Франк Тилье «Головокружение»
- Жанры/поджанры: Триллер
- Общие характеристики: Психологическое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Европа (Западная Европа ))
- Время действия: 21 век
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Для взрослых | Только для взрослых
В новом триллере Франка Тилье «Головокружение» писателю удается создать леденящую и одновременно удушающую атмосферу захлопнувшейся ловушки. Герой романа альпинист Жонатан Тувье, покоривший главные вершины планеты, однажды ночью вдруг обнаруживает, что прикован к скале в странной пещере, выход из которой завален. Вокруг холод, лед, тьма, рядом его пес и два незнакомца: один, как и Тувье, прикован цепью к скале, другой может передвигаться, но на нем железная маска с кодовым замком, которая взорвется, если он в поисках спасения переступит красную линию. Невольные узники теряются в догадках: как и из-за чего они оказались здесь, кто манипулирует ими? Но главный вопрос звучит так: до какой степени отчаяния и озверения способен дойти человек, чтобы выжить?..
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
RebeccaPopova, 14 февраля 2023 г.
«Если рядом с тобой — чужой...»
Можно сказать, что в этой книге Франк Тилье меня удивил, продемонстрировав новую грань своего творчества.
Поначалу кажется, что автор знаменитых триллеров возвращается к достаточно любимой им теме «Квеста на выживание», столь очаровавшей меня когда-то в его «Головоломке» и использованной им также в качестве одного из элементов в «Луке, или Темном бессмертии», когда, подобно началу фильма «Пила», участники испытания приходят в себя в незнакомом месте и пытаются разгадать интерес к своей личности со стороны дьявольски изобретательного злоумышленника.
Взаимодействие героев, против своей воли помещенных в замкнутое пространство с крайне сомнительной перспективой выхода, неизбежно обостряет все возможные противоречия между персонажами — их поведение становится непредсказуемым и потому они оказываются неспособны противостоять постепенно надвигающимся опасностям стихии «единым фронтом».
Читатель же тем временем пребывает в довольно волнующем состоянии догадок о прошлом героев квеста и об их возможной связи друг с другом.
Однако есть в этом романе и нечто новое. Ссылаясь в эпиграфах каждой новой главы в числе прочего на столь любимые сердцу российского читателя приключенческие книги Жюля Верна, Джека Лондона и Марка Твена, автор романа рисует героическую эпопею выживания, рождающую ассоциации с дневниками практически обреченных на гибель прославленных полярных исследователей вроде Роберта Скотта и прочих экстремальных путешественников.
Однако Тилье не был бы самим собой, если бы не добавил ко вполне традиционной теме выживания в экстремальных условиях ощутимую щепотку взаимодействия с трупами и прочие леденящие душу многозначительно-зловещие детали антуража.
Ну, а дальше следует неизбежная развязка, где, по традиции, все перевернуто с ног на голову, оказывается мистификацией и т.д.
its_muffin_time, 7 декабря 2021 г.
Жонатан обнаруживает себя прикованным цепью за запястье где-то в пещере или горе. Выхода нет, рядом с ним только его верный пес. Чуть погодя Жонатан замечает человека с железной маской на лице, а второй точно так же прикован цепями ,как и главный герой. Мужчины находят письмо, в котором говорится, что им не выбраться из этого места и они умрут, вопрос лишь во времени. Для выживания у них есть лишь палатка, горелка, кастрюля и пару апельсинов.
Впервые знакомлюсь с Тилье и это было... динамично, напряженно и жестоко. Выживание уровня хард. Сколько может человек выдержать без еды? Сколько человек может находиться в холоде? Как много времени требуется, чтобы начать сходить с ума и пойти на что-то ужасное, чтобы выжить? Оказывается не так уж и много. Тилье пробуждает в героях самые ужасные черты характера. Хорошо передает атмосферу гнетущей безысходности и поведение в экстремальных условиях.
