая) реальную действительность. Автор предлагает читателям заглянуть в глубины своего сознания и достать до дна своей сущности
Avex, 11 июня 2013 г.
Амбра. Чувствуется здесь если не испанское, то что-то исландское наверняка — отдающее издевкой и наглой литературной мистификацией, игрой, неформатом, странностью.
Амбра — это странный-странный-странный город наподобие Танелорна, затерявшийся вне времени и пространства, в котором переплелись черты Парижа, Шанхая и Буэнос-Айреса, где почти на каждом углу чувствуется влияние Кафки и Набокова, Борхеса и Кортасара. Это город-фантом, город, которого нет ни на одной карте, и которых на деле тысячи, город с лёгким налётом тайны и сюрреализма — внешне эффектный, но искусственный и просчитанный до мельчайшей детали.
Амбра — это чистый стёб, завёрнутый в шкуру высокой литературы и представленный с умным и серьёзным видом. Имейте это в виду и не принимайте дикий гон за чистую монету! Юмора практически нет, и тот немногий, что всё же проскальзывает, не самого хорошего качества. Перенестись из душевой на оживлённую площадь, словно инженер Щукин? — да это «Полицейская академия» какая-то, а не литературный арт-хаус!
Набоков? Как раз перечитывал накануне его русские сочинения — увидеть общее при желании, конечно, можно, но написано у Вандермеера суше и безыскуснее, что, естественно, можно списать на счёт перевода, — но и само построение и длина предложений, равно как и затронутые темы, совсем не набоковские — скорее, это просто текст писателя, носящего подозрительно знакомую фамилию. Если сравнивать с набоковским, результат не в пользу Вандермеера, но при сравнении с рядовой жанровой книгой, «Город» действительно выбивается из общего ряда, словно лис в перьях на птичьем базаре. (а вы в самом деле хотели бы, чтобы это оказался тысячный перепев про ветреную стерву или крутого мачо?)
Борхес? Одноимённая книжная лавка, упомянутая в книге, обещает мистификации, философские и библиофильские отвлечения, но таковых на деле оказывается не слишком много, хотя сам «Город» и представляет собой одну большую мистификацию. Отступления имеются, но почти никакой философии.
Кафка, Кортасар, Биой, на худой конец, Касарес?.. Пожалуй, можно просто поставить любые знакомые имена iq-классиков — почти наверняка попадёте в «яблочко», поскольку «Город» — это сплошной эксперимент, где задействован полный спектр приёмов, от «потока сознания» до психоделики и автоинтервью — только мигните, и тут же окажетесь на шумном базаре — клик!-клик!-клик! и не сразу сориентируетесь, кто тут рассказчик — писатель или журналист, который берет интервью у этого писателя. клик!-клик! — а вот не желаете ли ознакомиться с новым фрагментом от Сирина? (заказы принимаются — телефон, url и прочие реквизиты...) — клик!-клик! и после парочки лёгких динамичных вещей не желаете ли ознакомиться с научной монографией? ведь узнавать новое всегда полезно и приятно...
Некоторые из читателей усматривают также влияние Лавкрафта. Но согласитесь, разве можно сравнивать Ктулху с каким-то жалким кальмаром, будь он хоть трижды исполинских размеров?! Нет, категорически вычёркиваем Лавкрафта из списка возможных вдохновителей!
* * *
С неформатной альтернативой никогда не угадаешь, что попадётся — можно встретить и шлак, и жемчужину, от которой задаёшься вопросом — какие черви порылись в мозгах этого автора? В книге хватает и того и другого, но общее впечатление скорее положительное. Полагаю, людей, способных постичь сакральный смысл нескольких страниц с циферками, найдётся немного. Но есть в книге и истории, способные украсить любой литературный альманах (выделю «Дардена влюблённого» (предсказуемо, но в целом забавно), «Трансформацию Мартина Лейка», «Странный случай Х» и «В часы после смерти»).
++: Разнообразие представленных текстов, литературный анархизм, наглость, общая идея и креатив.
Массовому читателю «Город» покажется скучным и ниасилительным, обманывающим надежды на лёгкий развлекательный текст — особенно, в части библиографии или глоссария. Однако, если вы не боитесь нестандартных книг и читаете современную прозу, вы сможете найти что-либо по своей душе.
