Гельмут Пеш «Die Kinder der Nibelungen»
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
zverek_alyona, 11 апреля 2019 г.
А могла бы получиться неплохая история для «подрастающего поколения» от 12-ти и старше.
Центральная идея у этого романа правильная: мир, люди и события очень редко делится на абсолютно черное и безупречно белое. Автор далеко не мимоходом и к тому же под разными углами рассматривает проблему, кого считать хорошим, чье дело справедливое, на чью сторону встать — и, соответственно, кого записать во враги и по какому принципу.
Другая интересная тема: что такое свободная воля и всегда ли виноват исключительно манипулятор, пытающийся повлиять на поступки других во благо себе. И не суть важно, что в этой истории такими манипуляторами выступают такие завзятые мифические трикстеры, как Один и Локи, а также своекорыстный и амбициозный карлик Альберих, предводитель темных альвов.
Приключения, с погонями, драками, предательствами, утратами, слезами и радостями, на мой взгляд, тоже вполне удались, включая необычную подачу событий легендарного Рагнарёка.
Что же не удалось и так серьезно повлияло на мою оценку, выставленную этой книге? Да практически 90% того, что касается скандинавской и древнегерманской мифологии. С учетом того, что дошедшие до нас легенды и мифы «страдают» существенными сюжетными пропусками и даже разными вариантами одних и тех же событий, для современных писателей остается безграничное море возможностей вписать в эти пробелы и несостыковки своё видение, свою версию событий. Многие так и делают (и у некоторых довольно неплохо получается).
Гельмут Пеш, к сожалению, пошел несколько другим путем: он взял уже известные кусочки мифологического пазла и перемешал их так, что «мама родная не узнает»: один поворот сюжета из этого мифа, к нему пристегивается кусочек из той легенды, добавляется хвост от третьей — и так далее. В результате история создания строительства стены вокруг Мидгарда (про то, как появился восьминогий конь Слейпнир) склеивается с легендой о братьях Фафнире, Регине и Отре, а комичная история о том, как Тор в наряде невесты свой молот выручал, — с легендой о визите Тора и Локи в царство Утгарда-Локи (про фантастические состязания). И это только два примера.
В фэнтезийном романе, рассчитанном на взрослого читателя, такой ход, может быть, и прокатил бы (правда, на мой вкус, всё-таки не в таких масштабах), но не в книге, рассчитанной в первую очередь на детей и подростков. В мифологиях разных народов и без того довольно сложно ориентироваться, так зачем еще больше ее запутывать для тех, кто только-только начинает знакомиться с миром древних легенд?
У «Детей Нибелунгов» есть продолжения: «Дети Эрина» и «Дети Авалона» (ирландские и английские приключения соответственно), но при таком подходе автора к мифологии читать остальные части трилогии мне не хочется.