Сюжет не дает тебе передохнуть. Всегда что-то происходит и из-за этого не можешь прерваться. Постоянно гнетет вопрос, кто же этот маньяк, и что сделал герой такого ужасного, что оказался в такой ситуации? А ведь казалось бы обычный пятидесятилетний мужик. В книге много неприятных моментов и жестокость к животным. Не то, чтобы это меня как-то оттолкнуло от книги, просто читать об этом не особо приятно.
Вот вроде все отлично, но что-то мне не хватило. То ли герои мне не зашли, как-то ну не жалко их было, что ли. Даже собаку не жалко. От концовки я в замешательстве, и до сих пор мне это не дает покоя.
karlan, 12 февраля 2020 г.
Триллер замкнутого пространства.
Сюжет — изолированное выживание в замкнутой локации трех неоднозначных персонажей. Начало вполне себе неплохое, четкий слог, короткие главы, относительно быстрое развитие сюжета. Середина немного провисает, концовка мне вообще не понравилась. На мой вкус избыток рефлексии и страданий немного подпортил книгу, сократив наполненную ими середину можно было бы добиться гораздо большего. Страдания мне не близки.
В целом — я получил намного больше чем ожидал. Готовясь к чтению европейского детектива подсознательно готовишь себя к затянутости повествования, массе болтовни никак не влияющей на сюжет, излишней психологичности — здесь этого минимум, все подано достаточно ярко и лаконично.
Мне понравилось, полагаю на основе книги можно быстро написать сценарий и снять низкобюджетный фильм-триллер. Что само по себе по моему является определенным знаком качества в жанре.
7 из 10.
vorpol, 2 апреля 2021 г.
«Герметический» детектив в полном значении этого слова. Трое в лодке, то есть пещере + собака. Антураж автор выбрал необычный и неизбитый, а вот главная подоплека конфлика — альпинисты не поделили женщину — к сожалению, уже была разжевана Голливудом в «Вертикальном пределе» как и уже классическое членовредительство себя с целью освобождения из ловушек — «Пила». Тем не менее, хотя мотив и понятен, автор не дает значительных подсказок насчет того, а чем все закончится? Сюжет медленно, но упорно продвигается вперед, но не дает рассмотреть, а что там впереди (этим он напоминает загадочный предмет, спрятанный во люду, который видел и к которому долбился всю книгу Мишель).
Неторые сцены мягко скажем, на любителя — расчлененка, жаркое из собаки, носки из кожи покойника... не то, чтобы они шокировали, но читать такой натурализм неприятно.
В конце автор решил-было прокрутить еще раз его собственный финтиль с множественными личностями из «Головоломки», но потом, встроив на последней странице сцену с книгой и фотографией, таким образом создал двойное дно и закрутил интригу, оставив возможноть продолжить эту историю в следующих книгах.
rezviy-homiak, 22 ноября 2021 г.
Книги Тилье я читаю очень редко, раз в несколько лет. Они меня пугают, но при этом, начав книгу, очень сложно отложить её в сторону.
История, описанная Тилье, местами неправдоподобна и не выдерживает критического взгляда, если верить тому, что говорит главный герой. Если же стать на другую сторону, тогда все события принимают вполне определенные черты и получают логическое объяснение. Вопрос только в том, какая из сторон права? В творящееся безумие поверить сложно, но при длительном размышлении, начинаешь соглашаться с тем, что человек может дойти до подобного.
Хороший триллер, в котором минимум кровавых подробностей, много психологического напряжения и загадка, над которой нам предлагают подумать вместе с героем.
Хочу отметить аудиоверсию этой книги в исполнении Олега Новикова. Очень качественная работа, которая прибавляет атмосферы происходящему.
Zlata.24, 27 августа 2020 г.
Безусловно, захватывающий триллер.