Перевод хотя и не идеальный, вполне терпимый. А другого нам в обозримом будущем и не светит, не говоря уже об изысках полиграфии и усложнённой вёрстки — не настолько широк круг — нас! — любителей — страшно далёких от народа! -, чтобы у издателей вдруг возник соблазн вложиться в этот затратный и рискованный проект. По крайней мере, это совсем не Фолкнер в изводе, например, М. Левина или Эллочки-Людоедки, а вполне читабельный продукт, дающий представление об оригинале — даже и с картинками.
PS/ Безумцев и святош просят не беспокоиться!
psycrow, 25 июля 2012 г.
После ознакомления с «Городом святых и безумцев» я мгновенно понял, почему Джефф Вандермеер считается одним из флагманов современной чудаческой фантастики и вечно мелькает во всевозможных немейнстримовых сборниках в качестве редактора. Ответ прост: это больной на всю голову человек, в самом лучшем смысле слова.
Назвать «город» необычной книгой — нанести ей непоправимое оскорбление, потому что такой разносторонней постмодернистской клюквы я еще не встречал. По сути, это хроника мегаполиса Амбра, основанного на древнем поселении загадочной цивилизации, но такое описание — весьма пресное и полностью сути вандермееровского творения вовсе не отражает. Читателя знакомят с городом посредством вполне приличной на первый взгляд истории про паломника, вернувшегося в родные края («Дарден, влюбленный»), которая чем дальше в лес, тем более повышает градус собственной психоделичности. После ее оглушительной концовки нас внезапно приветствует историк Дункан Шрик и его очерк о становлении Амбры, который бесконечно прекрасен не только из-за сардоничного голоса «автора», но и по причине удивительно прилежного следования псевдонаучному стилю. Книга какое-то время балансирует на грани, чтобы в конце концов все-таки провалиться в бездонную пропасть беспощадного чудачества во время новеллы «Трансформация Мартина Лейка» — ох уж эта тема искусства и бесконечные работы, призванные показать, сколь много отделяет стороннего наблюдателя от истинной его интерпретации. На дне вышеуказанной пропасти у Вандермеера припасены коротенькие рассказы и полурассказы, но они в своем большинстве такого же эффекта, что и первые три фрагмента, все-таки не производят — за исключением, разве что, «Королевского кальмара», а на кальмарах, да будет вам известно, население Амбры помешано почти поголовно.
У Джеффа Вандермеера получилась своя собственная независимая вселенная, сжатая до бумажного кирпичика, и пусть на абсолютно шедевральный статус «Город святых и безумцев» не претендует, уж лучше вам все-таки ознакомиться с этой постмодернистской забавой в стиле «shroompunk», а не то вас возьмут и утащат под землю вездесущие серошапки.
ааа иии, 8 января 2010 г.
Не знаю, на что повелись авторы предыдущих отзывов, но это не рассказ о волшебном городе. Реальность Ехо, Темной стороны Лондона, Нью-Корбюзона, Лисса... Нет, не похоже. Фрагменты Амбры в картинку не складываются, никак. Самого города — почтамт, памятники Восса Бендера, «Борхесовская книжная лавка», бульвар — маловато. Атмосфера? Уж слишком велики временные и стилистические разрывы между историями «Города», слишком разные судьбы и сюжеты они предлагают изумленному читателю, чтобы говорить про единение духом.
Настоящей темой, или, если терпите подобные термины, метатемой, Вандермеера является Литература, а сама книга имитирует экспозицию музейных материалов г. Амбры. Надерганных по дилетантским коллекциям искусства ХХ века, в которых рисунки грибов в стиле Диснея встречаются с убогими фото ритуальных ножей, а записные книжки гения — с афишками закрытых театров. Смотрите сами.
