Мэдлин Эшби «Company Town»
Награды и премии:
лауреат |
Премия "Медный цилиндр" / Copper Cylinder Award, 2017 // Для взрослых |
Номинации на премии:
номинант |
Локус / Locus Award, 2017 // Роман НФ | |
номинант |
Аврора / Prix Aurora Awards, 2017 // Роман на английском языке |
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Solnechnaja, 13 февраля 2017 г.
Роман Мэдлин Эшби Company Town мне захотелось прочитать ещё до выхода самой книги, стоило только увидеть анонс обложки. И даже аннотация «Промышленного города», нацеливающая на производственный триллер с детективной линией а-ля Джек Потрошитель и, как водится, очень особенной главной героиней не поколебала уверенность в том, что книга понравится. Интуиция, в общем и целом, не обманула, хотя вместо триллера я получила киберпанк «под «Нейроманта» с осовремененными реалиями и характерной для Гибсона атмосферой. Не обошлось, как водится, и без разочарований.
События романа разворачиваются в канадском городке будущего под названием Новая Аркадия. Несмотря на ударное развитие био- и промышленных технологий, качество жизни небогатых слоёв населения остаётся по-киберпанковски убогим. На пять гигантских обитаемых башен, жители которых различаются уровнем достатка и положением на социальной лестнице – два с половиной места работы. Одним из них до недавнего времени была нефтяная платформа, второе – «Объединённые секс-работники Канады», ну и половинку оставим барам и клубам, коих в Н. Аркадии великое множество. Естественно, в затхлом моногородке процветает криминальный элемент. Главная героиня, Го Чон Хва, на начало повествования работает в тех самых сексуальных услугах, но вовсе не тем, кем вы подумали. Дело в том, что ей в жизни ужасно не повезло – в мире, где красота стала доступным объектом торговли, а лицо и тело можно менять и совершенствовать в соответствии с любыми капризами и пожеланиями, Хва страдает от болезни Стерджа-Вебера, вызывающей эпилептические припадки и изуродовавшей ей половину тела. А отсутствие у весьма неблагонадёжной матери желания подправить ситуацию техническими средствами с детства сделало героиню изгоем, которого предпочитают не замечать в приличном обществе. Хва занимает должность телохранителя девиц лёгкого поведения и их инструктора по самозащите. Всё меняется, когда в Новую Аркадию приезжает богатое семейство Линчей, вознамерившееся построить под недавно взорвавшейся нефтяной платформой (взрыв этот, помимо всего прочего, унёс жизнь старшего брата Хва) ядерный реактор нового поколения, чтобы подмять под себя всю энергетическую отрасль и, в качестве побочного эффекта, обеспечить энергией чуть ли не всю Канаду.
Завязка для нф-триллера многообещающая, учитывая, что к ней прилагается дополнительная сюжетная линия: бывшие коллеги Хва, сменившей не самое доходное место на пост личного телохранителя младшенького Линча, начинают погибать при весьма загадочных обстоятельствах. К детективной интриге примешивается робкая любовная линия, ведь непосредственный начальник Хва и умник, и красавец, и может похвастаться сомнительным прошлым. И все эти, казалось бы, разнородные элементы романа складываются в очень органичную и увлекательную историю. Добавим к этому упадочную атмосферу города будущего, где можно купить всё, что угодно, кроме счастья; интересные характеры (им даже можно простить некоторую стандартизацию, когда под брутальным поведением всенепременно кроется чуткая и ранимая душа); насыщенность текста реалиями будущего, которые Эшби выдаёт читателю как сами собой разумеющиеся и не требующие объяснений – и к последней трети романа мне уже в каждой строчке чудился «Нейромант» Гибсона. Что само по себе неплохо, потому что автору удалось взять тот материал, который нам кажется уже несколько устаревшим, адаптировать его под современные тенденции – и вот уже ретрофутуризм превращается в отличный киберпанк, который вполне может претендовать на ожидающую человечество антиутопию.
Однако научившись у Гибсона динамичным историям в атмосферном антураже, Эшби переняла у него и досадный недостаток. Последняя треть «Промышленного города» – парад роялей в кустах, притянутых за уши выводов и обрывающихся на полпути сюжетных линий. Плохо это или не очень, зависит от того, превратит ли автор роман в цикл. Если Company Town – только начало истории, тогда у Эшби будет шанс объяснить недообъяснённое и показать недопоказанное. Однако сюжет романа, в общем-то, пришёл к логическому завершению, и если некоторые вопросы можно с натяжкой оставить на откуп читателю, то внезапное появление моего «любимого» убийцы-дворецкого, который на протяжении романа вообще нигде не фигурировал, но неожиданно оказался главным гадом – совсем нехорошо ни для триллера, ни для детектива, ни для киберпанка. Так что, несмотря на сумасшедшую динамику книги, особенно в финале, после прочтения остаётся неприятное чувство незавершённости, которому не на что пока опереться, раз уж продолжение не анонсировано. И даже буквальная реализация идеи Василиска Роко, ностальгически-гибсоновский взгляд на искусственный интеллект, виртуальное путешествие в викторианское прошлое в компании Трумена Капоте, уместное чувство юмора главной героини и на удивление милая любовная линия не позволяют оценить роман Мэдлин Эшби выше.