Мрачность и безысходность, тревога за близких и непонимание происходящего — все это навевает такую жуткую картину, что целые главы проглатываются моментально, и невозможно оторваться — хочется поскорее узнать, кто и как задумал такую жестокую расправу. Атмосфера замкнутого пространства и ограничения свободы подталкивает главного героя в поисках разгадки переворошить прошлое, которое и так не давало ему покоя. Как оказалось, его есть за что судить, но в процессе чтения очень хочется пожалеть. Даже читатель быстро находит оправдание совершенным поступкам, что уж говорить о личности самого героя и его непринятии истины.
Финал все же несколько разочаровал — я надеялась на встречу героя с тем, кто все это осуществил и на «разжевывание» всех мотивов и поступков. Этого не произошло. А теряться в догадках «было-не было» и искать подтверждения — не совсем мое: автоматически включается защитная реакция организма по сохранению собственного здравого рассудка. Я просто принимаю тот факт, что автор в очередной раз мастерски преподнес психологическую драму на тему многолетнего чувства вины и как следствие — расшатанной психики героев.
Sanderson, 10 октября 2021 г.
Про книгу сказано уже многое: короткая, драйвовая, интересная. Особой жести нет, вопреки некоторым мнениям: уж точно не больше, чем в романах про выживание в горах или на Аляске (привет, Джек Л.!). Но лично мне непонятны отзывы про неоднозначный финал (открытый конец), вот тут попробую развить в спойлере на эту тему:
По-моему, тут автор всё очевидно раскрыл в эпилоге. Поэтому споры (в духе споров о концовке «Начала» Нолана) кажутся неуместными. Разве что некоторые уверены, что фотографию в подброшенной книге Жо тоже выдумал? Но на это нет особых указаний. Да, он может быть ненадёжным рассказчиком (ибо весь роман до эпилога — это написанный самим Жо роман «Тьма»), но эпилог-то вроде как приписан Тилье, и он пишет как факт, что Жо нашёл фотографию.
И с другой ведь стороны: Мишель себя весь роман вёл крайне подозрительно и было похоже на то, что это он всё оркестровал и подталкивает Жо и Фарида куда нужно. Вспомните про внезапный день рождения, про фотографию, про то, что он нашёл припасы, потом унёс их, что именно он скинул Жо в пропасть, что он готовил пищу, что он нашёл то, что стало оказалось куклой, что он разгадал комбинацию, что он сжёг деньги... в конце концов, что он не отрубил руку Жо, чтобы не оставлять следов. Если верить Жо, то Мишель очевидно Макс и именно он всё подстроил. А на основании чего нам не стоит верить Жо? Он любил собаку, любил дочь, любил жену и деньги по страховке ему не были нужны.
tapok, 19 июня 2018 г.
Готов ли ты узнать, как низко может пасть человек?
***
Франка Тилье нередко упрекают в подражании франшизе «Пилы». Дескать, столько же кровищи, расчлененки, месть и так далее. Однако я бы не назвал «Головокружение» (в частности) чем-то близким по духу к «Пиле», тем более, что всю франшизу смотрел и пересматривал не раз и не два. «Головокружение», как ни странно, напомнило мне (далее последует ключевой спойлер, я предупреждал!)
…трое незнакомцев просыпаются в пещере. Один из них – лжец, второй – вор, третий – убийца. Кто есть кто – вопрос центральный, но лишь на первый взгляд. Двое могут двигаться лишь в ограниченном цепью пространстве. Третий ничем не скован, кроме как взрывчаткой на голове, которая рванет, если он отойдет далеко от своих вынужденных друзей по несчастью. У этих людей есть немного воды и снаряжения, чтобы худо-бедно протянуть несколько дней в тяжеленных условиях.