Вот могиканин новеллы Серебрянного века, образца Грина, Моэма и Цвейга — «Дарден влюбленный». Типичный, для «Новой волны», диалог «Странный случай». А о «Трансформации Мартина Лейка» невозможно читать, не вспоминая биографий реальных и вымышленных художников Ирвинга Стоуна и Силверберга (впрочем, для нее нашлось бы место в черновиках «Маласийского гобелена» или «Вирикониума»). Серая драматичность мемуаров голодной юности торговца Хоэггботтона обрывается как раз перед началом истории успеха, как и у многих реальных прототипов. Полемическая брошюра о королевском кальмаре (гы-гы, но не торопитесь), другая — о ранней истории Амбры (пример того, почему учебники, все же, нужны). Миниатюра «Освобождение Белакквы» могла бы быть написана и в 1940, и в 2000г. любым, кому нравится идея мира-текста. Тяжелая, необарочная «Клетка» не даст забыть о том, что хоррор приличным и интеллектуальным стал именно в двадцатом. На закуску — словарик, переполненный издевательской неопределенностью постмодерна. И, разумеется, куда деться от мистификаций, беженцев, массовых убийств и безумия, во всех его проявлениях. Послевкусие — мокъюментари (надеюсь, орфографию выбрал правильно) и эстетское эссе о гарнитурах.
Пусть Вандермеер многолик и умел, пусть всемерно приветствую затею со сменой шрифтов, и, даже, нахожу определенное удовольствие в том, как глушит мозг капель примечаний и сносок (осторожно! стиль заразен!), но:
высококачественное предисловие Муркока рекомендую всем;
авторский же текст — только для ищущих искусственных сложностей и/или собирающим хоррор и постмодерн. А так же всем, кому в радость будет найти намек на Лакана или Мейчена.
Nog, 25 февраля 2008 г.
Тяжеловато писать об этой книге. Вернее, нет, писать-то не так уж тяжело — пометок в тетрадке я себе сделал достаточно, а вот с чего начать, никак не придумывается. Попробую, наверное, с самого автора. Биография в конце книги строит целую стену тайн вокруг личности Вандермеера, особенно упирая на его страсть к таинственным исчезновениям и загадочным возвращениям. Более того, там прямо написано, что в октябре 2003 года писатель в очередной раз пропал и пока никаких новостей о нем нет. Не верьте — это все фантазии, элемент своеобразной игры автора с читателями, а пошутить Вандермеер любит, это заметно и по самой книге. На самом деле писатель мирно живет и работает вместе с семьей во Флориде.
Книга «Город святых и безумцев» составлена из небольших по объему произведений самых разных жанров, как художественных, так и не совсем. Объединены они в основном только местом действия — все они так или иначе связаны с городом Амбра, играющим здесь примерно ту же роль, что и замок Горменгаст в трилогии Мервина Пика. Я не зря упомянул о Пике — у Вандермеера с ним очень и очень много общего; читая первую повесть книги, «Дарден влюбленный», я вообще подумал, что это явное подражание, но впоследствии понял, что был неправ: Вандермеер принял правила игры Пика, но расширил и дополнил их, сумев соединить в не таком уж и большом томике множество, казалось бы, несоединимых жанров. Здесь вам и кошмарная «Клетка», и загадочная и поразительная «Трансформация Мартина Лейка», и до поры кажущийся автобиографическим «Странный случай Х» (последние два произведения — сами по себе маленькие шедевры), и очерк древней истории Амбры, снабженный объемными и весьма ехидными комментариями, и научная монография о королевском кальмаре, обитающем в реке Моль, и небольшая иллюстрированная энциклопедия Амбры, и многое, многое другое. Правда, перевернув последнюю страницу, начинаешь осознавать, что, по сути, ничего от книги не приобрел, но во время чтения этого никак не осознаешь, буквально с открытым ртом следя за фантазией и эрудированностью автора, ловя многочисленные скрытые цитаты и отсылки к самым разным книгам ХХ (и не только) века. По сути, Вандермеер поставил форму гораздо выше содержания по значимости, далеко не всем это придется по вкусу. Наслаждаться формой ради формы сможет действительно очень малая доля читателей, но по крайней мере они (как я) будут просто пищать от восторга; подавляющее большинство же либо станет громогласно ругаться на первой, самое большее на второй повести, либо просто в недоумении отложит книгу подальше. Самые стойкие вернутся к ней еще раз, попытавшись разобраться, но вряд ли это поможет. Но заметьте, это как раз ничего не говорит о хорошем или плохом вкусе тех или иных читателей — просто книга очень и очень специфична, и восприятие ее будет зависеть от личных особенностей каждого в отдельности.