«Головокружение» — роман очень короткий, но драйвовый. В нем напрочь отсутствует вода или пустопорожнее созерцание действительности. Герои, бредущие по алее Смерти, просто не могут тратить и единой секунды в пустоту. Даже в отчаянном положении они пытаются найти выход. И ввиду подобных условий их восприятие окружающей действительности граничит с галлюцинаторным. В итоге иногда тяжело отделить реальность от бредового состояния Жонатана Тувье (главного героя). Плюс язык повествования (и перевод) настолько выверен, что многие эпизоды переживаешь вместе с Тувье. Бред, лишения, голод, боль. Давненько я не встречал подобной эмпатии с каким-либо персонажем произведения.
Теперь немного о схожести с Кингом. Стивен часто помещает, казалось бы, обычных людей в совершенно необычные условия. И в итоге получается совершенно непредсказуемая, парадоксальная, болезненная реакция. И тут уже каждый сам решает, обвинять или нет героя. Это же Тилье делает с Тувье, Фаридом и Мишелем. Условия, в которые автор поместил героев, запредельные. Замкнутое пространство дополняет атмосферу, как и короткие эпиграфы к многочисленным главам. Они – отдельный плюс. Читая их, создается ощущение, что знакомишься с произведением Кракауэра «В разряженном воздухе». Или с фильмом «Эверест». Будто два произведения идут параллельно – одно происходит в замкнутой пещере, где царит голод и смерть, второе – это восхождение на высокую гору, где жизнь граничит со смертью, но шанс есть всегда.
Еще один намек в сторону Кинга – амбивалетность происходящего. Стивен зачастую так пишет произведение, что его можно понять двояко –
Заключение: сильное, тяжелое произведение. Читается легко из-за коротких глав и высокого уровня действия. Но вместе с тем читать тяжело, поскольку переживаешь с героями их лишения. Открытый финал заставляет выбрать ту или иную сторону. Мне определенно понравилось первое знакомство с творчеством Франка Тилье. Надеюсь, в скором времени прочитать у него что-нибудь ещё.
Kobold-wizard, 4 мая 2020 г.
https://kobold-wizard.livejournal.com/937682.html
Главный герой приходит в себя на дне ледяного ущелья, прикованный цепью к скале. Рядом обнаруживаются еще двое страдальцев. Они приговорены к смерти, но непонятно за что. Напряжение нарастает, когда каждый начинает подозревать других в своих мучениях.
История очень короткая. Аудиоверсия продолжается около 9 часов. Все это время с напряжением предчувствуешь пакостные авторские ходы. Любопытно ведь, в каком порядке и как скоро они будут сделаны. Кровавые травмы, голод, предательства, пытки, подозрения, страх за близких — все это выполнено мастерски. И не более. В развязке чувствуешь себя обманутым. Автор продемонстрировал создание напряжения из банальных модулей триллера, не привнеся ничего нового.
Итого: Эмоциональный фастфуд, а не полноценное произведение.
Greyzi, 21 января 2016 г.
Неоднозначные впечатления после читки. С одной стороны — прекрасный саспенс, хорошо прописанный антураж и личности героев, с другой — слабенький сюжет и невнятная интрига. Почти все уловки автора прослеживаются тут же и сюрприза не получается. Спасает всё атмосфера безысходности и беспросветная тьма.
По концепции Головокружение очень напоминает фильм Пила, первую часть, где несколько человек оказываются в замкнутом помещении с пасхальными кроликами по углам. История разворачивается не бурно, но достаточно что бы не дать заскучать. Жёстких натуралистических моментов много, а тяжёлый, убийственных дух сумасшествия пронизывает весь роман.
Концовка, как мне кажется, скомкана и ничем не обрамлена. То есть нет никакого вывода, никакого искупления, никакого реального возмездия, хотя в конце говорится обратное. Ну что же, так написал автор, ему виднее.
В итоге: хорошая история, интересная, но лишь для того, что бы скоротать вечерок другой, позабавить себя тревогой и переживаниями, и забыть об этом. Повторюсь, атмосфера у романа классная, очень хорошо чувствуешь замкнутое пространство и давление страха, охватившего людей, этого у книги не отнять. Фильм вышел бы отличный.
Wolf94, 19 июня 2017 г.