Нарисмер, 26 августа 2013 г.
Слог и форма произведения выше всяческих похвал. Дивный, новый мир открывается пред нами и как только мы привыкли к одной из его граней, он делает кувырок, и вот нечто новое (даже нечто иное) предстает перед нашими глазами.
Великолепно.
Читать под «The Legendary Pink Dots» и вообще хорошо.
P.S. В список любимого и в список книг для перечитать...
mastino, 5 января 2009 г.
Вандермееру удалось то, что удаётся очень немногим. Ему удалось создать мир, который не воспринимается иначе, как реальный. Каждый рассказ из этого сборника добавляет небольшой мазок в общую картину, освещая жизнь в Амбре с той или иной стороны.
Проработка мира просто великолепна. Некоторые рассказы созданы в «псевдонаучном» стиле, и тем реальнее они воспринимаются. Рассказ «Королевский кальмар», написанный в форме научной монографии, рассказывает нам не только о символе Амбры и объекте поклонения, но и представляет нам великолепного персонажа — учёного, с фанатизмом, перемежаемым с иронией и колкостями в адрес оппонентов, отстаивающего свои идеи.
Великолепен рассказ «Странный случай Х». История человека, оказавшегося в психушке, вначале вызывает какие то аналогии с самим автором, но потом великолепная концовка ставит все с ног на голову...
«Дарден влюблённый» — просто образец стиля и владения словом. Но вообще, стилем пронизана вся книга. Не могу не согласиться с Nog — порой, стиль немного перевешивает содержание. Но за те образы, которые создал автор, ему можно простить всё...
Итак. Если вы цените стиль, и готовы смаковать каждое предложение. Если вам нравятся странные, порой кажущиеся безумными персонажи. Если вам нравятся миры, где люди сосуществуют с разумными грибами, где споры о ценности культурного наследия могут перерасти в гражданскую войну, где нормальные, вроде люди совершают поступки на первый взгляд безумные, но совершенно нормальные для их мира и образа жизни — не пропустите эту книгу. Читать обязательно!
alex-fan, 19 апреля 2012 г.
Весьма, весьма любопытный сборник! До прочтения «Города святых и безумцев» был не знаком с творчеством Вандермеера и был приятно удивлен обнаружить под маской неизвестности настоящую жемчужину. Прежде всего понравилось сама манера письма : обилие сложных предложений, умопомрачительные метафоры, много стилистических находок, которые говорят о Вандермеере, как об экспериментаторе. Так как последнее время я чаще всего читаю классику, неподвластную экспериментам, эта книга стала для меня открытием.
Этот сборник чрезвычайно необычен, как и мир, который автор явил на суд читателям. Мир Амбры Вандермеер проработал очень тщательно, открывая все его существенные стороны. Также стоит отметить разноплановость всех рассказов сборника. Здесь вы найдёте и исторические заметки, и энциклопедические статьи, и записки, а также вполне обычные по структуре произведения. Подводя итоги, могу сказать, что этот сборник, несомненно, стоит прочитать! Просто ради того, чтобы увидеть какой может быть литература. Местами сумасшедшей, очень странной, но всё рано прекрасной.
P.S. Получил колоссальное удовольствие от прочтения, чего и Вам желаю!
kirjupich, 2 мая 2013 г.
Отличная и очень разнообразная книга!!! На мой взгляд нет смысла описывать части, они совершенно разные части от класного мистического ужастика до литературного хулиганства (весьма и весьма смешного), но каждый найдет свою. Я советую всем кто любит хорошую литературу.
TUBYB, 19 февраля 2013 г.
Сборник не похожий не на что ранее мной прочитанное. Все рассказы на 10. Я с упоением читала *Раннюю историю Амбры* особенно сноски)) Записки о королевском Кальмаре)) искрометный юмор. А Амбрский глоссарий? Его можно считать отдельным произведением сборника. Книга отличная.
Hell-lie, 6 июня 2011 г.
Наверное, любители канонического фэнтези такого не вынесут. Книга очень своеобразная, в чем-то ее даже художественной назвать нельзя, на любителя. И я как раз такой любитель! Шикарный сборник безумных и реальных, мрачных и местами ироничных рассказов (новелл? заметок? эссе?), объединяет которые одно — Амбра. Я полгода искала книгу в электронном варианте, а когда пришлось-таки покупать, поняла, что читать это на бук-ридере — лучше не читать вообще. Это не текст, но книга, с меняющимися от рассказа к рассказу шрифтами, виньетками, колонтитулами и номерами страниц.. Это нужно держать в руках, листать, поглощаться бесподобно прописанной атмосферой Амбры.
Как такового сюжета, скажем так, здесь маловато. Основная часть книги — ощущения.
Но по порядку. «Дарден» — неплохо, ноо..наверное, я не успела вчитаться на тот момент. «Краткая история» — вот это мне понравилось гораздо больше, комментарии чудесны. «Лейк» — творческая личность, мрачный город.. «Случай Х» немного похож на него, но тут уклон в сумасшествие, а от подобного в книгах я визжу от восторга. Дальше влюбляться в книгу было уже некуда, предел был достигнут. Немного омрачили впечатление нудноватые библиография к «Кальмару» и «Глоссарий» — и то лишь немного, ибо и в них есть свои достоинства. Отдельное удовольствие для мазохистов — сидеть разбирать циферки))) Да, и еще «Клетка», которую можно читать вообще отдельным рассказом, очень понравилась!
Пришелся по душе тот факт, что даже там, где повествование не от первого лица, ощущение, что рассказчик где-то поблизости, не покидало.
Однозначно буду перечитывать.
P.S. Хотя обычно на обложках книг пишут бредовые отзывы, с которыми я ни разу не согласна, но тут подписываюсь под каждым словом Locus: «Изысканная и тонкая литературная провокация».
P.P.S. Серошапки покорили. Не знаю чем, но покорили!
ArtemT, 23 августа 2009 г.
Один раз уже начинал читать этот сборник, но бросил: показался сильно нудным. Однако прочитав интервью с автором «Тройки» Степаном Чепмэном, которое сделал как раз Джефф Вандермеер (один из столпов движения New Weird), решил, что это знак =). Надо, мол, все ж таки прочитать «Город святых и безумцев» .
И прочитал =). Надо сразу сказать, что «Город святых и безумцев» — это сборник разноплановых произведений, посвященных вымышленному городу Амбре, где люди, загадочные грибные существа и огромные речные кальмары живут бок о бок. Есть обычные рассказы, есть летопись с якобы остроумными комментариями (одна из самых нудных вещей сборника), полунаучное исследование кальмаров, список литературы к этому исследованию (тоже с претензией на некую интересность ), справочник выдающихся личностей, мест и понятий, интервью с заключенным в психбольнице самим автором данного сборника и т.п.
Сама задумка такой книги — разносторонней энциклопедии вымышленного города, то в рассказах, то в исторических справках — хорошая. Но столь необычная форма предъявляет, по-моему, даже завышенные требования, как минимум к одной грани произведения: характерам ли персонажей, сюжетам ли или остроумности и силе придумок. Чем-то же должен цеплять, например, словарь Амбры, раз уж сюжет в нем отсутствует =). Как ни печально для такой обнадеживающей идеи, ее исполнение в целом мне не понравилось [кстати говоря о вымышленных городах: мне очень нравится Сигил из вселенной (пардон, мультивселенной) Planescape].
Ни одному герою не хотелось сочувствовать, ни одна фишка не впечатлила, ни один сюжет не увлек. Вообще в тех вещах, где есть сюжет, он легко предсказуем и малоинтересен. Впрочем, иногда бывают удачные сцены, например, в «Трансформации Мартина Лейка» — трое незнакомцев в птичьих масках заставляют художника совершить убийство на странной якобы-вечеринке. Но при этом все равно логика событий «Трансформации...» показалась мне надуманной, а сама идея выражена довольно бледно.