Сказать что я в шоке — ничего не сказать. Я просто не смогла оторваться от книги, до тех пор, пока не перевернула последнюю страницу и....О БОЖЕ! Как так?! Почему все закончилось? У меня еще столько вопросов, и мне нужны ответы!
Сюжет кажется банальным до возмущения. Этакая игра на выживание в духе фильма «Пила», с тремя ничем не связанными узниками. Что их объединяет? За какие это грехи они все наказаны? У каждого своя тайна. Кто же из них окажется Лжецом, а кто Вором, ну и наконец Убийцей?
Знаете что больше всего расстроило в книге? Так это присутствие в ней собаки. Мне все равно, пусть это и прозвучит жестоко и бессердечно, как бы они выживали, что бы они если, главное что бы собаку не трогали. Должна сказать, что хозяин (блин, имя забыла), эгоистичная сволочь. Есть хочется всем. Да, вроде бы каннибализм в современном обществе сами знаете как воспринимается. Но у вас же был там труп. Как никак мясо... У собаки инстинкты, да и у человека на голодный желудок все что не попадет в рот -радость. Съели бы его. Ничего страшного. Дико? Да. Но раз уж вы там застряли на неопределенный срок — довольствуйтесь тем, что есть. А тут...грусть печаль.
Как итог, довольно занимательная книга, способная оторвать от реальности на целый вечер. А послевкусие остается неясным. Открытый конец вводит в заблуждение. Остается куча вопросов, но все же...
Malody, 9 декабря 2016 г.
Дежавю
Три мудреца в одном тазу
Пустились по морю в грозу.
Будь попрочнее старый таз,
Длиннее был бы мой рассказ. -- Готэмские умники
Троя мужиков в пещере, прикованы к сему месту на самом деле. Один рукой, другой ногой, а третий с чугунной головой...
В общем не знают они друг друга и выбраться не могут. Начало сюжета напоминает фильм Пила.
Факты, намёки, события. Очень захватывающее начало, да и далее становится всё интереснее, — будто перед нами пазл и картинка постепенно вырисовывается (ну... по крайней мере мы на это надеемся). Сейчас рассмотрим каждую частичку по отдельности, но всё же нам надо увидеть всю картину целиком.
С самого начала произведения я ожидал квест, — им нужно выбраться, для этого у них есть: баллоны с ацетиленом, фотоаппарат с одним доступным кадром, собака, лёд, ящик с кодовым замком, и может что-то ещё. И да, поначалу складывается впечатление, что с помощью всего этого они должны суметь освободиться, тем самым завершив квест.
Но главные герои будто позабыли об этом, и как-то не очень то и пытаются выбраться. Получилось это сделать или нет, — читайте. Книга небольшая, читается захватывающе и нет там не одной лишней страницы. Мне лично показалась недосказанность про одного героя, но поразмыслив, я понял что автор дал немало фактов понять как он
Илориан, 1 марта 2016 г.
Конечно, ценность книги лишь в том, чтоб пощекотать нервишки. Пощекотали. Но думаю, автор и не писал её для чего-то другого. Мрачно, депрессивно. Главный секрет, хоть и не был искуссно завуалирован и сквозил из каждого абзаца, но, зуб даю — финал оказался неожиданным и именно такого вы не ожидали. Некая неоднозначность концовки — тоже солидный плюс: читатель может кое о чём поразмышлять и не забыть произведение сразу после прощального взгляда на последнюю страницу.
Правда не совсем понятно, зачем сюда приплели гомосексуальность главного героя — ну с этим уж, наверно, придётся смириться: это ж главный «бзик» нашей многострадальной эпохи, «герои нашего времени», так сказать. Да ещё несколько было смешно, когда герои спутали трёхкилограмовый топор с ключами. Где это автор видел такую связку ключей???
А в целом вполне приличная «выживалка-нервощекоталка». Любители подобного жанра будут довольны.