Может быть, это чисто дело вкуса (я вообще не люблю фентези, а хвалебных отзывов на «Город святых и безумцев» в рунете гораздо больше, чем критических). Но на мой взгляд, что ни возьми в «Городе...» — все искусственное, нарочитое, необязательное. Вандермеер любовно выписывает штрихи и узорчики, но они не складываются в общую живую картину. Что есть исследование о кальмарах (которые, возможно, разумные, симбиозятся с грибами и хотят захватить город ), что нет его... Это как люди-кактусы из «Вокзала потерянных снов» =). И как контрпример — говорящие собаки из «Вирта» Джеффа Нуна. Тоже можно сказать: ну, так можно много такого напридумывать . Но я говорю даже не об обоснованности того или иного невероятного явления. Хотя оно у Нуна есть, и родилось, возможно, из его увлечения электронной музыкой (о группе Autechre я узнал из его интервью): генетическое микширование, remix как литературный прием и т.п. Но, в конце концов, объяснение можно придумать любое и требовать его гиперреалистичности для фентези/фантастики, конечно, странно, все ж не научная работа. Дело в другом. Коренное различие, как я считаю, в том, что в нуновских разумных собак веришь — да, действительно, появились вот в будущем такие создания, они живые и натуральные. В отличие от мира и героев «Города святых и безумцев» и «Вокзала потерянных снов», где все плоско и просто.
Как мне кажется, очень характеризуют Вандермеера многословные заметки о шрифтах, которыми напечатаны вещи в сборнике, с такими пассажами: «Палатино, шрифт, выбранный «Хоэгботтоном и Сыновьями» для таких литературных произведений, как «Подробности о Тиране и другие истории» (включая «Клетку») Сирина, обладает драгоценной способностью сочетать в себе эссенции вяленой вишни, перца и черного шоколада. Угрюмый и меланхоличный, этот шрифт отражает навязчивые идеи своего создателя, труффидианского монаха Майкла Палатино.». Эти слова очень хорошо отражают дух и идею «Города святых и безумцев», их можно было поставить эпиграфом: форма превыше содержания, рамка с виньетками важней того, что она обрамляет.
Sfumato, 24 мая 2009 г.
Книга показалась довольно слабой...
Видно, что автор сделал ставку на необычную структуру произведения, хотел показать жизнь Амбры с разных точек зрения и разными способами подачи материала. Лично для меня все это — неудачный эксперимент с неприятным осадком по прочтении.
По порядку:
«Дарден влюбленный». Сюжет простенький и предсказуемый, невероятная медлительность событий, каждый шаг ГГ делает с заметным трудом. Так и хочется что-то пропустить, перелистнуть — большое количество ненужной «воды», бесконечные описания — мое воображение они вовсе не поразили. Как уже указывалось — эмоциональность проработана слабо.
«Хоэгботтоновское пособие по ранней истории Амбры» — абсолютно занудный опус, сюжет буквально рассыпается, с трудом можно уследить о чем вообще речь...
«Трансформация Мартина Лейка» — наиболее интересная вещь в этом сборнике. Есть сюжетная оригинальность, вставки с описаниями живописи — интересный ход (правда для меня они нечитабельные, уж очень туманно все описано). Впервые появляется намек на психологические изыски. Но эффект прежний — с трудом продирался сквозь большое количество отступлений непонятного назначения.
«Странный случай Х» — тоже вещь в определенном роде неплохая. Хотя заметно уступает вещам с аналогичным построением: психиатр(условно) vs пациент. Опять же, непроработанные психотипы и сюжет проще не бывает...
На приложения моих сил уже не хватает.
Вывод: подавляющее превосходство формы над содержанием. А так ли уж ценна здесь эта форма ? Особой оригинальности и буйной фантазии я не заметил. Атмосфера декаданса и прогнившего насквозь общества — далеко не новая тема, есть более достойные вещи такого рода. Определенно, с «Горменгастом» ни в какое сравнение не идет. А заявленная принадлежность к интеллектуальному фэнтези ? Собственно, интеллектуальности и психологизма там кот наплакал. Стиль автора какой-то угловатый, неповоротливый... :insane:
Сказочник, 23 июля 2010 г.
Безмерно красивый сборник хулигана и умницы Джеффа Вандермеера окунает читателя в многомерность города-мечты, города-кошмара... Автор жонглирует жанрами с такой головокружительной быстротой, что читатель не всегда успевает перестроиться. Мрачная готика резко переходит в саркастические замечания, сухой канцеляризм соседствует с любовными переживаниями, ужас и наивность, красота и эстетика отвратительного — книга не для всех и каждого, безусловно, но каждый вполне может найти для себя что-то близкое...